Чаще всего россияне бережно относятся к ресурсам планеты, если это попутно позволяет экономить: например, используют энергосберегающие лампочки или выключают воду во время чистки зубов.
Согласно опросу всероссийского аналитического центра ВЦИОМ, 61% россиян озабочены экологической обстановкой, а 12% вовсе не интересуются проблемами природы и истощением ресурсов планеты.
Во многом интерес к экологической обстановке обусловлен СМИ и соцсетями — особенно для молодежи в возрасте 18–24 лет.
Читайте также: чек-лист экопривычек, которые помогут сохранить планету.
Если экопривычки, которые позволяют экономить деньги, прочно вошли в обиход россиян, то другие практики, которые требуют вложений времени и денег, распространены в меньшей степени. Например, раздельный сбор мусора, пожертвования в профильные НКО, замена одноразовых вещей (например, пакетов) на многоразовые. Лишь 17% от всех опрошенных готовы доплатить более 10% от стоимости за экологичный товар. Остальные, скорее, не готовы нести расходы или готовы доплатить только 10% и менее. Но чтобы приобрести экологичный товар (например, произведенный из переработанных материалов и/или подлежащий переработке), нужно научиться его выбирать.
Примерно половина опрошенных заявляют, что легко справятся с этой задачей. Однако на деле это задачка «со звездочкой». Эксперты ВЦИОМ выделили три аспекта экологичного товара, на которые нужно смотреть:
-
Товар должен быть одновременно экологично произведен, иметь экологически чистое сырье, а производство должно давать лишь небольшой уровень выбросов в среду.
-
Упаковка должна быть перерабатываемая.
-
Экологичность должна быть подтверждена сертификатом. Роскачество, например, сертифицирует органические и «зеленые» продукты, а также разработало ГОСТ для веганской косметики.
По факту из тех, кто считал, что умеет выбирать экологичные товары, только 18% назвали эти три признака.
ВЦИОМ также опросил россиян, готовы ли они начать экономить бумагу и отказываться от бумажной одноразовой посуды и пакетов. Дело в том, что массовое производство бумаги вредит экологии не меньше других видов промышленности. Оно лишает планету «легких», усугубляя парниковый эффект, приводит к потере биоразнообразия и к эрозии почвы. 49% готовы отказаться от бумажной посуды и пакетов и использовать альтернативные материалы, например пластик.
Ранее мы писали, что производство бумажных пакетов и посуды сопряжено с высоким углеродным следом (что это — читайте в нашей статье), и в этом свете пластиковые пакеты, которые были использованы несколько раз, — самое экологичное решение.