Что делать, если продовольственные товары оказались некачественными или просроченными.
Продукты питания занимают особое место среди товаров, когда речь идет о возврате и обмене. Продовольственные товары можно вернуть или обменять, только если их качество оказалось ненадлежащим. Что делать, если вы купили испорченный товар? Или продукт с истекшим сроком годности? Как поступать в таком случае?
Что такое продовольственные товары?
К продовольственным товарам относится вся продукция, имеющаяся в магазинах или на продуктовых базах, которая может быть употреблена в пищу человеком после ее покупки и проведения определенных манипуляций.
Можно ли вернуть продовольственные товары надлежащего качества?
Закон «О защите прав потребителей» запрещает обмен и возврат продуктовых товаров надлежащего качества. Но некоторые продавцы имеют политику возврата продовольственных товаров и могут пойти навстречу и обменять товар, если он вам не подошел. Однако стоит помнить, что это личная инициатива продавца. По закону он в полном праве отказать вам в приеме качественных продуктов обратно.
Можно ли вернуть продовольственные товары ненадлежащего качества?
Вернуть или обменять можно продукты питания ненадлежащего качества, например:
- с истекшим сроком годности;
- с несоответствием информации на упаковке товара и его содержания (например, в упаковке с гречей вы обнаружили рис);
- с наличием посторонних или даже вредных для применения в пищу элементов.
При возврате продовольственных товаров вы вправе:
- поменять их на аналогичные, но надлежащего качества;
- получить деньги обратно;
- получить часть средств обратно и оставить продукты у себя.
Претензия по обмену/возврату некачественного продукта питания должна быть оформлена:
- до окончания срока использования товара (с приложением доказательств) – если вы покупали товар с неистекшим сроком годности;
- либо позже – если вы купили товар с уже истекшим сроком годности;
- либо позже – если вы физически и морально пострадали от использования некачественного продукта питания и имеете доказательства (в частности, показания свидетелей, чеки, медицинскую справку, результаты экспертизы).
В случае отсутствия веских доказательств продавец вправе отказать вам в обмене/возврате продовольственного товара.
Что нужно для возврата продуктов питания ненадлежащего качества?
- сам некачественный товар;
- чек, подтверждающий покупку данного продукта (или другое доказательство покупки);
- паспорт (для заполнения заявления на возврат, если понадобится его составить).
В магазине нужно предъявить некачественный товар и обозначить причину его непригодности.
Далее возможно два варианта развития событий:
1. Явная непригодность товара
Если у возвращаемого продукта питания будут видны явные следы порчи (например, плесень, посторонние элементы, грязь и т. д.), то продавец произведет обмен некачественного продукта на качественный аналог или вернет вам деньги. Возможно, даже не придется составлять заявление о возврате.
2. Отказ продавца воспринимать ваши доводы о непригодности товара
Если продавец сочтет ваши доводы о ненадлежащем качестве товара субъективными и откажется принимать товар, что тогда?
Тогда продавец может отправить товар на экспертизу. В этом случае понадобится составить претензию в двух экземплярах. Один останется у вас, другой вы вручите администрации магазина или отправите на адрес продавца заказным письмом с уведомлением о доставке. В претензии нужно указать:
- информацию и контактные данные заявителя;
- название организации обращения и Ф. И. О. ее руководителя;
- суть претензии и предложения по решению проблемы;
- дефекты продовольственного товара;
- перечень документов, подтверждающих покупку товара именно у данной организации (чек, показания свидетелей и т. д.);
- требования к продавцу (вернуть деньги, поменять на другой товар);
- дата составления/подачи и подпись заявителя.
Претензию нужно отдать администрации магазина, проследив, чтобы на претензии поставили отметку о вручении. Время, отведенное продавцу на ответ по заявлению, составляет 10 дней. При наличии каких-либо проблем в решении конфликта придется обращаться в суд.
Помните, что вскрытая упаковка – не повод для отказа!

– Важно! Повреждение упаковки не является причиной отказа в возврате товара. Если продавец не хочет принимать некачественные продукты обратно из-за нарушения целостности упаковки, он поступает незаконно. В этом случае оставьте соответствующую запись в книге жалоб (если она имеется в торговом помещении, поскольку с января 2021 года является необязательной) или на сайте магазина в разделе обратной связи. А также сообщите в Роспотребнадзор.
Просим вас задавать вопросы в комментариях.
Хотите знать больше о своих правах? Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Купила куриные яйца 30 шт, категория с1
Покупала через приложение магазина 11.04.25, сегодня 22.04.25 обнаружила, что внутри яйца категории с1 и с2, написала на почту онлайн-магазина, ответили, что 7 дней прошли и претензию не принимают. Правомерно ли это?
Они отказали в возврате, ссылаясь на свои правила:
"Уточнили детали — с товарами всё в порядке.
Сделать возврат не получится (по Правилам работы сервиса (https://kuper.ru/sp/rules-sbermarket)).
Осуществляйте приемку заказа при доставке: осматривайте товары, проверяйте количество, ассортимент, комплектность, сроки годности и качество.
После приёмки заказа претензии не принимаются."
Подскажите, правомерен ли такой отказ?
Соответственно, если вы обнаружили в товаре недостаток, который не был оговорен продавцом (либо вам была предоставлена недостоверная информация о товаре), вы по своему выбору вправе предъявить продавцу одно из требований по ст. 18 Закона. Рекомендуем обратиться к продавцу с претензией в письменной форме. Если же на претензию последует отказ, спор подлежит разрешению в судебном порядке.
Товар не устроил меньшим кол-вом, чем было в названии, однако магазин ссылается на то, что продовольственные товары надлежащего качества вернуть нельзя
Я в итоге добился возврата денег.
Скажите в этой ситуации я был прав или нет?
Согласно п. 5 ст. 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 настоящего Закона. Поэтому в случае обнаружения недостатков товара у вас есть право предъявить одно из требований, указанных в ст. 18 Закона.