Центр изучения потребительского поведения (ЦИПП) Роскачества и «Детский мир» провели совместный опрос родителей и выявили ключевые тенденции и факторы, влияющие на выбор школьной одежды.
По данным опроса, для 64% опрошенных россиян школьная форма для детей в учебном заведении является обязательным атрибутом. У 27% респондентов в школах, где обучаются их дети, предъявляют требования к внешнему виду учащихся, но не устанавливают при этом обязательную единую школьную форму. 3% сообщили, что в школах, куда ходят их дети, собираются ввести школьную форму в следующем учебном году. Только 4% опрошенных ответили, что у их детей в школе отсутствует как обязательная форма, так и требования к одежде.
Половина родителей покупают по два комплекта школьной формы — в прошлом году так делали 41%. Также с 38 до 29% снизилась доля тех, кто покупает более двух комплектов школьной формы. Примерно каждый пятый (21%) родитель ограничивается приобретением одного комплекта.
Исследование показало, что школьную форму чаще всего покупают для учеников начальной и средней школы (примерно в каждой пятой семье). Для старшеклассников форму покупают реже (около 3%).
Наиболее востребованными элементами школьной формы являются брюки, а также блузки и рубашки — их, по результатам опроса, покупают 82% и 80% родителей соответственно. Про покупку жакетов и жилетов рассказали 39%, пиджаки покупают 28%. Юбку как школьную форму приобретают 39% опрошенных.
75% россиян покупают школьную форму исключительно в розничных магазинах, 52% — на маркетплейсах, 15% предпочитают специализированные интернет-магазины.
Август является наиболее предпочтительным периодом для покупки школьной формы: 38% родителей покупают предметы школьной формы в первой половине августа, 27% — во второй половине. 21% родителей покупают школьную форму в период первых двух летних месяцев. Сильно заранее школьную форму приобретают 10% россиян, а 2% опрошенных устраивают шопинг в начале сентября.
При выборе школьной формы родители прежде всего обращают внимание на вид и состав ткани (58%), качество пошива (56%), дизайн и фасон (55%). Для 56% родителей важно, чтобы вещь в первую очередь нравилась ребенку.
Фактор цены по сравнению с прошлым годом немного снизился: если в 2024 году 52% опрошенных обращали внимание на цену, то спустя год эта цифра составляет уже 45%. Также в прошлом году 43% обращали внимание на акции и скидки, а в 2025 году — уже 36%. На бренд школьной формы обращают внимание 19% опрошенных родителей. 18% покупают только ту школьную форму, которую порекомендует учитель или руководство школы.