За оплату кошельком можно получить хорошую скидку. Но не является ли это недобросовестной конкуренцией и навязыванием своих услуг?
Читатели Роскачества обратились с просьбой объяснить, могут ли маркетплейсы давать скидки за использование своих кошельков и карт и не противоречит ли это закону.
Что такое онлайн-кошелек
Кошелек или карта маркетплейса — это онлайн-кошелек, на котором клиент хранит деньги и с которого оплачивает покупки на платформе. Чаще всего при оплате таким способом магазин дает скидку на выбранный товар. Такие кошельки или виртуальные карты имеют за собой банки в качестве операторов и входят в реестры ЦБ РФ.
Иногда такие кошельки создаются автоматически при регистрации, иногда требуется подать заявку на создание и оформление.
Типы кошельков
Существует несколько типов кошельков с разными лимитами. Все зависит от того, прошел ли пользователь идентификацию или нет.
- Анонимный кошелек. Он создается сразу, не требует никаких подтверждений, с его счета сразу можно оплачивать товары. Но основной его минус — небольшие лимиты, в зависимости от площадки они могут меняться.
-
Электронный кошелек с прохождением упрощенной идентификации. Если пройдена дополнительная процедура идентификации или оформлена карта с подтверждением личности, то лимит будет увеличен.
Законны ли такие скидки при оплате кошельком?
Кроме того, идентификация еще и увеличивает размер скидки (например, на Wildberries). Тем самым покупатели, скорее всего, предпочтут платить кошельком, а не картой своего банка. Может показаться, что два покупателя, покупающие один и тот же товар, но оплачивающие его разными способами, поставлены в неравные условия. Один платит больше, другой ¬— с кошельком — меньше. Маркетплейс как будто бы навязывает кошелек клиентам. Что говорит закон на этот счет?
Данное положение закона разъяснил Роспотребнадзор в Письме от 22.09.2016 № 01/12735-16-31, указав на то, что «разрабатываемые и реализуемые продавцами товаров маркетинговые стратегии, направленные, в частности, на повышение привлекательности безналичных расчетов за счет предоставления разного рода скидок (бонусов и т. п.) с “основной” цены товаров при их оплате банковскими картами или иными электронными средствами платежа, в тех случаях, когда они адресованы неопределенному кругу потребителей, свидетельством нарушения законодательства о защите прав потребителей не являются».
Закон четко говорит о том, что раз такие кошельки могут завести все желающие, то и нарушений здесь нет.