Насколько хорошо модераторы распознают ложные объявления в приложениях недвижимости и пропускают ли их, разбирались эксперты Роскачества.
Как проходила проверка
Осенью 2023 года в рамках исследования на лучшее приложение по поиску и аренде недвижимости специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества провели эксперимент по проверке качества модерирования объявлений и защите от фейков.
Эксперимент состоял из пяти этапов. Каждый день — новый этап.
-
В первый день было составлено и опубликовано подлинное объявление. На следующий день в описание добавили изменения, указав другое местоположение инфраструктурных объектов — они стали гораздо ближе. В последующие дни правки коснулись наличия в квартире мебели и техники — в тексте с каждым разом появлялось все больше подробностей и новых деталей.
-
Далее настало время более существенных корректировок. Так, специалисты изменили этаж, высоту потолков, общую и кухонную площадь, количество комнат, тип санузлов, наличие лифтов и мусоропровода — и вообще все, что сервис позволял редактировать.
-
На заключительном этапе первоначальные фотографии были заменены на совершенно новые, из другой квартиры. Цена на каждом этапе также росла, пока не увеличилась вдвое. Таким образом, к концу проверки от старого объявления не осталось и следа, только адрес.
Фейки блокировали сразу
В ходе проверки эксперты выявили, что во всех приложениях без исключения откровенно странные и неправдоподобные объявления даже не проходили модерацию. Публикации, в которых использовались ненастоящие фотографии, недостоверная информация о площади, этажах, количестве комнат или временные почтовые ящики, блокировались вместе с аккаунтами в считаные минуты.
Объявления с подвохом вычисляли не все
Далее с подтвержденных аккаунтов на модерацию были отправлены почти идеальные анкеты лишь с незначительными ошибками в данных и реальными фотографиями. После их публикации в течение недели в эти объявления вносилось все больше ложной информации, пока они не превращались в совсем другие квартиры.
Лучшая модерация объявлений
Она оказалась в приложениях «Авито» и «Этажи». Они показали более осознанный подход к проверке объявлений. Так, перед публикацией в «Этажах» операторы прежде связываются с автором объявления для подтверждения заявления на публикацию, предложения услуг и уведомления о том, что площадка возьмет процент с успешной сделки, так как всеми объявлениями занимаются их агенты.
Кроме того, после каждого редактирования объявление уходило на проверку к экспертам, которая длилась иногда сутки и даже дольше. Минимальные правки проходили, однако довести объявление до абсурда не получилось.
В приложении «Авито» самая первая проверка перед публикацией длилась около часа. Объявление вышло, но буквально через пять минут было скрыто из общего доступа.
Модерация платформы заподозрила, что владелец аккаунта может быть недобросовестным, поэтому в нашем случае появилось сообщение с просьбой подтвердить, что объявление было размещено реальным автором. Для этого предлагалось пройти проверку по видео. После успешного прохождения проверки объявление вернулось на всеобщее обозрение на час. Однако потом снова скрылось. На этот раз приложение распознало недостоверность нашего объекта недвижимости и попросило подтвердить его реальность. В нашем случае это можно было сделать, например, по выписке из ЕГРН.
Приложение «Авито»
Итог
В ходе проверки эксперты создавали и отправляли на публикацию фейковые объявления в приложениях недвижимости «Авито», «Домклик», «Метр квадратный», ЦИАН, «Этажи» и «Яндекс». Тексты писались разного уровня — от совсем абсурдных, без правдивой информации, до почти идеальных, с достоверными данными. Перед экспертами стояла задача понять, как быстро и каким образом площадки отреагируют на странные объявления. Затем в объявления не просто добавляли недостоверную информацию, а подменяли его содержимое. Таким образом, вместо одной квартиры предлагалась совсем другая.
Хотя на «Авито» фейковое объявление и пробыло в общем доступе некоторое время, алгоритмы проверки оказались достаточно чувствительными, чтобы затребовать проверки автора и даже документов. Очевидно, что площадка скрупулезно относится к модерации публикуемых объявлений. Поэтому и фейк опубликовать не получится, и подменить уже опубликованные данные другими — тоже.
Схема публикации и дальнейшие условия размещения в приложении «Этажи: недвижимость, ипотека» могут не каждому пользователю показаться удобными, однако модераторы тщательно отслеживают объявления и проверяют каждое изменение, внесенное в них.
Схема публикации и дальнейшие условия размещения в приложении «Этажи: недвижимость, ипотека» могут не каждому пользователю показаться удобными, однако модераторы тщательно отслеживают объявления и проверяют каждое изменение, внесенное в них.
В «Домклике» бесплатные публикации хорошо защищены по Сбер ID. В течение суток модерация заметила подозрительные изменения в объявлении и заблокировала его, а вместе с ним и аккаунт без возможности восстановления.
Объявление с подменой квартир в приложении ЦИАН выловили за один день и скрыли с требованием подтвердить в течение недели личность через Госуслуги или Tinkoff ID. В противном случае — бан.
При замене одного объявления на другое в приложении «Яндекс Недвижимость и Аренда» плашка «Заблокировано» прилетела с задержкой. Интересно, что блокировка была обусловлена нерабочим номером телефона. Работники сервиса проверяют актуальность телефонных номеров, указанных в объявлениях. Позвонили и по нашему с подменой, а мы намеренно не брали трубку. К тому же, судя по графикам статистики в приложении, просмотры собирались семь дней. Таким образом, объявление заблокировано, однако аккаунт — нет. Более того, в нем есть возможность указать новый номер телефона.
В приложении «Метр квадратный» (М2) объявление, в котором поменяли всё, кроме адреса, висело опубликованным, собирая просмотры. На момент написания материала фейковые объявления до сих пор висят на доске объявлений сервиса.
Сергей Бодров
руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества
Почти все приложения достойно справятся с блокировкой откровенно подозрительных объявлений — без хорошей подготовки фейкам пробиться на площадки будет трудно. Помимо внимательной проверки на «входе», сервисы также тщательно мониторят уже опубликованные объявления: проверяют актуальность телефонных номеров, ищут спам и копирование, просят подтвердить личность автора объявления, хотя и не все.
Проверка модерации объявлений в приложениях по поиску и аренде недвижимости показала, что сервисы серьезно относятся к качеству публикаций и достоверности информации. Даже если подозрительные элементы замечаются не сразу, а меры к нарушителю могут показаться не такими уж и строгими, рано или поздно любая попытка обмануть систему будет пресечена.
К сожалению, фейковые объявления — это далеко не все, что могут придумать мошенники. Схем обмана значительно больше, и не всегда для них нужны публикации в приложениях. Мы хотим, чтобы этот небольшой эксперимент помог пользователям лучше понимать степень их защищенности в сервисах, а площадкам — еще раз обратить внимание на вопросы безопасности.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.