Игровой комфорт: рекомендации для пользователей с ментальными особенностями

Советы и факты
15.12.2025
Эксперты Роскачества рассказывают, как сделать видеоигры безопасными для людей с РАС, СДВГ и другими ментальными особенностями.

Волгин
Илья Волгин
руководитель направления UX исследований Роскачества

Увлекательный игровой мир должен быть безопасным. Особенно для тех, чье восприятие может быть более чувствительным. Первый шаг — создать спокойную обстановку: мягкий свет, отсутствие мигающих элементов, неспешный темп игры. И помните, что ваше самочувствие важнее любого квеста. Если возникают сомнения относительно безопасности игры или вы испытываете дискомфорт, обязательно проконсультируйтесь с квалифицированным врачом.

С какими трудностями сталкиваются игроки с ментальными особенностями?


Видеоигры давно перестали быть просто развлечением — они стали важной частью современной культуры, способом самовыражения, социализации и даже терапии. Однако для значительной части пользователей игровой процесс может быть менее доступным и комфортным. Речь идет о людях с ментальными особенностями, такими как расстройства аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), эпилепсия, дислексия и другие состояния, которые влияют на восприятие, концентрацию, эмоциональное состояние и когнитивные способности.

Для таких пользователей стандартные игровые механики, интенсивная графика, быстрый темп или сложное управление могут стать источником стресса, перегрузки или даже физического дискомфорта. Например, люди с РАС могут испытывать трудности с обработкой сенсорной информации, поэтому игры с яркими визуальными эффектами или громкими звуками им не подходят. 

Пользователи с СДВГ могут столкнуться с проблемами концентрации в играх, требующих длительного внимания. Для людей с эпилепсией определенные визуальные эффекты, такие как мигание или резкая смена кадров, могут быть опасны для здоровья. А для тех, кто страдает дислексией, текстовые элементы в играх могут стать серьезным барьером.

Как Роскачество помогает сделать игры доступнее?


Внимание к ментальной доступности в видеоиграх — это не просто вопрос удобства, а необходимость, которая позволяет сделать игры доступными для всех. Инклюзивный дизайн игр не только помогает пользователям с ментальными особенностями чувствовать себя комфортно, но и расширяет аудиторию, делая игры более социально ответственными.

На основе проведенных глубинных интервью и анализа отзывов игроков с ментальными особенностями, мы разработали рекомендации, направленные на оптимизацию игрового процесса. Они охватывают настройку игрового пространства, выбор подходящих игр и адаптацию игровых параметров, чтобы сделать процесс более комфортным и удовлетворительным. Наша цель — не только помочь пользователям с ментальными особенностями наслаждаться играми, но и подтолкнуть разработчиков к созданию более доступной игровой среды для всех.

Как создать комфортную игровую среду для людей с ментальными особенностями 

Шаг 1: Настройка игрового пространства


  • Дистанция до экрана: играйте на расстоянии от компьютера, чтобы видеть границы монитора. Это может помочь избежать чувства дискомфорта и укачивания.
  • Яркость и освещение: уменьшите яркость экрана и избегайте игры в темноте. Подсветите пространство за монитором, чтобы снизить нагрузку на глаза.
  • Оконный режим: играйте не на полном экране, а в оконном режиме. Это позволяет видеть границы экрана и может уменьшить чувство укачивания.

Шаг 2: Настройки игры


  • Графика и детализация: уменьшите детализацию графики и отключите визуальные эффекты, которые могут вызывать перегрузку. Такая настройка снизит нагрузку на систему и улучшит плавность игры.
  • Тряска камеры: отключите функцию тряски камеры, если такая имеется. Настройка может значительно улучшить комфорт во время игры.
  • Угол обзора: расширение поля зрения помогает избежать чувства укачивания.

Шаг 3: Выбор игры

  • Типы игр: избегайте игр с быстрым темпом и сложными механиками. Обратите внимание на стратегии и 2D-игры, где камера не вертится, а также на игры с интуитивно понятным управлением, которые не требуют быстрой реакции и сложных комбинаций.
  • Геймплей: перед покупкой посмотрите геймплей игры. Если она вызывает дискомфорт, лучше отказаться от покупки. Ознакомьтесь с отзывами других игроков, особенно тех, кто имеет схожие предпочтения и чувствительность к контенту.
  • Игры против реальных людей: рассмотрите возможность игры в одиночку или с друзьями, чтобы снизить уровень стресса. Также можно выбирать игры с совместным режимом (с акцентом на совместное прохождение, а не на конкуренцию). Отдавайте предпочтение играм с дружелюбной атмосферой, где поощряется взаимодействие между игроками.
  • Тематика и содержание: обратите внимание на тематику игры. Избегайте игр с обилием насилия, жестокости или шокирующих сцен. Вместо этого выбирайте более расслабляющие игры с позитивным или нейтральным содержанием.


Мнение игрока

«У меня расстройство аутистического спектра, и мне трудно играть в 3D-игры, где много всего происходит сразу — куча механик, движений, действий. Это быстро утомляет, и я чувствую себя некомфортно, — рассказывает Михаил, 23 года, Москва.— Иногда помогают настройки, например, если убрать тряску камеры. А еще я не играю против реальных людей — для меня это слишком стрессовый фактор».


Общие рекомендации для игроков с ментальными особенностями


  • Технические настройки могут значительно повысить комфорт во время игры. Вот три ключевых параметра, на которые стоит обратить внимание:
  • Частота кадров (FPS): низкий FPS может вызывать дискомфорт. Убедитесь, что настройки графики оптимизированы для достижения стабильного уровня.
  • Фиксация на противнике: если игра поддерживает функцию фиксации на противнике, используйте ее. Это может помочь сосредоточиться и снизить уровень стресса.
  • Пробуйте разные настройки: экспериментируйте с различными настройками, чтобы найти оптимальные для себя. Каждый игрок уникален, и то, что работает для одного, может не подойти другому.

Какие игры могут быть опасны для психического здоровья пользователей?


Отдельные категории видеоигр могут представлять особую опасность для психического здоровья. Стоит крайне осторожно относиться к следующим типам контента:

  • Высокий уровень насилия и жестокости. Реалистичные сцены убийств и агрессии могут провоцировать стресс, усиливать внутреннюю агрессию и вызывать дезориентацию.
  • Интенсивные боевые симуляторы. Динамичные баталии с резкими звуковыми эффектами способны стать причиной тревожности, панических атак и повышенной возбудимости.
  • Жанр психологического и визуального хоррора. Элементы ужаса, шокирующие сцены и атмосфера безысходности часто вызывают интенсивный страх, глубокую тревогу и могут служить триггерами для посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
  • Многопользовательские игры. Быстрый темп, необходимость постоянного соревновательного взаимодействия, включая токсичное поведение внутри сообществ, являются источниками хронического стресса и социальной тревожности.
  • Динамичные экшены с агрессивным геймплеем. Высокая скорость принятия решений в сочетании с постоянным насильственным взаимодействием может приводить к перегрузке нервной системы, вспышкам раздражительности и агрессии.


Ужас 1.jpg

Ужас 2.jpg

Ужас 3.jpg

Ужас 4.jpg

Подобный контент способен усугубить существующие психические трудности, вызвать регресс или стать катализатором острых негативных состояний.

Что в итоге?


едалов
Данил Едалов
консультант по киберпсихологии и ИИ

Адаптация игровых механик под психотипы и ментальные особенности пользователей не является актуальной практикой, поэтому обратить внимание на данную проблему сейчас очень важно. Например, для игроков с СДВГ критически важна частота вознаграждений и минимизация скучных, репетитивных действий, чтобы поддерживать необходимый уровень дофамина и фокуса. В то же время для человека в состоянии депрессии, когда волевой ресурс истощен, а когнитивная гибкость снижена, необходим мягкий онбординг, отсутствие жестких наказаний за ошибки и возможность разбивать задачи на микроцели. Когда игра учитывает эти нюансы, она предотвращает фрустрацию и позволяет человеку войти в «состояние потока», вместо того чтобы чувствовать собственную несостоятельность из-за невозможности справиться с интерфейсом или темпом.


С точки зрения психологии, такая персонализация удовлетворяет базовую потребность в компетентности. Игры часто выполняют роль психологической стратегии совладания со стрессом (копинг-стратегии), а адаптивный дизайн превращает цифровое пространство в безопасную среду. Если система «понимает» состояние игрока и подстраивает сложность или визуальный ряд (например, убирая сенсорную перегрузку), это валидирует опыт пользователя и снижает тревожность. В результате игра становится не источником дополнительного стресса, а инструментом эмоциональной стабилизации и восстановления ресурса, что формирует глубокую и доверительную привязанность к продукту.



Видеоигры могут быть прекрасным способом отдохнуть, проявить фантазию и пообщаться с друзьями, но их влияние на каждого человека индивидуально. Особенно внимательно к выбору игры стоит подходить тем, кто чувствителен к стрессу или перегрузкам. Важно не только выбрать подходящий жанр, но и правильно настроить игру: обеспечить плавную картинку, убрать резкие звуки и эффекты. Главное правило — прислушиваться к себе. Следите за реакцией организма на игровой процесс и не игнорируйте дискомфорт. 

Надеемся, что этот материал не только поможет пользователям найти подходящие игры, но и вдохновит разработчиков на создание более инклюзивных проектов, где каждый участник игрового мира сможет чувствовать себя комфортно.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
0 комментариев
Читайте также
Наверх

добавлен к сравнению