В закон предложено ввести понятие меда

Новости
02.03.2022

С 29 июня 2021 года в России действует закон «О пчеловодстве». В нем даются определения таких понятий, как пасека или пчелиная семь, но при этом нет точного указания, какой продукт считается собственно медом. Подобная «неточность» оставляет большое пространство для фальсификации, а привлечь недобросовестных производителей к ответственности сейчас невозможно: нет четких формулировок – нет нарушений. Чтобы исправить эту ситуацию, сенаторы Совета Федерации разрабатывают поправки в закон. Если их примут, терминологической путаницы больше не будет.

В поправках фиксируются определения основных понятий, отсутствующие в законе сейчас.

  • Мед – природный продукт, результат жизнедеятельности пчел, выработанный из нектара растений, который пчелы собирают, преобразуют, обезвоживают и оставляют в сотах для созревания.
  • Медовый продукт – пищевой продукт, производимый на основе меда.
Если эти поправки примут, у производителей больше не будет возможности ссылаться на отсутствие официальной терминологии, позволяющей им вносить вольные изменения в рецептуру и состав своей продукции. Напомним, что ГОСТы (в которых содержатся требования к продукту) сегодня носят рекомендательный, а не обязательный характер, и нарушением является только упоминание ГОСТа в маркировке при отсутствии соблюдения всех его требований.

В начале февраля прошло совещание в Совете Федерации, на котором рассматривался этот вопрос. Большинство экспертов и производителей сходится во мнении, что уточнение терминологии жизненно необходимо для современного рынка. Большинство экспертов признали, что для противодействия фальисификации продукции целесообразно дать исчерпывающее и корректное определение меда, медовых продуктов, других продуктов пчеловодства и именно таким образом разграничить товары, выставляемые на полки магазинов. Покупатель в свою очередь сможет принять информированное решение и проголосовать рублем за то, что для него более предпочтительно.

Требуются и иные нововведения в этой сфере, направленные на совершенствование методик тестирования (в том числе, таких, которые будут приниматься зарубежными контрагентами без дополнительных исследований) и разработку дорожной карты.

Однако нужно отметить, что далеко не все производители поддерживают такое начинание. Некоторые игроки рынка выражают мнение, что уточнение терминологии только внесет путаницу и пойдет во вред как производителям, так и покупателям. Впрочем, аргументация такой позиции остается под большим вопросом, потому что медовый продукт присутствует на рынке и сейчас, но четких требований к его позиционированию нет, а это оставляет большое пространство для манипуляций и введения покупателей в заблуждение. По некоторым данным, до 70% всего меда на российском рынке на сегодняшний день – фальсификат. При этом объемы производства весьма внушительные, Россия входит в пятерку лидеров по производству меда.

То, что ситуация требует ужесточения правил маркировки и оценки продукта, подтверждают и наши исследования. Из 46 исследованных за все время товаров в 11 случаях выявлена фальсификация.

Принятие поправок и введение определений не исправят сложившуюся ситуацию с фальсификатом в одночасье, но позволят привлекать к ответственности тех производителей, которые пытаются продавать под видом меда продукты на его основе (в лучшем случае). Постепенно такая практика приведет к тому, что подделок станет меньше, а общее качество на рынке меда – выше.

Саратцева Елена Роскачество.jpg
Елена Саратцева
заместитель руководителя Роскачества

Роскачество регулярно исследует мед. К сожалению, в связи с отсутствием методической и лабораторной базы часть исследований приходится проводить в зарубежных лабораториях.

Даже при выявлении фальсификации ведущими мировыми центрами пчеловодства, российские контрольно-надзорные органы не могут привлечь производителей к ответственности, в связи с отсутствие нормативных требований к ряду идентификаицонных характеристик. Фактически сегодня под видом меда можно безнаказанно реализовывать сахарный сироп, называя его крем-мед, мед-суфле и иными привлекательными названиями.

Вызывает удивление позиция профильного технического комитета, который вместо внедрения передовых технологий и методов выведения российской продукции на передовые позиции международного рынка отстаивает позиции фальсификатчиков.


Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
0 комментариев
Читайте также
Наверх

добавлен к сравнению