Стоит ли доверять свои пароли менеджерам паролей на Android?

Советы и факты
28.12.2022

О надежности менеджеров паролей

11046-750x500-3.jpg

Эксперты Роскачества по тестированию цифровых продуктов проверили полсотни менеджеров паролей в Google Play Store, особенно уделяя внимание приложениям «со дна» рейтинга. Стратегия была выбрана осознанно, чтобы увеличить риск нарваться на вредоносную программу. Тогда появится резонный вопрос: почему в официальном магазине вообще оказались такие приложения?

Хотя, по заявлениям Google, количество вредоносного контента сокращается год от года, у пользователей Play Market все же остается высокая вероятность скачать и установить себе на смартфон троянскую программу.

Многие так называемые менеджеры паролей в Google Play Store на самом деле являются фишинговыми приложениями, предназначенными для кражи паролей людей.

Реклама в приложениях

И снова она. В приложениях ее присутствие давно никого не удивляет. Понять разработчиков можно: они таким способом монетизируют свой продукт и поддерживают его на бесплатной основе. Однако на этом позитивная сторона заканчивается.

Важно

Некоторые разработчики начинают откровенно злоупотреблять доверием пользователей, и рекламные баннеры переходят рамки навязчивости.


В том или ином виде реклама есть в 100% приложений. У двух из 50 рекламу можно отключить после платной подписки. Однако после ухода Visa и MasterCard оформить ее стало затруднительно.

Конечно, небольшие рекламные баннеры внизу экрана не являются помехой и демонстрируются они только при запущенном приложении. Основные кнопки приложения располагаются вверху, поэтому риск случайного нажатия на баннер сведен к минимуму.

Более ощутимое неудобство и даже опасность представляют баннеры, которые выскакивают при заполнении формы «логин-пароль» или при сохранении пароля. Их размер доходит до половины экрана в 11 из 50 исследованных приложений: PassLocker Password Manager; Simple Password Manager; My Simple Password Manager; Securden Password Manager и пр.

кузьменко новая
Сергей Кузьменко
СТАРШИЙ СПЕЦИАЛИСТ РОСКАЧЕСТВА ПО ТЕСТИРОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ПРОДУКТОВ

Опасность случайного нажатия на рекламный баннер в том, что содержимое последнего не проверено. Разработчики часто совершенно не в курсе, какая именно реклама будет демонстрироваться на их платформе. Известны случаи, когда рекламные баннеры в приложениях размещали мошенники. Таким образом, пользователи могут случайно нажать на баннер и перейти на фишинговые ресурсы. А вот как «обработают» пользователя, который случайно оказался на поддельной странице, уже вопрос социальной инженерии.


Излишние разрешения

Для работы менеджера паролей в мобильной операционной системе нужен минимум разрешений. Только 27% приложений от всех соблюдают это правило.

Загадкой для специалистов стал запрос на доступ к геолокации. Зачем? Ведь сохранять пароли можно вне зависимости от местоположения.

Справочно

Однако доступ к карте попросили почти все приложения из списка, особенно отличились Simple Password Manager; Password Vault; «PassGen генератор паролей».


Запрос на разрешение к просмотру местной Wi-Fi-сети и всех устройств, подключенных к ней, от менеджера паролей также кажется странным. Такие «хотелки» обнаружены у Password Vault; ID Control Password Management; Password Generator; Simple Password Manager.

Просмотр этой информации не представляет угрозы, однако при наличии множества IoT-устройств, соединенных в единую Wi-Fi-сеть, появляется возможность сбора излишка данных о вас.

Важно

То есть если менеджер паролей окажется «нечист на руку», то кто-то посредством него сможет получить данные с IoT-устройств, сформировать о вас досье и использовать по своему усмотрению.


Программы-сталкеры

К откровенному stalkerware мы причислили те приложения, которые просят доступ к микрофону, осуществлению телефонных вызовов и получению данных о статусе телефона. Среди исследованных с таким обилием доступов попались следующие приложения: Simple Password Manager; Password Generator; Password Generator & Manager.

В худшем случае такая вседозволенность может привести к прослушке и записи телефонных разговоров.

Вывод

11046-750x500-2.jpg

Таким образом, у проверенных нами 50 приложений есть проблемы с излишними доступами и рекламными баннерами различных размеров и разной частотой появления на экране.

Так как мы имеем дело с приложениями с бесплатной функциональностью, то реклама там будет присутствовать по умолчанию. Ведь разработчики «сдают» места под рекламу в целях монетизации. К сожалению, нельзя быть уверенными, что ссылка в баннере не ведет на сомнительные сайты или не является фишинговой. Конечно, вероятность невелика, но она есть, особенно если устанавливать малоизвестное приложение с низким рейтингом. Только премиум-доступ позволяет убрать рекламу.

Совет

По итогам проверки очевидно, что стоит устанавливать только те приложения, у которых высокий рейтинг скачивания и под которыми пользователи оставили много положительных комментариев в Google Play Store.


При выборе беспроигрышным вариантом будет отдать предпочтение известным разработчикам и крупным компаниям, зарекомендовавшим себя на рынке. От рекламы в приложениях вам, правда, все равно избавиться не удастся, зато риск скачать вредоносный код сводится к минимуму. Но действительно стопроцентной гарантии не может дать никто.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
1 комментарий
eer
17.01.2023 15:33
В том или ином виде реклама есть в 100% приложений.

Есть нормальные менеджеры паролей с шифрованием, оффлайн и без рекламы. Лежат в опенсурс репозиториях типа f-droid. Тот же keepass dx или сейф+ . А тут какие-то абстрактные за некоторыми совсем уж неадекватными по разрешениям обозначенными исключениями. Конкретики мало и выборка небольшая. Вроде 50 а самые популярные не обозначены и какие 50 - не ясно.
Читайте также
Наверх

добавлен к сравнению