24.01.2023

Суд обязал «Победу» изменить условия провоза ручной клади

Добавить в закладки

Завершилось дело, длившееся полтора года. Верховный суд РФ окончательно решил, что авиакомпания «Победа» нарушает правила перевозки пассажиров, устанавливая незаконные ограничения на провоз вещей. К слову, у лоукостера было два варианта ограничений ручной клади, один другого строже, собственно, наличие второго и стало поводом для разбирательства.

Судебный процесс начался в 2021 году после того, как Ространснадзор выдал «Победе» предписание изменить правила провоза ручной клади. Авиаперевозчик не согласился с этими требованиями и обратился в суд. Однако все инстанции, кроме апелляционной, вынесли однозначное решение: ограничения «Победы» нарушают законодательство и должны быть пересмотрены.

В 2018 году «Победа» ввела сразу два варианта правил провоза ручного багажа в салоне (напомним, что лоукостер предлагает очень выгодные тарифы для путешествующих без багажа, но при этом имеет право ограничивать вес и габариты ручной клади, чтобы пассажиры не пытались провозить чемоданы в салоне). Первый вариант – сколько угодно вещей, но при условии, что их суммарные габариты не превышают показателей 36 × 30 × 27 см. Второй вариант – одно место ручной клади с габаритами 4 × 36 × 30 см, плюс к нему дамскую сумку, портфель или рюкзак не больше 36 × 30 × 23 см, плюс некоторые вещи, которые указываются в авиационных правилах и которые нельзя исключить из списка (верхнюю одежду, костыли, необходимое в полете детское питание или лекарства и так далее). Для проверки в аэропортах установили специальные измерители, в которые должны были помещаться все вещи.

Верховный суд подтвердил решение более низкой инстанции, что ограничения, вводимые на дамские сумки, рюкзаки и портфели, – незаконны. По правилам эти предметы должны провозиться бесплатно, даже если их габариты сравнительно велики, при этом ограничение по весу на одного пассажира не может быть меньше 5 кг. «Альтернативное» ограничение габаритов и веса ручной клади незаконноы.

Авиаперевозчик «Победа» уже опубликовал на своем сайте новость, в которой сообщается, что правила провоза ручной клади претерпевают изменения. Так, из второго варианта правил исключается указание на максимальные габариты рюкзака и дамской сумки. При этом пассажиры по-прежнему не получают права провозить в салоне крупногабаритные вещи.

«Победа» сохранит и свой первый вариант правил провоза ручной клади, согласно которому клиент может взять с собой на борт любые не запрещенные к перевозке в салоне вещи при условии, что все они помещаются в калибратор (36 ×x 30 × 27 см). Кроме того, «Победа» по-прежнему рекомендует клиентам использовать данный вариант как наиболее понятный и удобный, говорится на сайте компании.

Игорь Поздняков
Игорь Поздняков
заместитель начальника отдела Роскачества по защите прав потребителей

Как следует из Воздушного кодекса РФ, все авиакомпании, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок и требования к обслуживанию пассажиров, устанавливаемые Ффедеральными авиационными правилами (ФАП). При этом отдельно отмечается, что перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, но эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров. Следует отметить, что в действующих нормативных актах не содержится такого понятия, как «лоукостер», все установленные федеральные авиационные правила подлежат применению ко всем перевозчикам вне зависимости от применяемой компанией ценовой политики. Поэтому в отношении перевозки ручной клади каждая авиакомпания вправе установить свои нормы по весу и габаритам, – - главное, чтобы были соблюдены установленные ФАП № 82 требования (например, норма провоза ручной клади в любом случае не может быть меньше 5 кг на одного пассажира, а также право пассажира провозить дамскую сумку или портфель в качестве ручной клади сверх нормы). Если же по каким-либо причинам представители авиакомпании ограничивают права пассажиров, установленные Федеральными авиационными правилами, необходимо обращаться к перевозчику с письменной претензией. Сделать это можно, как правило, в течение 6 месяцев (ст. 126 ВК РФ), при этом ответить должны не позднее чем через 30 дней. Перед этим лучше заранее собрать все доказательства нарушения прав пассажира: например, осуществить фото- и видеозапись, на которой детально будет виден факт нарушения; привлечь свидетелей и т. д. Если же авиакомпания откажется в добровольном порядке вернуть денежные средства, уплаченные за якобы превышающую по весу или габаритам ручную кладь, то отстаивать свои права предстоит в судебном порядке. Кроме того, у пассажира есть право обратиться с заявлением в соответствующие контрольно-надзорные органы – как следует из вышеописанной ситуации, в Ространснадзор.


Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

0 комментариев
Наверх

Samsung Galaxy Note 8 (SM-N950F/DS) добавлен к сравнению Всего в списке 3 товара