В пятницу, 26 июня, в России вступил в силу федеральный закон, определяющий основы производства, оборота и потребления продукции виноградарства и виноделия (N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации»).
Документом, в частности, устанавливаются технологические правила производства различных вин, требования к сырью, а также вводится понятие российской национальной системы защиты вина по географическому указанию и наименованию места происхождения.
Как отметил заместитель руководителя Роскачества Илья Лоевский, принятый закон - – это принципиально новый документ для регулирования винного рынка.
Участникам рынка ещё предстоит разобраться с правилами работы в новых условиях, потребуется правоприменительная практика. Это важно и для производителей, и для импортёров вина, и для розничной торговли, - уверен Илья Лоевский.По его мнению, главный положительный эффект получат винодельческие предприятия, работающие с собственным виноградом в рамках системы географических индикаторов (ВЗГУ и ВЗНМП) – спрос на такие вина, с гарантированным происхождением, произведённые из российского сырья, в розничной торговле, безусловно, вырастет.
Вместе с тем, законом вводится новое понятие «Вино России». Это принципиально важный момент – подтверждённое производство вина из российского винограда, вне зависимости от того, в каком регионе виноград вырос и где он затем был переработан.
«В большинстве исследований Роскачества делается серьёзный акцент на уровень локализации производства. Тот же подход был применён при работе с винной категорией. Для подтверждения происхождения вина, как отечественного продукта, была разработана система аудитов винодельческих производств, анализировался реестр виноградных насаждений Министерства сельского хозяйства и другие источники данных», – рассказал Илья Лоевский.
Вместе с тем новый закон, по его словам, ставит перед отраслью большую задачу: обеспечить прослеживаемость происхождения сырья для винодельческой продукции, предотвращения фальсификации винодельческой продукции.
«На сегодняшний день, полной прозрачности в этом вопросе нет. Если ориентироваться на числовые показатели, на рынке ощущается явный дефицит сырья для производства вина – как собственного винограда, так импортного вина наливом. «Вино России» может стать важным индикатором происхождения вина, как для дистрибьюторской сети, так и для конечного потребителя», - считает Илья Лоевский.
Кроме того, «Вино России» - это основание «пирамиды качества» российского виноделия, на котором могут и должны продолжать развиваться региональные системы контроля качества по происхождению (в рамках субъектов РФ и их административно-территориального деления), суб-региональные – отдельные виноградарские районы и даже отдельные виноградники, - добавил заместитель руководителя Роскачества.Ещё один немаловажный момент, который стоит отметить: закрепление в законе положений о дегустационной оценке вин и дегустационных комиссиях.
Безусловно, безопасность вина, соответствие его физико-химического состава нормативам – это важный вопрос, но, как показали наши выборочные инструментальные исследования, в этом вопросе у российских виноделов всё в порядке, вина не содержат вредных для здоровья примесей. При этом, для покупателя главными критериями выбора качественных вин остаются его потребительские свойства – вкус и аромат.
Благодаря новому закону, данные практики, по мнению заместителя руководителя Роскачества, могут стать важной частью работы всей винодельческой отрасли.
«Наконец, новый закон предотвратит введение в заблуждение покупателей в сегменте «винных напитков». Зачастую, потребитель выбирает эти товары, потому что не может отличить их от виноградного вина. Обозначение «винный напиток» и состав продукта, в который входит вода и ароматизаторы, написаны мелким шрифтом на контрэтикетке. Новые правила маркировки с нанесением надписи «не является вином» на лицевую часть этикетки таких товаров дадут покупателю все основания для осознанного выбора», - отметил Илья Лоевский.
Напомним, закон о виноградарстве и виноделии был принят 27 декабря 2019 года.