Что такое продукты спортивного питания?
Согласно определению в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), «пищевая продукция для питания спортсменов — специализированная пищевая продукция заданного химического состава, повышенной пищевой ценности и (или) направленной эффективности, состоящая из комплекса продуктов или представленная их отдельными видами, которая оказывает специфическое влияние на повышение адаптивных возможностей человека к физическим и нервно-эмоциональным нагрузкам».
Аналогичное определение дано в техническом регламенте «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (ТР ТС 027/2012). Так как эта продукция относится к специализированной, то, согласно ТР ТС 021/2011, она подлежит государственной регистрации с оформлением свидетельства о государственной регистрации (СГР).
Какие продукты могут размещаться в разделах «Спортивное питание»?

В разделе «Спортивное питание» должны реализовываться продукты, на которые оформлено свидетельство о государственной регистрации на:
- «пищевую продукцию для питания спортсменов»
- или БАД к пище с формулировкой в рекомендациях по применению «в том числе при занятиях спортом, до или после физической нагрузки» (указывается в СГР).
В Российской Федерации свидетельство о государственной регистрации выдает Роспотребнадзор. В роли заявителя могут выступать производители, импортеры и продавцы данного вида товаров, уполномоченные на это изготовителем.
Оценка качества данного вида товаров проводится на соответствие техническим регламентам и Единым санитарно-эпидемиологическим требованиям. СГР дает предпринимателю право на законных основаниях заниматься коммерческой деятельностью (производить, импортировать, продавать товар). Проверить подлинность свидетельства о регистрации можно, скопировав номер СГР с маркировки и вставив его в открытый реестр на сайте ЕЭК.
Какие виды спортивного питания попали в наш мониторинг?
Для мониторинга мы остановились только на одном, самом распространенном типе спортивного питания — сывороточном протеине в виде порошка. За рамками нашего мониторинга остались другие виды спортпита вроде гейнеров, протеиновых батончиков, напитков и т. д.
На втором этапе Роскачество отберет продукты для спортивного питания для проведения лабораторных исследований. Следите за обновлениями.
Как проходил мониторинг
В ходе мониторинга мы проанализировали 1637 карточек продуктов спортивного питания на трех крупнейших маркетплейсах России: Ozon, «Яндекс Маркет» и Wildberries. Мы исследовали, в каких категориях размещаются товары для спортивного питания, как продукт называется в маркировке и, самое главное, есть ли у товаров подтверждающие документы. Иными словами: перед нами действительно продукт для спортивного питания со свидетельством о регистрации, подтверждающим его безопасность, или фальсификат?
Итоги мониторинга: только 10% продуктов спортивного питания имеют подтверждающие документы
Итак, что показал мониторинг?
- Только 10% (161 товар) продукции имеет свидетельство о государственной регистрации на питание для спортсменов, то есть действительно может называться спортивным питанием.
- Еще 22% от общего числа товаров (356) имеют СГР, но не на спортивное питание, а на реализацию как БАД.
- Почти треть (29%) продуктов спортивного питания (469 товаров) продается с нарушениями. Эти товары или продаются с декларацией на пищевую добавку вместо СГР (таких выявлено 46), или имеют чужое или аннулированное СГР.
- Еще почти треть (29%) реализуется без документов. Обнаружено 473 таких товара.
- 10% товаров (178 карточек) продаются с подтверждающими документами, но не на спортивное питание. Об этой группе товаров мы более подробно расскажем далее.

Пример товара, в описании которого есть указание на спорт, но в качестве подтверждающего документа указана декларация соответствия на пищевые добавки, которые не допускаются в розничную продажу
В каких разделах на маркетплейсах размещались эти товары:
- «Спортивное питание и косметика» — Wildberries.
- «Спортивное питание — протеины для спортсменов» — «Яндекс Маркет».
- «Спортивное питание» — Ozon.
Отметим, что далеко не все продавцы, чьи товары полностью соответствуют всем требованиям законодательства, указывают это в карточках. Так, например, на маркетплейсе Wildberries только в 114 карточках спортпита с СГР имеется зеленая галочка «Документы проверены». Еще в 121 карточке с СГР такой галочки не было, хотя продавец мог ее разместить, тем самым подчеркнув для покупателя соответствие продукции требованиям закона. А на маркетплейсе «Яндекс Маркет» галочки «Документы проверены» отсутствуют.
Зеленая галочка — это итог интеграции маркетплейсов с реестрами Росаккредитации. Она означает, что товар прошел проверку и сертификацию и подтверждающие документы о нем можно найти в реестре ФСА.

Пример товара, имеющего СГР, но без зеленой галочки в описании
На каком маркетплейсе больше шансов найти проверенную продукцию?
Среди трех маркетплейсов с наибольшей вероятностью купить зарегистрированное спортивное питание можно на «Яндекс Маркете». В процентном соотношении к проанализированным карточкам товаров 44,7% продуктов, размещенных на «Яндекс Маркете», имеют свидетельства о госрегистрации (всего 232 товара, из них СГР на БАД у 162 товаров, СГР на питание для спортсменов — у 70 товаров). При этом только в 5% карточек мы обнаружили чужое или аннулированное СГР.
Наибольшая вероятность найти спортпит с недействительными документами — на маркетплейсе Ozon (44% от числа проанализированных). Мы нашли 381 товар с аннулированным и чужим СГР и восемь товаров с декларацией на пищевую добавку. При этом на странице самого маркетплейса указано, что продукты для спортивного питания будут разрешены к продаже только после загрузки и проверки документов качества: свидетельства о государственной регистрации (СГР) или декларации соответствия (ДС). 23% протеина для спортивного питания на Ozon имеют подтверждающие документы.
На маркетплейсе Wildberries обнаружено 34% товаров с СГР и 22,5% товаров от числа проанализированных с недействительными документами или декларацией на пищевую добавку.

Как продавцы на маркетплейсах вводят покупателя в заблуждение?
Получение свидетельства о госрегистрации — комплексная процедура, требующая в том числе и подтверждения качества протеина. Ряд продавцов минует этот этап, оформляя более простые для получения документы. Если такая продукция реализуется не как спортивное питание, а как пищевой продукт, например «концентрат для приготовления коктейля», то это допустимо. Однако при этом не должно быть указания на спортивное предназначение — что, по сути, также вводит потребителя в заблуждение.
Так, встречаются декларации соответствия на:
- комплексную пищевую добавку;
- изоляты, концентраты, гидролизаты и текстураты;
- напитки, кроме соковой продукции из фруктов и овощей;
- концентраты (жидкие, пастообразные), смеси (порошкообразные, таблетированные, гранулированные и т. п.) для безалкогольных напитков;
- другие продукты, кроме пищевых добавок;
- птица, яйца и продукты их переработки (яичный протеин);
- мукомольно-крупяные и хлебобулочные изделия (растительный протеин из ядер конопли);
- концентраты сухие порошковые;
- пищевая продукция в части содержания в ней пищевых добавок, биологически активных веществ из ароматизаторов, остаточных количеств технологических вспомогательных средств;
- концентраты пищевые.
Некоторые из этих категорий могут реализовываться без каких-либо законодательных ограничений, ведь они на самом деле содержат белковые (протеиновые) концентраты. Но стоит отметить, что зачастую категории эти настолько неясно и размыто сформулированы, что теоретически могут включать очень большую группу товаров. Из них только комплексные пищевые добавки не допускаются к розничной продаже (согласно ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»).
Выводы
- Только треть продукции под наименованием «протеин», реализуемой в разделах спортивного питания, имеет действующее свидетельство о госрегистрации, подтверждающее безопасность и качество (32% от общего числа, при этом только 10% — СГР на специализированный пищевой продукт для питания спортсменов, 22% — СГР на БАД).
- Неверная идентификация товара: использовать определение «спортивное питание» можно только при наличии СГР. Спортивное питание — это специализированный продукт, подлежащий регистрации согласно ТР ТС 021/2011.
- Продавцы используют в карточках чужие и аннулированные СГР.
- Продавцы пользуются уловками, оформляя более простые и менее затратные документы для продажи протеина, при этом используют в описании формулировку «спортивное питание», что является нарушением действующих нормативных документов.
- На маркетплейсах продается протеин, у которого полностью отсутствуют сопроводительные документы.

Пример товара, на который есть СГР, при этом в описании есть указание на похудение
Эффект Роскачества
Информация о результатах мониторинга крупнейших электронных торговых площадок на предмет реализации протеинов (продукция для питания спортсменов) без СГР направлена в органы Роспотребнадзора для рассмотрения и принятия мер в рамках соответствующих закреплённых полномочий.
Кроме того, направлены сведения в территориальный налоговый орган для проведения мероприятия налогового контроля в отношении продавца, который прекратил осуществление предпринимательской деятельности в январе 2025 года, но продолжает продажу товаров на интернет-площадке WB.
По результатам мониторинга ссылки на продукцию с выявленными нарушениями в части реализации питания для спортсменов без СГР были направлены в адрес маркетплейсов и непосредственно продавцов таких товаров.
«Wildberries» сообщил о проведении работы с продавцами по полученной от Роскачества информации о нарушениях. У продавцов запрошены подтверждающие документы на продукцию, в случае непредоставления которых карточки нарушителей будут заблокированы.
«Яндес.Маркет» также проинформировали о направлении в адрес продавцов товаров запросов на представление СГР для проведения их оценки. При непредставлении продавцов запрошенных документов карточки с предложеним таких товаров будут скрыты.
В отношении продукции, которая согласно маркировке и наименованию в представленных документах о подтверждении их соответствия не является пищевой продукцией для питания спортсменов, Роскачеством проведена профилактическая работа непосредственно с продавцами таких товаров. Само по себе некорректное размещение товара в том или ином разделе маркетплейса не является нарушением обязательных требований. Но для исключения нарушения прав потребителей на достоверную информацию о реализуемых товарах и недопущения введения покупателей в заблуждение относительно потребительских свойств и назначения/качества реализуемой продукции, предприниматели проинформированы о необходимости привести информацию/сведению о реализуемых товарах в соответствии с полученными документам об оценке их соответствия.
Фото: freepik.com, генерация klingai.com
Самые популярные и не дорогие на нашем рынке это Geneticlab, 1win, bombbar, PRIMEKRAFT, Щучинский филиал Молочный Мир КСБ, Maxler, Bio Tech, Be First, Первый Русский Протеин.
Их еще и часто с нюхательной солью сочетают спортсмены перед тяжелыми тренировками(нюх.соль=аммиак по действию)
Вообщем вещи интересные.Когда-нибудь их тоже запретят продавать несовершеннолетним.Просто пока малоизвестнаая тема
- 1WIN
- Atech nutrition
- PrimeKraft
- Первый русский
Ещё раз большое спасибо за ваш труд, буду отслеживать результаты лабораторных анализов.
И bombbar, пожалуйста
1. HX Nutrition - Zero Isolate
85% (экспертиза) / 85% (этикетка)
2. Natural Power - Iso Whey
83% (экспертиза) / 83% (этикетка)
3. Easynutrition - Multi Pro
79% (экспертиза) / 79% (этикетка)
4. Щучинский - КСБ-80 (Whey Protein)
79% (экспертиза) / 80% (этикетка)
5. Be First - First Whey Instant
77% (экспертиза) / 76% (этикетка)
6. Стоинг - Whey Protein
77% (экспертиза) / 77% (этикетка)
7. Watt Nutrition - Whey Protein Concentrate
76% (экспертиза) / 76% (этикетка)
8. Иван Поле - TobePro Whey
76% (экспертиза) / 76% (этикетка)
9. Primekraft - Whey Protein
76% (экспертиза) / 77% (этикетка)
10. Optimum Nutrition - 100% Whey Gold Standard
76% (экспертиза) / 77% (этикетка)