По данным Роскачества, с января по сентябрь импорт всех категорий винодельческой продукции вырос на 23%, а игристых вин и шампанского – на 50%. В целом импорт вина увеличился примерно на 33 млн литров. Таким образом, производство винодельческой продукции снизилось за январь – сентябрь на 70 млн литров, импорт в бутылках увеличился на 33 млн литров, а производство слабоалкогольных напитков до 9% – на 30 млн литров.
Розничные продажи постепенно прирастают по всем категориям (за исключением винных напитков) в среднем на 5–6%, на рынке есть определенный товарный дефицит – более 5 млн литров. Этот дефицит может усугубляться в 2022 году по причине общего падения урожая винограда в мире, зафиксированного Всемирной организацией винограда и вина на уровне двадцатилетнего минимума. По винам из Италии и Франции ожидается подорожание до 30%, включая рост цен на комплектующие примерно на 10–12%, по причине роста цен на газ в Европе (вклад в цену стеклянной бутылки), цен на алюминий (стоимость укупорки), стоимости европоддонов, а также общемирового подорожания перевозок.
Повышение цен на импорт естественным образом сократит объемы поставок из европейских стран, даже несмотря на относительно благоприятный курс доллара.
В этой ситуации огромные возможности открываются для качественных российских вин в ценовой группе до 300–400 рублей. Рынок ждет такого предложения. Сегодня, в период действия акции Минпромторга России, Минсельхоза России и Роскачества «Дни российских вин», не стоит вопрос – как продать российское вино? Вопрос стоит перед каждым из закупщиков сетей – как получить достаточно товара и провести акцию для потребителя?
Роскачество провело мониторинг сетей – участников «Дней российских вин». В акции с октября по ноябрь участвуют 34 600 торговых точек по всей стране, и потенциал роста акции, безусловно, есть. Вина России – один из главных трендов в современной розничной торговле. Российское вино востребовано потребителями, его ищут байеры. Главная задача виноделов – обеспечить объем и стабильное качество от партии к партии. За этим следит Роскачество, из года в год составляя «Винный гид России», проводя мониторинг качества российских вин.
Также перед розничным рынком остро стоит вопрос получения качественного товара для каждого ценового лота. Многие байеры сегодня ориентируются на «Винный гид России». Нам поступают пожелания от ритейлеров на постоянной основе исследовать вина низкоценового сегмента. Подход к качеству в этой категории, безусловно, отличается от категории «500 рублей +», однако потребитель заслуживает покупать качественную продукцию и в более низкой ценовой категории.
Для рынка вина предстоит трудный год с точки зрения предложения качественного продукта, и крайне важно удержать внимание покупателя на вине, а не переключить его на другие категории алкоголя – заменители. Единая маржинальность на всю винную категорию – это путь к потере качества на полках и потере потребителей. Необходимо быть более гибкими, пока рынок не пройдет постпандемийную ситуацию и сложный по урожаю год. Производителям и объединениям участников рынка также стоит поддерживать инициативы по продвижению вин российского производства не только в крупных федеральных сетях, но и в региональных, где также есть энтузиасты развития винной категории и хорошие компетенции.