По итогам года прогнозируется рост продаж российского вина в этой категории более чем на 30% по сравнению с 12 месяцами 2022 года. Это связано как с развитием брендов регионов и виноделен, так и с ростом уровня качества самого вина.
Развитие премиум-сегмента российского виноделия активно началось около 10 лет назад с появлением на рынке вин из российских автохтонов высокого позиционирования и вин от виноделен, созданных по современным канонам, использовавших как автохтонные, так и международные сорта винограда. Фактически этот сегмент развивался с нуля – 100% рынка вина с ценовым позиционированием в розничной торговле от 800 рублей и выше было занято импортом.
За прошедшие 10 лет в России появилась целая плеяда виноделен, выпускающих качественные сухие вина с длительной выдержкой в бочках и бутылках (по классификации Федерального закона 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии...» они относятся к категориям «марочных» и «коллекционных»), а также вин малых винодельческих хозяйств, выпускаемых небольшими тиражами, при создании которых практически все делается виноделами вручную. Отражением этого процесса стало проведение Роскачеством по инициативе АО «Россельхозбанк» специального исследования выдержанных, марочных и ординарных вин, в которое вошли образцы в ценовом диапазоне от 699 до 10 тыс. рублей за бутылку. Основной объем закупок пришелся на категорию от 800 до 3 тыс. рублей.
Ценовой диапазон российского винного «премиума» в ресторанах традиционно выше: от 3500 до 30 тыс. рублей за бутылку вина. Действующее законодательство не позволяет ресторанам продавать бутылки вина «навынос», поэтому, как и для других исследований, Роскачество проводило закупки в магазинах и винотеках.
По данным исследования, инициированного Россельхозбанком, более трети россиян употребляют вино не реже одного раза в месяц (38%). При этом лидером является красное сухое вино – 80% опрошенных покупают его чаще всего, 13% респондентов покупают его один раз в неделю.
При выборе конкретного вина потребители почти в равной мере ориентируются на три фактора:
- вкусовые особенности (56%),
- личный опыт потребления (56%),
- цена (55%).
Преимущественно россияне приобретают вино в ценовом диапазоне от 300 до 700 рублей (60%). Категория вин в ценовом диапазоне 700–1000 рублей пользуется спросом у 17% потребителей. Предпочтения в отношении вина стоимостью 1000–1500 рублей свойственны 7% потребителей. Вино дороже 1500 рублей обычно приобретают 6% от всех потребителей.
Эксперты Роскачества по итогам года прогнозируют рост продаж российского вина в категории «премиум» более чем на 30% по сравнению с 12 месяцами 2022 года. Если в прошлом году вин в ценовом диапазоне от 800 рублей и выше – без учета ресторанов – было продано 4,2 млн бутылок, то за 10 месяцев 2023 года продажи в данной ценовой нише уже достигли этого показателя, а по итогам декабря объем продаж выйдет за планку в 5,5 млн бутылок.
Высокие темпы роста объясняются эффектом низкой базы российского премиального вина в рознице и активным развитием категории в крупных форматах торговли, к которым относятся гипермаркеты и премиальные супермаркеты. Весной этого года лидером акции “Дни российских вин” были гипермаркеты ТС “О’Кей”, сейчас запуск акции проходил в крупнейшей сети премиальных супермаркетов “Азбука Вкуса”, специально расширившей ассортимент российских вин с розничной ценой от 800 до 5 тыс. рублей за бутылку. Российские премиум-вина подтвердили высокий уровень качества, в том числе средняя дегустационная оценка оказалась выше 84 баллов, максимальная – выше 90. Это рекордные показатели за шесть лет исследований “Винного гида России”.
В будущем году тенденция продолжит свое развитие на фоне защитных мер, принятых государством в области повышения акцизов и пошлин на импортное вино.
«К лету будущего года в категории 800 рублей и выше будут представлены вполне рядовые европейские вина, в сравнении с которыми российские образцы того же ценового позиционирования будут выглядеть гораздо привлекательнее. Мы ожидаем дальнейшего быстрого роста доли российских вин в премиальном сегменте. Дополнительный импульс продажам качественных российских вин придаст расширение их представленности в картах ресторанов, в секторе тревел-ритейла: дьюти-фри, в бизнес-классах крупнейших авиакомпаний», – резюмирует Олеся Буняева.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.