От общественного транспорта в идеале мы ждем не только удобства, но и пунктуальности, ведь устоявшееся расписание, которое соблюдается, помогает планировать свой день и все успевать. А что делать, если транспорт вовремя не приходит, приложения показывают «автобусы-призраки» и приходится часами ждать на остановке? Расскажем в этой статье, куда можно пожаловаться.
В чем может быть проблема
Опоздание транспорта — одна из самых больших проблем в больших городах. Отчасти она обусловлена объективными причинами: пробки, ДТП, большое количество светофоров. Выделенные полосы призваны решить эту проблему, но даже они не всегда спасают. Однако важно учитывать и то, что любой форс-мажор должен быть компенсирован транспортной компанией в разумные сроки (например, за счет вывода на рейс нового автобуса или трамвая). Ждать час и больше пассажиры не должны.
«Автобусы-призраки» — примета нашего времени. Различные приложения, которые динамично показывают на карте движение общественного транспорта, могут «обманывать». Они получают информацию со спутников, и это может быть банальный технический сбой. Но не исключается и подлог со стороны подрядчика-перевозчика, которому надо создать видимость работы.
В каких случаях есть смысл жаловаться
Конечно, если автобус опоздал на 5 минут, жаловаться можно, но велик шанс получить банальную отписку (и это даже будет достаточно справедливо, потому что столь малое опоздание неприятно, но вряд ли несет серьезные душевные страдания).
Но если опоздание составляет час и более, приходится из-за этого опаздывать, срочно менять планы или пользоваться другим маршрутом, необходимо как минимум поставить в известность организацию, которая отвечает за работу городского транспорта в вашем городе.
Куда жаловаться на опоздание городского транспорта
Есть несколько организаций, в которые можно обратиться с жалобой.
1. Транспортная компания. Выясните, какая именно отвечает за транспорт в вашем городе (например, ГУП «Мосгортранс» в Москве, ГКУ «Организатор перевозок» в Петербурге), и обращайтесь с жалобой. Информация о перевозчике должна быть представлена в салоне транспорта, а также на сайте. Зачастую сразу в салонах вешают таблички, призывающие обращаться с жалобами по определенным контактам.
Можно позвонить на горячую линию или отправить жалобу в письменном виде. Во втором случае составьте документ в двух экземплярах (второй останется у вас) и передайте администрации транспортной компании. Можно отправить свое обращение и в электронной форме (по электронной почте или заполнив соответствующую форму при ее наличии). Если вы обращаетесь письменно, ответ вам также должны дать в письменном виде.
2. Организация, которая контролирует перевозчика. Такая должна быть в любом городе, обычно это профильное ведомство, которое отвечает за работу перевозчиков в городе и следит за тем, чтобы права пассажиров не нарушались. Пожаловаться можно также на горячую линию или письменно — отправить заявление можно по обычной или электронной почте.
3. Роспотребнадзор. Если транспортная компания и контролирующая ее организация не отвечают (или не желают идти навстречу), можно обращаться в Роспотребнадзор. Сделать это можно через форму на сайте ведомства, при личном визите или при помощи почты. Получив обращение, сотрудники данного государственного органа должны отреагировать и провести необходимые мероприятия, чтобы убедиться в справедливости жалобы. Если все действительно окажется так, к транспортной компании могут быть применены предусмотренные законодательством меры.
4. Суд. В некоторых случаях есть смысл защищать свои права в суде. Обращаться в суд можно с любой претензией, но для такого серьезного шага, конечно, желательно, чтобы повод был существенный. Истцу могут потребоваться доказательства. В качестве таковых могут служить фото- и видеоматериалы, показания свидетелей, переписка с транспортной компанией, контролирующим ее ведомством и Роспотребнадзором (если жалобы ранее подавались и игнорировались).
Требовать при этом можно как устранения нарушения и взыскания убытков, так и компенсации морального вреда. Но важно учитывать, что крупные суммы по таким искам выплачивают достаточно редко, поэтому не стоит рассчитывать на слишком большие деньги.
Что еще можно сделать
Можно жаловаться местной администрации, в группы, которые рассказывают о жизни района, — власти зачастую мониторят эти ресурсы и могут обратить внимание на обращения, особенно не единичные.
Кроме того, можно подавать коллективную жалобу, если случаи опоздания (неприезда) транспорта массовые и затрагивают многих людей. В этом случае реакция, скорее всего, будет более быстрой и доброжелательной для пассажиров.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.