Маркетплейсы предлагают скидки за оплату кошельком. Это законно?

Советы и факты
27.11.2024
Читатели Роскачества обратились с просьбой объяснить, могут ли маркетплейсы давать скидки за использование своих кошельков и карт и не противоречит ли это закону.

Что такое онлайн-кошелек


Кошелек или карта маркетплейса — это онлайн-кошелек, на котором клиент хранит деньги и с которого оплачивает покупки на платформе. Чаще всего при оплате таким способом магазин дает скидку на выбранный товар. Такие кошельки или виртуальные карты имеют за собой банки в качестве операторов и входят в реестры ЦБ РФ.

Иногда такие кошельки создаются автоматически при регистрации, иногда требуется подать заявку на создание и оформление.

Типы кошельков


Существует несколько типов кошельков с разными лимитами. Все зависит от того, прошел ли пользователь идентификацию или нет.

  • Анонимный кошелек. Он создается сразу, не требует никаких подтверждений, с его счета сразу можно оплачивать товары. Но основной его минус — небольшие лимиты, в зависимости от площадки они могут меняться.
  • Электронный кошелек с прохождением упрощенной идентификации. Если пройдена дополнительная процедура идентификации или оформлена карта с подтверждением личности, то лимит будет увеличен.


Законны ли такие скидки при оплате кошельком?


Кроме того, идентификация еще и увеличивает размер скидки (например, на Wildberries). Тем самым покупатели, скорее всего, предпочтут платить кошельком, а не картой своего банка. Может показаться, что два покупателя, покупающие один и тот же товар, но оплачивающие его разными способами, поставлены в неравные условия. Один платит больше, другой ¬— с кошельком — меньше. Маркетплейс как будто бы навязывает кошелек клиентам. Что говорит закон на этот счет?

Действительно, навязывание дополнительных товаров или услуг как таковое недопустимо. Что касается формы и порядка оплаты, то, согласно п. 4 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Данное положение закона разъяснил Роспотребнадзор в Письме от 22.09.2016 № 01/12735-16-31, указав на то, что «разрабатываемые и реализуемые продавцами товаров маркетинговые стратегии, направленные, в частности, на повышение привлекательности безналичных расчетов за счет предоставления разного рода скидок (бонусов и т. п.) с “основной” цены товаров при их оплате банковскими картами или иными электронными средствами платежа, в тех случаях, когда они адресованы неопределенному кругу потребителей, свидетельством нарушения законодательства о защите прав потребителей не являются».

Закон четко говорит о том, что раз такие кошельки могут завести все желающие, то и нарушений здесь нет.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
1 комментарий
ivamovd
14.07.2025 21:35
Не согласен с формулировкой "раз такие кошельки могут завести все желающие..." Чтобы завести такой кошелёк, надо иметь смартфон, который стоит немалых денег. У меня вообще нет мобильника, я бедный. Выходит, бедные должны переплачивать!
А ещё не продают товары за наличные рубли. Это тоже нарушение двух законов:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Статья 140. Деньги (валюта). Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, включая расчеты цифровыми рублями.
2. Пункт 1 ст. 16.1 Закона «О защите прав потребителей» - продавец обязан обеспечить возможность оплаты работ, услуг путем использования национальных платежных инструментов (платежная система «МИР»), а также наличных расчетов по выбору потребителя.
И государство совсем не пресекает такие нарушения!
Роскачество
16.07.2025 16:04
Ответ ivamovd:  
Здравствуйте! Как вы могли понять из текста публикации, под всеми желающими понимается неопределенный круг потребителей, при этом  речь идет не о переплате лицами, не воспользовавшимися предложением, а о предоставлении скидки с "основной" цены товара при оплате с помощью такого кошелька. Что касается необеспечения возможности оплаты наличными, то в приведенной вами норме, а именно п. 1 ст. 16.1 Закона РФ "О защите прав потребителей", содержится формулировка "в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем".
Читать дальше Свернуть
Читайте также
Наверх

добавлен к сравнению