Фальсификата на рынке мясной, молочной и рыбной продукции стало в несколько раз меньше. Об этом руководитель Роскачества Максим Протасов рассказал в новом интервью. Он также упомянул о разработке новых стандартов на «Эдам» и «Гауду» и борьбе с «зеленым камуфляжем».
Роскачество проводит 52 исследования в год, и часть из них – повторные. Благодаря им видна динамика позитивных изменений на рынке. Так, Максим Протасов отметил, что в ходе первых исследований молочной продукции (в том числе и сыра) Роскачество выявило 12–15% фальсификата (молочный жир производители заменили растительным). Сейчас эта цифра составляет по разным категориям не более 3%.
– Если говорить о продукции животноводства, то еще несколько лет назад мы отмечали целый ряд нарушений: это и фальсификация, когда в той или иной продукции выявляли незаявленные ингредиенты, и нарушения прав потребителей на достоверную информацию. Вспомним период, когда этикетки около 60% колбас содержали недостоверную информацию. То есть в продукции было, например, мясо птицы, а на этикетке указывались только свинина и говядина. Сейчас ситуация в корне изменилась: порядка 95–97% продукции, которую мы исследуем, содержит корректную информацию в маркировке товара, – рассказал Максим Протасов.
Аналогично ведется работа и с производителями рыбных консервов. В настоящий момент удалось снизить общий уровень фальсификата (когда дорогую рыбу подменяют более дешевой) в три раза. Также свежие исследования показывают, что треску перестали заменять филе минтая.
Поясняя, как именно Роскачеству удается очищать рынок от некачественных товаров, Максим Протасов пояснил, что мы в первую очередь действуем через потребителя. Осведомленные о качестве того или иного продукта покупатели приобретают ту продукцию, которая имеет высокий рейтинг по исследованиям Роскачества, и обходят стороной товары производителей, которые их обманывают.
– В наших руках инструментарий мягкой силы, когда сам потребитель влияет на торговые сети, на торговые каналы, на производителя, избегая продукции сомнительного качества, – подытожил Максим Протасов.
Роскачество разрабатывает стандарты на «Гауду» и «Эдам»
В связи с политической обстановкой возникла необходимость в импортозамещении продуктов, которые ранее не производили в России (по крайней мере, в больших объемах). К таким продуктам относятся и сыры «Эдам» и «Гауда». Появилось довольно много производителей этих сортов, но, так как не существует стандарта, один «Эдам» не похож на другой. То же самое с «Гаудой». Поэтому Роскачество участвует в разработке ГОСТов на эти продукты. В начале 2023 года разработанные документы станут предварительными национальными стандартами. Далее их ждет этап апробации, после чего они должны стать ГОСТами.
Развитие рынка органической продукции
Максим Протасов отметил, что органика – это наиболее быстрорастущий сегмент аграрного рынка во всем мире (ежегодный прирост составляет от 12 до 17%). Роскачество проводит мониторинг качества органических товаров на рынке – как импортируемых в Россию, так и производящихся в стране, а также популяризирует эту продукцию среди потребителей.
– На вопрос, что такое органическая продукция, было очень много версий, даже органическую химию из школьной программы вспоминали. Но о том, что это продукция, произведенная без синтетических удобрений, гормонов роста и химических средств защиты растений, знало очень мало потребителей, – говорит Максим Протасов. – Снижается количество людей, не знающих, что такое «органика». Покупатели уже отличают органические продукты от обычных, узнают органическую маркировку и знают, что есть реестр Минсельхоза, через который можно проверить ее достоверность.
На сегодня органическую продукцию производят в 43 регионах России, то есть фактически половина страны уже занимается ее производством. Ведется работа с гармонизацией стандартов и последующим взаимопризнанием органических сертификатов со странами ЕАЭС, Китаем, странами Ближнего Востока и арабского региона. В данный момент настоящей органикой в России считается продукт, получивший сертификат от российского органа сертификации. Иностранная продукция, которая прошла органическую сертификацию в других странах, должна перепройти ее в России, в противном случае товар будет отнесен к «зеленому камуфляжу» (или гринвошингу) – маскировке обычного продукта под органический, «зеленый».
Ранее Роскачество обнаружило следы пестицида в органических бананах, промаркированных Евролистом – знаком органической продукции, признанным на территории ЕС.
Кроме того, на рынке есть псевдоорганические продукты с «липовыми» сертификатами или вовсе без них.
Роскачество мониторит рынок (например, в ходе недавнего спецпроекта мы проверили качество товаров, промаркированных как органические, но не имеющих соответствующего сертификата) и работает с производителями, торговыми сетями, импортерами.
Я совершенно уверен, что, несмотря на то что органический рынок очень молодой, он должен строиться и работать по четким законам, таким же, которые позволили органическому рынку в других странах существовать так долго и развиваться так успешно, – заключает руководитель Роскачества.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.