Так выходит, что в век развития технологий расцветают и мошеннические схемы. Каждый из нас хотя бы раз разговаривал по телефону с фейковыми сотрудниками ЦБ и МВД. И хорошо, если все ограничилось лишь короткой беседой и вы вовремя завершали звонок.
А ведь как часто мы можем слышать эти или подобные фразы, отвечая на звонки с неизвестных номеров: «Алло, это из прокуратуры», «Вас беспокоит Центробанк России». В действительности так начинают разыгрывать свой спектакль преступники, звоня по очередному номеру из «слитой» базы данных.
К сожалению, аферисты играют на доверчивости людей. Именно так работает социальная инженерия вымогательства и обмана — на простодушии и добропорядочности граждан. Часто жертвами злодеев становятся пенсионеры и совсем молодые люди, представители так называемого поколения Z, родившиеся между 1997 и 2012 годами. Они в три раза чаще становятся жертвами интернет-мошенничества (Deloitte).
Однако теперь реальные сотрудники МВД России имеют возможность оперативно получать данные о подозрительных и мошеннических операциях напрямую из автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России сразу же после обращения пострадавшего.
Соответствующий закон вступил в силу 21 октября 2023 года. Это позволяет в максимально сжатые сроки расследовать факты мошенничества и заводить уголовные дела. А до этого срок ответов банков на запросы МВД по аферам составлял до 30 дней.
Сергей Кузьменко
РУКОВОДИТЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТРА ЦИФРОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РОСКАЧЕСТВА
Определенно, этот шаг направлен на уменьшение временного лага между переводом на фиктивную мошенническую карту и выводом средств жертвы злоумышленниками. Ведь мошенники всегда придумывают новые варианты старых, уже годами отработанных и проверенных схем. То, что новый закон будет вгонять мошенников в короткие временные рамки до того, как будет заведено уголовное дело с логичной заморозкой счетов, — хороший знак. Ведь тогда излюбленная стратегия мошенников — игра со временем — начнет работать против них же, оставляя следствию дополнительные улики.
Кроме того, в конце прошлого года Центробанк России привел список фраз телефонных мошенников, услышав которые нужно точно вешать трубку.
Центр цифровой экспертизы Роскачества на протяжении прошлого года также информировал читателей портала об уловках аферистов.
Таким образом, список подозрительных фраз включает в себя упоминания об оформлении заявки на кредит, заведенном уголовном деле, смене или взломе счета / личного кабинета / сим-карты. А звонящие часто представляются «сотрудником Центробанка», «старшим лейтенантом полиции», «специалистом финансовой безопасности банка».
В качестве иллюстраций истории от наших читателей: