Как часто покупатель переплачивает за воздух?

Новости
25.01.2021

Нидерландская ассоциация потребителей Consumentenbond проверила, насколько объем товара соответствует размеру упаковки, и выяснила, что в половине случаев как минимум 50% пространства в коробке занимает воздух. Это не только вводит покупателя в заблуждение, но и приводит к увеличению объема мусора, который загрязняет планету.

В 10 из 40 проверенных товаров пустота занимала 75% и более! Например, коробки с сухими завтраками обычно заполнены хлопьями в лучшем случае наполовину – так создается иллюзия, что внутри продукта больше, чем на самом деле. В такой же уловке уличены средства для укладки волос Taft и зубная паста Colgate. В упаковке капсул для стирки Lenor All in 1 пусто на 67%. Крем Naturally Good от Nivea продается в пластиковой баночке с двойным дном, утолщенными стенками и крышкой толщиной полсантиметра – в итоге пластика оказывается больше, чем крема. Сама коробка вдвое больше баночки.

Разрешает ли закон «продавать воздух»?

В России есть закон «Об упаковке и упаковочных отходах», в котором говорится, что «производители и продавцы упаковки обязаны уменьшать вес и объем упаковки до тех минимальных значений, которые обеспечивают безопасность транспортировки, требования гигиены к упакованному продукту и являются приемлемыми для потребителя». Несмотря на слово «обязаны», закон никого ни к чему не обязывает, поскольку является модельным, то есть носит рекомендательный характер.

   

Чалых Татьяна.jpg
Татьяна Чалых
профессор кафедры товароведения и товарной экспертизы РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктор химических наук

Согласно ГОСТ 8.579-2019 «Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при производстве, расфасовке, продаже и импорте», упаковка должна на 70% быть заполнена товаром. В противном случае ее можно считать фальшивой. На практике производитель действительно неоправданно увеличивает объем так называемой вторичной упаковки (например, картонной коробки для тубы зубной пасты), потому что соответствие ГОСТ 8.579 – дело добровольное. 

В итоге, если рассчитать отношение массы всей упаковки к объему товара, то получается 1:2, 1:5 или даже 1:10. Один известный бренд парфюмерии имел соотношение 1:27. Естественно, завышенный объем упаковки создает завышенные ожидания по объему содержимого.

Иногда производители незаметно снижают объем продукта, оставляя упаковку и стоимость товара прежними. Такой прием называется «даунсайзинг». Например, в литровую бутылку молока наливают не 1000, а 900 мл.

Справедливости ради нужно сказать, что многие участники рынка заинтересованы в уменьшении массы и объема упаковки, поскольку это важно для снижения, например, затрат на логистику. Никто не заинтересован в том, чтобы возить воздух.

В некоторых случаях большая упаковка является технически обоснованной. Например, пачки чипсов такие «раздутые» потому, что в них создается особая газовая атмосфера, которая находится под давлением. Это позволяет сохранить хрупкий, ломкий продукт, газ также защищает его от порчи. Поэтому в каждом конкретном случае нужно разбираться, является ли упаковка избыточной.

Стоит понимать, что упаковка всегда удорожает продукт. В цену товара входит ее стоимость: и материалы, и работа маркетологов, которые трудились над тем, чтобы сделать упаковку такой привлекательной. Товар на развес выходит дешевле, плюс можно использовать свою тару. 

Лишняя упаковка – одна из причин растущего объема мусора на планете

Согласно статье Environment: Waste production must peak this century, опубликованной в научном журнале Nature, в 1900 году количество мусора оценивалось примерно в 300 тысяч тонн в день. К 2000 году цифра возросла до 3 миллионов. Если продолжать такими же темпами, то к 2100 году мы ежедневно будем оставлять 11 миллионов тонн отходов ежедневно. 

Часто упаковки производятся из разных материалов (например, коробка молока может состоять из разных слоев: полиэтиленового, картонного, алюминиевого), которые невозможно отделить друг от друга, рассортировать и переработать.

– Основным экотрендом современной упаковочной отрасли является переход от жесткой массивной упаковки к гибкой пленочной. Например, моющее средство расфасовывается не в полимерную бутылку или флакон, а в пакет типа дой-пак (стоячий пакет). Второе по важности направление – переход на экологичные материалы, в том числе на разлагаемую упаковку, – заключает Татьяна Чалых.
– Примечательно, что многие бренды, «попавшиеся» на избыточной упаковке, заявляют об устойчивом развитии , но не соответствуют ему по факту, – подчеркивает директор Нидерландской ассоциации потребителей Сандра Моленаар.


Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
0 комментариев
Читайте также
Наверх

добавлен к сравнению