12 апреля Роскачество приняло участие в открытии масштабной ежегодной выставки ПРОДЭКСПО-2021. Мероприятие посвящено проблемам производства продуктов питания и напитков и продлится до 16 апреля. Эксперты Роскачества выступили на сессиях, посвященных вопросам влияния пандемии на рынок и сертификации органики.
В зоне для экспозиций производители продуктов из России и Восточной Европы представляют свою продукцию. Проходят дегустации воды, вина, сыра, мясной продукции, полезных снеков, чипсов, печенья.
Параллельно в день открытия развернулись круглые столы и панельные дискуссии.
Одной из первых открылась сессия «Тенденции рынка продовольствия – 2021. Как пандемия изменила рынок и что с этим делать?», на которой выступил руководитель Роскачества Максим Протасов. В своем докладе он отметил, что в период самоизоляции Роскачеством для оперативного мониторинга запросов граждан создан Центр изучения потребительского поведения (ЦИПП).
Согласно данным центра, россияне начали перестраивать свое потребление, отказываясь от вредных товаров в пользу полезных. У 35% расходы на питание выросли, при этом включился режим экономии по другим категориям. 67% интернет-пользователей за время изоляции совершали покупки онлайн, большинство сохранило привычку и после снятия ограничений. В связи с этим Роскачество продолжает изучать цифровые товары и услуги.
Вслед за переменами в поведении потребителей Роскачеством внесены коррективы в первоначальный план по исследованиям на 2020 год.
– Мы исследовали весь карантинный набор товаров: консервы, макаронные, мясные, рыбные и другие изделия. По реакции потребителей, которые следили за результатами исследований, мы увидели, насколько это важно. От потребителей мы получали сообщения о недовольстве ценой или составом продукта. В ответ на эти запросы мы перестраивали наш план исследований, обращая внимание на те товарные категории, где видели риски. Приятно, что во многих из них эти риски не подтвердились.
Согласно исследованиям Роскачества, качество товаров в 2020 году улучшилось. От общего количества выявленных недостатков нарушения обязательных требований в прошлом году составили примерно половину (57%), в 2018 году – 77%.
Исходя из вышесказанного, Максим Протасов перечислил четыре тренда развития рынка:
- Запрос потребителей на натуральные и свежие продукты. Этот вопрос Роскачество мониторит с помощью собственного органа по сертификации органической продукции.
- Тренд на омниканальность и онлайн-покупки. Роскачество уделяет внимание контролю каналов онлайн-операторов и повышению цифровой грамотности населения.
- Осознанное потребление. Теперь люди как никогда придирчивы к соотношению цены и качества. Закрытие этой потребности Роскачество видит в развитии регионального производства. Его популяризация является частью стратегии Роскачества по улучшению качества жизни граждан.
- Поддержка со стороны государства. Отвечая на этот запрос, Роскачество всегда уделяло особое внимание направлению по защите прав потребителей. В планах на 2021 год запуск Центра защиты потребительских прав, для решения проблем потребителей на разных этапах.
Параллельно Роскачеством была проведена панельная дискуссия «Легализация органики. Итоги первого года действия Федерального закона “Об органической продукции”». Модератором выступила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
С конца 2019 года в Роскачестве в рамках Центра органической компетенции работает система сертификации органической продукции. За время работы органа сертифицированы 63 производителя, выпускающих продукцию как для внутреннего рынка, так и на экспорт в ЕС.
Среди задач, направленных на развитие органического сектора в России, Елена Саратцева отметила совершенствование инфраструктуры рынка органики (это образование, стандартизация, сертификация и меры господдержки), развитие внутреннего производства, повышение потребительской осведомленности в области органики, рост потребления органики на внутреннем рынке, борьба с недобросовестной конкуренцией («гринвошингом»).
– Мы стремимся и к взаимопризнанию сертификатов со странами – основными потенциальными партнерами России на рынке органики, отметила Елена Саратцева.
13 апреля заместитель руководителя Роскачества Юлия Михалева приняла участие в круглом столе «Российское Гостеприимство (организатор –Торгово-промышленная палата РФ). Она рассказала о применении экономики впечатлений в туристической сфере. На это явление обратили внимание около двадцати лет назад, но в последнее время экономика впечатлений стала устойчивым трендом по всему миру.
Современному потребителю важно не только получить качественный продукт или услугу, но и вместе с тем яркие, позитивные впечатления. Для индустрии гостеприимства это особенно важно, так как согласно исследованию PwC, потребители тратят на 16% больше на те товары и услуги, которые позволяют им получить более высокое качество обслуживания и приятные впечатления от процесса их приобретения. По другим данным более 70% людей охотнее платят за опыт и впечатления, чем за вещи.
Важно понимать, что потребители запоминают компанию только в двух случаях: если она предоставила им либо очень плохой или же наоборот очень хороший продукт. При этом восхищенный клиент расскажет о своих впечатлениях восьми своим знакомым, а неудовлетворенный – 16.
Бизнес, который не может быстро перестроиться на новую модель работы рискует остаться без потребителей. Все эти тезисы заместитель руководителя Роскачества сопроводила примерами из туристической сферы.
Юлия Михалева отдельно отметила, что Роскачество активно участвует в развитии экономики впечатлений в российской индустрии гостеприимства. Это происходит через участие в гастрономических и туристических проектах, разработку образовательных мероприятий для компаний сферы гостеприимства, оценку эффективности работы компаний через Премию Правительства РФ в области качества, организацию «Винного гида России» и множества других инструментов.