В праздники (да и не только) во многих школах устраивают дополнительные мероприятия для учеников и их родителей. Часто детей в принудительном порядке «просят» принять участие в организации этих праздников, а потом приходить на них. Обязательно ли это? И может ли школа применить «санкции» к тем, кто отказывается?
Внеурочные занятия
Подобные занятия могут быть расценены как внеурочные. Ибо таковые включают в себя следующие направления:
-
Спортивно-оздоровительное.
-
Духовно-нравственное.
-
Социальное.
-
Общеинтеллектуальное.
-
Общекультурное.
Это могут быть дополнительные кружки, тематические встречи, круглые столы, конференции, конкурсы и викторины, экскурсии, посещение театров и музеев, соревнования, а также праздники, приуроченные к определенным датам вечера и концерты для учеников и родителей.
Школа сама определяет, какая именно внеурочная деятельность будет проводиться для учеников. Жестких требований нет, хотя обычно имеются некоторые общие рекомендации.
Объем таких занятий определяет школа, есть только верхняя граница количества часов, которую нельзя превышать (в целях заботы о здоровье детей):
-
330 часов в год в 1-4 классах.
-
350 часов в год в 5-11 классах.
При этом важно отметить, что в законодательстве нет строгого понятия «внеурочная деятельность», поэтому границы таких занятий остаются достаточно размытыми, указывается только, что они не должны быть похожи на обычные уроки.
Школа, естественно, заинтересована в том, чтобы ученики участвовали в подобных мероприятиях, ведь они должны быть направлены на воспитание детей и достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Но далеко не каждый школьник разделяет энтузиазм относительно такой внеклассной деятельности, да и родители бывают против.
Так могут ли заставить?
В законе «Об образовании» указывается, что ученики должны ответственно и тщательно осваивать школьную программу и соблюдать требования учебного заведения, которое они посещают. А внеурочные занятия — обязательная часть школьной программы. Поэтому зачастую учителя настаивают на том, чтобы дополнительные мероприятия никто не пропускал без уважительной причины.
Также стоит отметить, что по внеурочной деятельности не предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации – то есть за нее запрещено ставить оценки, а пропуски не влияют на отметки по основным предметам.
Но в данном случае имеет большое значение то, что именно предлагается детям как внеурочное занятие. Дополнительные кружки, конференции, круглые столы, экскурсии, образовательные поездки, и так далее — могут считаться частью обучения, они вносят вклад в образование ребенка и расширяют его кругозор. А различные «не учебные» занятия типа подготовки праздников, мероприятий для младших классов, уборка школы после — вряд ли могут быть расценены как обязательные элементы программы. Да, некоторые из них могут вносить вклад в эрудицию и общий культурный уровень ребенка, но далеко не все, отчасти и в конкретных ситуациях.
Поэтому школьники и их родители могут отказаться от участия в дополнительных мероприятиях, если они считают, что это не внесет вклад в образование.
Школа со своей стороны не может принуждать участвовать (но учителя, конечно, могут уговаривать и различными способами склонять это сделать), и в случае отказа — применять санкции к ученикам. Неучастие во внеурочных занятиях не должно никак влиять на оценки, и если это происходит, родители вправе предъявлять руководству образовательной организации претензии.
В реальности часто школьники и родители стараются пойти навстречу, чтобы не портить отношения с учителями, но если таких опасений нет, можно смело поступать так, как кажется правильным и нужным для ребенка.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.