03.11.2022

Роскачество исследовало псевдоорганические продукты

Добавить в закладки
Роскачество исследовало псевдоорганические товары, не прошедшие законную процедуру сертификации, но помеченные на упаковке или в описании товара как органика. Рассказываем, соответствуют ли их качество и безопасность критериям органической продукции.

Многие покупатели доверяют таким заявлениям на упаковке, как «натуральный», «эко» и др. Это подтвердили данные опроса, проведенного ЦИПП Роскачества. Эксперты выяснили, что 64% респондентов выбирают товар с пометкой «натуральный», 27% впечатляет надпись «эко» и 17% покупают «органические» продукты.

Действительно, обычному покупателю сложно разобраться, где настоящий «органический» продукт, а где — маркетинговая уловка, или так называемый гринвошинг . Роскачество уже не раз рассказывало, что однозначные критерии качества органического продукта установлены Федеральным законом № 280-ФЗ и стандартом ГОСТ 33980-2012. Изготовленная в соответствии с установленными требованиями и сертифицированная по всем правилам продукция попадает в реестр Минсельхоза, а производитель получает право называть продукт органическим.

В отличие от слова «органический», обозначения «натуральный», «экологичный», «полезный» и др. никак не регулируются, а значит, производитель или маркетолог могут вкладывать в эти понятия свое видение, и оно может не совпадать с ожиданиями покупателя. В итоге на вашем столе запросто может оказаться «натуральное» и «полезное» молоко с антибиотиками и овсянка с пестицидами.

В 2020 году Роскачество исследовало товары, отмеченные Евролистом — органической маркировкой, признанной в Евросоюзе, но не в РФ. Мы нашли следы пестицидов в органических бананах — кстати, их мы также перепроверили в этом году в рамках нашего спецпроекта. Рассказываем, что еще удалось выяснить в ходе нового исследования.

В «органических» продуктах обнаружены пестициды

В рамках спецпроекта 2022 года мы протестировали 18 товаров, в маркировке которых указано, что они органические. При этом в Едином государственном реестре производителей органической продукции информацию об этих товарах мы не нашли.

Справочно

Ранее мы просили читателей Роскачества присылать фото продуктов, названных органическими, но не помеченных знаком и QR-кодом, ведущим на страницу сертификата из реестра (маркировать этикетку знаком производитель не обязан, а вот подтвердить наличие сертификата должен). Покупатели указали нам на 204 товара.

В исследование не попали товары с пометками «био», «эко» и другими, так как использование этих слов хотя и является всего лишь маркетингом, но закон прямо не нарушает. В то время как надпись «органический» (сюда же относится «органика» и даже organic на латинице) на несертифицированный продукт явно нанесена нелегально.

Среди товаров, которые предложили исследовать покупатели, были чай, кофе, алкоголь, фрукты, сухофрукты, снеки, соевый соус, макароны, крупы, мука, батончики, суперфуд (смесь водорослей) и др. Это товары из крупных торговых сетей и маркетплейсов («Озон», «ВкусВилл», «Пятерочка», «Ашан», «Перекресток», Wildberries и др.). В итоге мы отобрали чай, сыр, хлопья, сухофрукты и другие товары. Все они были промаркированы как органические, при этом мы не нашли информацию о них в реестре Минсельхоза.

Исследованные нами продукты произведены как в России (Московская, Тверская, Брянская области, Москва, Башкортостан, Краснодарский край), так и в других странах (Латвия, Финляндия, Италия, Киргизия, Эквадор, Австрия, Германия, Шри-Ланка).

Закуплены товары были в офлайн- и онлайн-магазинах. Это «Магнит», «Ашан», «Азбука вкуса», «Глобус», «Утконос», «Яндекс.Маркет», «Озон», Wildberries.

Продукты растительного происхождения исследованы на наличие 397 самых распространенных пестицидов, а продукты с молочным компонентом (таких было всего два — торт «Крем Чиз» ТМ Organic Love и сыр маскарпоне ТМ «Ашан») — на 39 часто используемых антибиотиков. В многосоставных продуктах (таких как торт, состоящий из коржей и крема, хлопья и др.) мы исследовали все компоненты по отдельности.

  • В результате мы обнаружили пестицид флуопирам в чае матча ТМ Bio Matcha (произведен в Башкортостане). Флуопирам используется для протравливания семян и защиты их от грибковых заболеваний, в частности от серой гнили (Botrytis), настоящей мучнистой росы и др. Напомним, органическое производство начинается в том числе и с оценки семян. 

  • В сушеных абрикосах ТМ «Дары природы» (произведены в Московской области) мы выявили следы трех пестицидов — ацетамиприда, тиаклоприда и циперметрина.

Примечательно, что ацетамиприд — малостойкий пестицид, на поверхности растений он разрушается всего за 3–4 дня, в почве распадается максимум за пять суток. Следовательно, урожай для «органического» производства собирали практически одновременно с применением пестицида.

Эквадорские бананы ТМ Prima Donna, в которых мы находили пестицид хлорпирифос в 2020 году, в этот раз оказались «чистыми».

Перечислим другие товары, в которых мы не выявили пестицидов и антибиотиков:



Товары без нарушений
Название продукта Торговая марка
Изделие кондитерское мучное торт "Крем Чиз с крошкой печенья и натуральным кофе Organic Love
Сыр мягкий маскарпоне Ашан
Томаты очищенные резаные в томатном соке консервированные "polpa di pomodoro biologica" Bioitalia
Фрукты сушеные: слива сушеная группа А Наша Ферма
Кетчуп "Organic" томатный классический Rudolfs Rudolfs
Органические крупные овсяные хлопья геркулес Helsinki mills
Изделия кондитерские Vivani Органик шоколад горький 92% какао с кокосовым сахаром Vivani
Закуска "ORGANIC" из нута "HUMMUS" Rudolfs
Organic Banana Prima Donna Prima Donna
Чай зеленый органический цейлонский байховый среднелистовой с ароматом лесных ягод, мяты, жасмина Richman
Органический кофе в зернах Crema - смесь Арабика Mount Hagen
Продукт детского питания для детей раннего возраста, продукт прикорма - пюре фруктовое, протертое, пастеризованное Hipp
Biomania Love Granola Гранола Ореховая Love Granola
Напиток чайный Ромашка Matricaria chamomilla Certified organic (Kamille) SonnentoR
Майонез органический постный Kantur family
Африканский черный чай Черный Зеленый

Кто выдает псевдоорганические сертификаты?

Итак, органическим может называться только продукт, сертифицированный аккредитованным органом по всем требованиям законодательства. Но на рынке есть товары, которые имеют якобы органические сертификаты, причем информация о них может размещаться на упаковке и вводить в заблуждение покупателя. Дело в том, что до вступления в силу закона об органической продукции (в 2020 году) открылись частные организации добровольной сертификации органических продуктов. Каждая имеет свой логотип, название, и все они играют по своим правилам, то есть прописывают свои критерии, которым должен соответствовать товар. Эти критерии могут отличаться от требований действующего закона. На самом деле такая маркировка не дает никаких гарантий качества, а не аккредитованные в Росаккредитации органы не имеют права выдавать сертификаты на органическую продукцию.

После вступления в силу закона существование таких органов добровольной сертификации органики стало бессмысленным и не в полной мере легитимным — в нормативе четко прописано, что на территории РФ органикой можно называть только те товары, которые прошли сертификацию в специальных аккредитованных органах — один из них действует на базе Роскачества.

Так выглядит официальный знак органической продукции, выданный Роскачеством:

Чумак Александр Сергеевич Роскачество Директор по международным проектам.jpg
Александр Чумак
представитель Национального центра компетенций развития органической и «зеленой» продукции Роскачества 

Некоторые недобросовестные производители прибегают к коммерческим системам добровольной сертификации в органах по сертификации, не аккредитованных Росаккредитацией. Эти «органы» якобы также подтверждают, что продукция органическая, и даже имеют свою маркировку, схожую с государственной. Де-юре такие системы не имеют ничего общего с органикой. По результатам такой псевдоорганической сертификации безосновательно выдаются сертификаты, не имеющие ничего общего с действующими законодательными нормативами, не приходится говорить и о лабораторных испытаниях. Только сертификация производства по стандарту ГОСТ 33980-2016 дает такое право.

На какие стандарты опираются частные сертифицирующие организации и насколько критерии строгие — порой одним им известно. Закон же опирается на мировую практику, а стандарт ГОСТ 33980-2016 схож с международными стандартами в сфере органического производства.

Закон контролирует соблюдение принципов органического сельского хозяйства по всей цепочке производства: от земли до магазинной полки. Например, семена проверяют на содержание пестицидов и ГМО, мясо-молочную продукцию исследуют на содержание антибиотиков и т. д.

Орган по сертификации Роскачества, например, всегда отбирает пробы почвы, сырья, ингредиентов, хотя отбор проб не является обязательным. Считаем, что в органике одной документации для подтверждения соответствия недостаточно. Только опираясь на чистые протоколы лабораторных испытаний, можно декларировать, что продукция экологически чистая, — комментирует Александр Чумак.

Несмотря на схожесть органических стандартов в разных странах, в России признается продукция, сертифицированная только в нашей стране. Поэтому продукты с органической маркировкой других государств на российской полке можно расценивать как гринвошинг — стремление замаскировать обычный товар под «зеленый», полезный, органический, экологически чистый.

Евролист

Так выглядит Евролист

Как выбирать органические продукты?

Как видно из результатов исследования, наличие надписи «органический» без подтверждающей маркировки не гарантирует качество и безопасность продукта. Рассказываем, как отличить органический продукт от неорганического и не стать жертвой маркетинга.

  • Товар должен числиться в реестре Минсельхоза (найти товар можно по названию и QR-коду на упаковке — ссылка должна вести на запись в реестре; где-то указывают и номер сертификата).

  • Название товара на упаковке должно совпадать с тем, которое указано в реестре и сертификате.

  • Наименование производителя, указанное на упаковке и в описании сертификата, должно совпадать.

  • Сертификат, содержащийся в реестре, должен иметь статус «Зарегистрирован».

Только в этом случае производитель законно может использовать надпись «органический».

Подробнее о том, как выбирать органические продукты и отличать их от обычных, мы рассказывали ранее.

Реакция производителей

К сожалению, пока даже производители не всегда знают о нормативном регулировании производства органической продукции и не всегда понимают, что нарушают его. Роскачество занимается не только продвижением органической продукции, но и повышением грамотности по части выбора и производства органики у потребителей и у самих производителей.

Мы оповестили производителей исследованных продуктов. Некоторые товары промаркированы Евролистом, то есть имеют сертификаты, но получены они были не в России. Если импортер хочет продавать сертифицированную за рубежом органику, то ему нужно пройти процедуру сертификации в России. В других странах, в частности государствах Евросоюза, действует аналогичное требование: вся ввозимая из-за рубежа органика должна быть сертифицирована по принятым в ЕС нормам.

Так, представители итальянской марки Bioitalia (мы исследовали выпущенные ей томаты очищенные резаные в томатном соке консервированные Polpa di pomodoro biologica) не согласны с информацией Роскачества о том, что сертифицированное иностранное сырье не может называться органическим на территории России, и считают правомерным позиционировать томаты как органические, потому что они имеют сертификат, выданный в ЕС.

Похожая ситуация и с кофе ТМ Mount Hagen. Представители марки считают, что сертификация зарубежной органики в России является добровольной и ее отсутствие не мешает подчеркивать, что товар ранее был сертифицирован как органика (пусть и в другой стране).

Представители ТМ Richman также называют чай органическим, поскольку чайное сырье было сертифицировано в другом государстве (на Шри-Ланке). Тем не менее они согласились скорректировать маркировку. Сейчас производитель решает, как правильно промаркировать чай, и согласует макет с Роскачеством.

На упаковке хлопьев Biomania Love Granola Гранола Ореховая (ТМ Love Granola) написано «Цельнозерновые хлопья ORGANIC». В ответ на наше обращение производитель сказал, что сертификат имеется, — и не соврал. Почти. Гранола состояла из смеси хлопьев и орехов. Хлопья действительно были органическими (производитель имел сертификат, полученный в соответствии с законом), но остальные компоненты смеси были обычными. Поэтому позиционирование гранолы как органической в данном случае также является гринвошингом.

Производитель сыра маскарпоне ТМ «Ашан» (АО «Унагранде Компани») предоставил нам сертификат, который не числится в реестре Минсельхоза, да и выдавший его сертифицирующий орган не аккредитован — этот случай как раз пример разномастных и коммерческих организаций, направо и налево выдающих сертификаты.

Представители ТМ Sonnentor согласились изменить название и этикетку чайного напитка «Ромашка Matricaria chamomilla Certified organic (Kamille)» и прислали Роскачеству новый дизайн упаковки.

Представители «Озона» и Wildberries сообщили о начале проверки производителей органики на наличие сертификатов.

В «Яндекс.Маркете» и «СберМегаМаркете» сообщили, что являются лишь площадкой, а продавцы сами отвечают за свой товар. Действительно, согласно закону о защите прав потребителей, площадки не несут ответственности.

Тем не менее в судебной практике есть случай, когда по решению суда агрегаторам выносились штрафы за введение потребителя в заблуждение. Правда, были и другие случаи, когда суд выносил оправдательный приговор, снимая ответственность с маркетплейса.

Представители ТМ «Дары природы» (абрикосы, в которых мы нашли пестициды) и «Черный Зеленый» (африканский черный чай) сообщили, что продукция изымается из продажи.

Остальные производители или импортеры не ответили на обращение Роскачества.

Мы уведомили Роспотребнадзор, что на маркетплейсах продается псевдоорганическая продукция.

Таким образом, хотя в большинстве продуктов и не оказалось пестицидов или антибиотиков, некоторые образцы откровенно не соответствовали позиционированию «органический». Это значит, что только официальная маркировка и наличие сертификата в реестре Минсельхоза дают гарантию, что продукт действительно органический.

 

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Поделиться:
Вам понравилось наше исследование?
Оцените, пожалуйста, насколько исследование было для вас полезным:

Возможно, вам чего-то не хватило в исследовании?

0 комментариев
Наверх

Samsung Galaxy Note 8 (SM-N950F/DS) добавлен к сравнению Всего в списке 3 товара