Онлайн-аптеки набирают популярность
Согласно исследованиям аналитиков, к концу 2024 года объем рынка интернет-аптек в России достиг более 300 млрд рублей, что на более чем 20% превышает показатели предыдущего года.
В 2025 году эксперты прогнозируют рост рынка интернет-аптек в России на 15–20%.
Наибольшим спросом среди потребителей пользуются следующие категории товаров:
- Средства для лечения простудных заболеваний.
- Препараты для лечения хронических заболеваний.
- Витамины и биологически активные добавки (БАДы).
- Товары для личной гигиены и ухода.
- Медицинское оборудование для домашнего использования.
Какие приложения исследовали?
Чтобы выяснить, насколько приложения онлайн-аптек функциональны, качественны и безопасны, Роскачество протестировало 28 приложений: по 14 для iOS и Android.
Юристы АНО «ПравоРоботов» изучили политики конфиденциальности сервисов на соответствие Федеральному закону «О персональных данных» (№ 152-ФЗ от 27.07.2006) и выделили негативные и положительные аспекты, на которые пользователям стоит обратить внимание.
В исследование вошли приложения из категории «Медицина», отвечающие всем следующим условиям: приложение должно входить в топ-100 в магазине хотя бы на одной из платформ (iOS/Android); позволять заказать доставку на дом и/или забронировать лекарственное средство (препарат) для дальнейшего выкупа в аптеке; быть бесплатным. Количество пользовательских оценок (отзывов) должно было составлять не менее 1000 хотя бы на одной из платформ.
Как проводили тестирование приложений?
Испытания проводились по 135 критериям. Во время исследования специалисты использовали приложения как рядовые пользователи: тщательно изучали карточку подходящего приложения в магазине, устанавливали его на тестовое устройство, регистрировались и проверяли все базовые сценарии использования — от поиска через каталог и изучения карточек товаров до оформления заказа и отслеживания его вплоть до доставки.
Дополнительно изучалась возможность настройки профиля приложения и наличие службы поддержки. По окончании функционального тестирования проверялось удобство использования, специалисты определяли по количеству кликов степень доступности базовых разделов приложения, кроссплатформенность и адаптацию для людей с ограниченными возможностями.
Помимо этого, проводился тест приложений на безопасность с использованием специализированного ПО. В результате были проверены все ключевые функции, оценены удобство, безопасность, а также производительность и надежность приложений онлайн-аптек.
Каждый из критериев получил «вес» в зависимости от своей значимости, что позволило в итоге сформировать максимально объективную оценку. Некоторые критерии оценивались без веса, но соответствующие характеристики указаны в карточках приложений.
Функциональность
Одна из самых важных потребительских характеристик любого мобильного приложения — это функциональные возможности. В этом исследовании соответствующая группа параметров испытаний составила 35% от итоговой оценки приложений.
Регистрация
Абсолютно все исследованные приложения можно использовать без авторизации. При этом только приложение «Ютека» позволяет авторизоваться с помощью всех возможных способов авторизации: по номеру телефона, через аккаунты экосистем и по электронной почте.
Поиск и сортировка товаров
Возможность отыскать нужный препарат в каталоге аптеки и детализация этого процесса критически важны для пользователя. Анализировались возможности поиска вручную, с помощью голосового ввода, по штрихкоду, возможность посмотреть историю поиска и популярные запросы.
Наиболее полно функция поиска реализована у приложений Apteka.ru, «Мегаптека», «Все Аптеки», «Здравсити» и «Аптека Столички».
Популярные запросы можно посмотреть только у восьми приложений из 14. Отображение изменения цены реализовано во всех исследованных приложениях, кроме «Все Аптеки». Также у этого приложения отсутствует сортировка результатов.
Отдельно тщательно анализировались фильтры, которые можно задать при поиске лекарственного препарата в приложении. Самым экзотическим оказалось назначение лекарства врачом (только у шести приложений). Показания и симптомы также можно задать при поиске менее чем в половине приложений. В полном объеме поисковые фильтры представлены в приложении «Ютека», за что оно получает пять баллов.
Карточка товара
От ее наполнения зависит объем информации, которую получит пользователь о товаре и на основе которой он, скорее всего, будет принимать решение, заказывать ли ему данный препарат или нет. Так как данный критерий является ключевым для сервисов такого типа (и указывать данную информацию производители обязаны по закону), карточки товаров оказались информативными (срок хранения, цена, количество в упаковке и т. д.) у всех приложений — большинство получило более 4,5 балла.
Корзина и оформление заказа
Это следующий логический шаг после того, как пользователь ознакомился с необходимым ему товаром через карточку и принял решение о покупке. Здесь оценивались отображение итоговой стоимости заказа и доставки, возможность очистить корзину и так далее. Наиболее полная функциональность корзины у приложения «Ютека», наименее — «Мегаптека» и «Все Аптеки».
Интересно, что общий вес заказа невозможно посмотреть ни в одном приложении, хотя это важный критерий для определенных пользователей.
Заказ
От того, насколько детально проработан сам процесс заказа, от его подтверждения до оставления отзыва, зависит пользовательский комфорт и в немалой степени то, как он субъективно оценивает качество услуги. У нескольких приложений, например «Аптека Столички» и Farmlend, не реализована функция доставки заказа, доступен только самовывоз. У 14% приложений сделанный заказ нельзя отменить, что также не слишком удобно.
В аптеках можно приобрести рецептурные препараты, однако их не должны доставлять на дом. Эксперты проверили данную гипотезу и подтвердили, что препараты действительно не доставляются.
Способы оплаты
По данному критерию практически все приложения получили оценки ниже трех баллов. Оплатить заказ наличными можно только в приложениях Apteka.ru, «Здравсити», «Ютека» и «ЕАПТЕКА» на iOS и Android.
По результатам тестирования, наиболее функциональные приложения — «Ютека», «ЕАПТЕКА» и Apteka.ru на обеих платформах.
Удобство использования
Простота и удобство пользования онлайн-аптеками оценивались экспертами по 13 критериям, которые составили в сумме 25% от итоговой оценки приложений.
При оценке простоты и качества навигации эксперты оценивали, насколько легко определить, где пользователь находится, находился и куда он может переместиться в дальнейшем, а также подсчитывали минимально необходимое количество действий (кликов) для выполнения основных пользовательских сценариев. В их числе: переход в корзину, в историю заказов, поиск товаров и другие. Все приложения показали себя достаточно удобными в навигации, набрав в среднем 3,5 балла и больше.
Наиболее удобные приложения по итогам исследования — «ЕАПТЕКА», «Аптеки 36,6», «Аптеки Плюс» на Android и «Ютека», «Аптеки 36,6» и «Аптеки Плюс» на iOS.
Доступность
Центр цифровой экспертизы Роскачества также проверил приложения на доступность для людей с ограниченными возможностями по зрению.
Ключевые результаты в таблицах ниже:
Самые распространенные ошибки в текущем исследовании онлайн-аптек — неподписанные элементы для программ чтения с экрана, некорректная фокусировка и сложная авторизация.
Информационная безопасность
Информационная безопасность имеет большое значение для приложений, так как пользователи во всех приложениях указывают свои персональные данные.
В этом исследовании группа из шести критериев по безопасности составила 15% от итоговой оценки приложений. В процессе исследования эксперты оценивали, запрашивает ли сервис только минимально необходимые пользовательские данные и разрешения, присутствуют ли аналитические трекеры, собирающие информацию о пользователе, а также можно ли удалить аккаунт.
Отдельно анализировалась безопасность передачи данных приложения и пользовательских данных. Для этого эксперты производили захват всего трафика, который пересылает приложение, с помощью специализированного ПО (Wireshark), а затем анализировали его на наличие незашифрованных данных.
Удаление аккаунта из приложения без обращений в службу поддержки реализовано во всех приложениях, кроме «Аптека.ру» и «Все аптеки», что со стороны информационной безопасности можно считать отличным результатом, ведь у большинства пользователей есть быстрый и доступный способ удаления аккаунта.
Дополнительно эксперты Роскачества провели проверку всех приложений на Android анализатором на наличие уязвимостей и НДВ Solar appScreener при использовании технологии автоматического бинарного анализа, без осуществления реверс-инжиниринга (декомпиляции исходного кода).
Были выявлены следующие потенциальные уязвимости: обращение к DNS в 100% случаев, небезопасная рефлексия также у 100% исследованных приложений, небезопасная собственная реализация SSL — 93%. Слабый алгоритм хеширования у 100% исследованных приложений, использование незащищенного протокола HTTP — 93%.
Трекеры от Google присутствуют почти у всех приложений, кроме «Аптеки Плюс» и «Мегаптека». В приложениях «Здравсити» и «Планета Здоровья» трекеров от нескольких крупных корпораций больше, чем в других приложениях.
Трекер является частью приложения и отслеживает действия пользователя. Изначально его цель — помогать разработчикам развивать свой продукт и следить за пользовательскими предпочтениями. Но с точки зрения сохранности метаданных трекер должен быть или платным от крупной аналитической компании, или от самого разработчика. Ведь все данные, получаемые трекером, поступают сперва в аналитическую компанию, изготовившую данное ПО, а затем отправляются разработчикам.
Правовая оценка
Роскачество и АНО «ПравоРоботов» провели анализ на соответствие политик конфиденциальности сервисов требованиям закона «О персональных данных» (№ 152-ФЗ от 27.07.2006) и опережающим критериям. Эксперты выделили аспекты, на которые пользователям стоит обратить внимание.

Аналогичная проверка онлайн-аптек проводилась около трех лет назад, и на этом основании мы можем сделать ряд выводов.
Во-первых, бросается в глаза, что основная масса компаний так и оставила свои политики конфиденциальности без изменения, даже не уделив внимания тем рекомендациям, которые для них были подготовлены.
Во-вторых, к рекомендациям все-таки кто-то прислушался. Так, две компании — «Столички» и «Здравсити» — заметно улучшили свой подход к защите персональных данных. Некоторые подошли к делу максимально расчетливо и в краткую и емкую политику постарались вписать максимум положений, прописанных в законе. Так, в частности, поступили в сети «36,6».
В целом, учитывая, что методология и принцип подсчета результатов в этом году немного смягчились, в том числе и в связи с перераспределением и балансировкой «весов» каждой характеристики, общие результаты улучшились, и «средняя температура по больнице» оказалась гораздо лучше предыдущего значения. Но всегда есть куда расти и куда дальше развиваться, так что нам остается надеяться, что хотя бы в этот раз наши рекомендации не останутся без внимания, тем более что до идеального результата многим компаниям осталось сделать всего пару шагов.
Выводы

Проведенное исследование показало, что мобильные приложения онлайн-аптек в целом демонстрируют положительную динамику развития, предлагая пользователям широкий спектр функциональных возможностей. Однако, несмотря на это, существуют значительные резервы для улучшения в областях, связанных с доступностью для людей с ограниченными возможностями и обеспечением информационной безопасности.
Надеемся, что результаты нашего исследования станут стимулом для дальнейшего совершенствования данных сервисов. В будущем мы планируем продолжить мониторинг этой сферы, уделяя особое внимание защите персональных данных пользователей.
И, конечно, настоятельно рекомендуем разработчикам приложений онлайн-аптек внимательно изучить наши рекомендации и внести необходимые изменения в свои политики конфиденциальности, чтобы обеспечить надежную защиту прав и интересов пользователей.
Исследование проведено в соответствии с методикой испытаний, базирующейся на предварительном национальном стандарте на сравнительные испытания мобильных приложений ПНСТ 277-2018.