О зеленом горошке чаще всего вспоминают только в пост или в дни торжеств, когда приходит пора готовить салаты, включая любимый многими, особенно в Новый год, оливье. В остальное время его почему-то недооценивают. А ведь он может быть и гарниром, и даже полноценным блюдом – настолько горошек богат различными питательными веществами и микроэлементами. На что еще способен зеленый горошек и какие несправедливые мифы его окружают – читайте в исследовании Роскачества.

Притом что некоторые мифы вокруг зеленого горошка оказались несостоятельными, нашлись и негативные моменты, о которых многие даже не догадывались. Тем не менее исследование Роскачества показало: Россия, рынок которой еще десять лет назад был занят импортным горошком, успешно реализует процесс импортозамещения. Сейчас на российском рынке доступно большое количество этих высококачественных консервов отечественного производства.

О продукции

В рамках веерного исследования Роскачества была изучена продукция 55 торговых марок зеленого горошка по 124 параметрам качества и безопасности, в том числе на наличие 72 пестицидов. На данный момент это самое масштабное по количеству показателей исследование Роскачества. В испытаниях участвовали наиболее популярные у россиян торговые марки. Стоимость продукции составила от 24 до 245 рублей за банку. Большинство образцов были изготовлены в России, также в исследовании приняла участие продукция из Белоруссии, Венгрии, Германии, Китая, Молдавии и США. Около половины исследованных товаров не только являются безопасной продукцией, но и соответствовали требованиям опережающего стандарта Роскачества. Это 29 марок, из которых 25 заявили о своем российском происхождении: «6 соток», «Валдайский погребок», «Виктория», «Грин Рэй», «Грядка удачи», «Д», «Дядя Ваня», «Лента», «Огородников», «О’КЕЙ», «Перекресток», «Принцесса вкуса», «Пятый сезон», «Скатерть-самобранка», «Фрау Марта», «Царь-овощ», Bonduelle (Россия), Corrado, Fine Life, Global Village, Globus (Россия), HEINZ, Lorado, Solvita, Vitaland. Решение о присвоении этим товарам государственного Знака качества Роскачеством будет принято после проведения оценки производства, в ходе которой будет в том числе определен уровень локализации продукции. Марки «Зеленый Великан», Del Monte, Globus (Венгрия) и Stollenwerk, также достигшие показателей повышенного стандарта Роскачества, не могут претендовать на российский Знак качества ввиду своего зарубежного происхождения.

Стандарт Российской системы качества

Стандарт Российской системы качества в дополнение к действующему ГОСТу включил в себя требования к однородному калибру (размеру) зерен, а также отсутствию ГМО, подсластителей, искусственных красителей и распространенных консервантов. Требуемый уровень локализации продукции для присвоения государственного Знака качества составляет не менее 98 % от себестоимости товара.

Всем известно, что овощи полезны. И все же люди нередко от них отказываются – дескать, невкусно. Но вряд ли это слово можно отнести к сочному зеленому горошку. А если учесть, что он богат белками, витаминами, минералами и антиоксидантами, то становится еще более очевидно, что недостаток его популярности является незаслуженным.

– Наверное, дело в том, что для многих это продукт из советского прошлого, который мы как-то не очень любили в детстве, – поделилась своим мнением с Роскачеством известная теле- и радиоведущая Ольга Шелест, которая является вегетарианкой. – Но сейчас зеленый горошек и вкуснее стал, и выглядит красивее. И если вдуматься в тот факт, что его до сих пор часто дают в детском саду, то уже очевидно, что это очень полезный продукт. А вообще у нас в стране довольно предвзятое отношение к овощам, в понимании большинства людей они где-то на вторых ролях. А овощи надо есть регулярно! Не зря врачи говорят: визуально овощей в тарелке должно быть столько же, сколько гарнира и белковой еды, вместе взятых. И особенно это важно в весенний период, когда нам угрожает авитаминоз и множество болезней и нужно поддерживать иммунитет.

– Действительно, зеленый горошек – это очень полезный продукт растительного происхождения с легкоусвояемым белком и большим количеством пищевых волокон, помогающих снизить уровень холестерина, стимулировать работу кишечника и усилить естественную детоксикацию организма

– рассказала Роскачеству один из самых известных российских диетологов Маргарита Королева. – Он не только имеет низкий гликемический индекс, но и снижает уровень сахара в крови, потому особенно полезен для людей с сахарным диабетом и другими метаболическими проблемами. Кроме того, зеленый горошек содержит большое количество антиоксидантов, минеральных веществ и витаминов, в том числе витамин К, поддерживающий уровень кроветворения и хорошую ассимиляцию кальция в костную ткань. Поэтому зеленым горошком можно не только дополнять любые блюда, он очень полезен и сам по себе, как монопродукт.

Подробнее о том, какие продукты в рационе способен заменить зеленый горошек, особенно если вы сидите на диете или соблюдаете пост, читайте ЗДЕСЬ.

Интересно, что еще 15–20 лет назад почти весь консервированный горошек на российском рынке был импортного происхождения – поступал из Венгрии и Молдавии. Кроме того, много на наших полках попадалось так называемого восстановленного горошка, произведенного из сушеного и сублимированного  сырья, которое массово поставляется на мировой рынок из Канады, где производство подвергнутого специальной вакуумной сушке гороха развивается в индейских резервациях как мера поддержки коренного населения страны. Такой сублимат восстанавливали, красили в Китае или на российских заводах и поставляли к нашему столу. 

Сегодня же основная доля горошка – это отечественный продукт, произведенный из свежего сырья. Таким образом, можно говорить, что отрасль импортозамещается. И, как показывает исследование Роскачества, успешно: около половины отечественного горошка – повышенного качества. Более того, продукция одного из лидеров в области переработки овощей – компании Bonduelle, – производимая в России, оказалась лучше по качеству, чем импортируемая из Венгрии и поставляемая в том числе в Европу.

Считается, что в современном мире вырастить что-либо в промышленных масштабах без применения специальных добавок просто невозможно. Мифы о безумном количестве применяемых пестицидов, антибиотиков, удобрений окружают множество товаров пищевой промышленности. А овощей это касается едва ли не в первую очередь. Однако исследование Роскачества показало, что опасения в отношении того, что в горошке содержатся вредные вещества, изрядно преувеличены: ни в одном из образцов не было обнаружено превышения действующих норм ТР ТС по содержанию пестицидов и нитратов. Более того, товары были исследованы на расширенный (свыше 70) перечень пестицидов, применение которых не регулируется российским законодательством. Но даже такое строгое исследование выявило в части товаров в основном ортофенилфенол, классифицируемый ТР ТС 029/2012 («Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств») как консервант Е-231, в количестве менее 1 мкг на килограмм продукта, что не несет риска для здоровья (предельно допустимая норма потребления в сутки – до 200 мкг на килограмм массы тела).

При этом ни в одном из образцов не оказалось ГМО, консервантов, красителей и сахарозаменителей. Таким образом, можно утверждать, что все самые популярные в России торговые марки зеленого горошка – это исключительно натуральный продукт.

Как известно, трудно найти черную кошку в темной комнате. Пожалуй, столь же трудно, глядя на закрытую жестяную банку зеленого горошка, понять, что в ней. По ГОСТу эти консервы могут содержать только сам свежий лущеный овощной зеленый горошек, а также воду, соль и сахар. Однако некоторые производители не только используют в производстве сублимированный и кормовой горох, но и фактически отмежевываются от таких ограничений, указывая на упаковке не ГОСТ, а собственные ТУ.

Несовершенство российского законодательства позволяет даже таким товарам присутствовать на рынке, поскольку действующие в РФ обязательные требования нормируют только безопасность. Если товар не заявляется на ГОСТ, то фактически он может не отвечать стандартным потребительским ожиданиям, предъявляемым к зеленому горошку. Поэтому нарушителями из-за содержания в составе кормового гороха могут быть признаны только образцы «Барко», ЕКО и Goracio, на этикетках которых было указано, что они сделаны по ГОСТу, но по результатам испытаний ему не соответствовали.

– Сублимированные продукты в настоящее время уже достаточно распространены во многих зарубежных странах, у нас же они только начинают завоевывать пищевой рынок

– разъясняет Маргарита Королева. – Для того чтобы сублимировать тот или иной продукт, из него удаляют влагу, сохраняя практически полностью витамины, микроэлементы и другие биологически активные вещества. Это позволяет значительно увеличить срок хранения продуктов: овощи и фрукты – до двух лет, молочные продукты – более года. И это без холодильника! А для приготовления из них пищи достаточно просто добавить воды (эта фраза всегда позволяет усомниться в биологической и питательной ценности продукта). Но имеется и «обратная сторона медали»: очень непривычный вкус и послевкусие, а также риск получения некачественного продукта при нарушении технологии его приготовления (а он может быть изменен на молекулярном уровне). Влияние сублиматов на организм человека до конца не изучено, в связи с этим сублимированные продукты все же целесообразно использовать в качестве запасного и нерегулярного источника энергии.

Отличить консервы из свежего зеленого горошка от консервов из сублимированного можно в том числе по дате производства. Консервы из свежего продукта в России обычно закатываются с конца мая по конец июля, хотя для южных регионов срок может немного продлеваться; в остальное время консервированный зеленый горошек производится из сублимированного или быстрозамороженного гороха.

Консервированный зеленый горошек, на маркировке которого указан ГОСТ, должен соответствовать целому ряду строгих органолептических показателей – в частности, по размеру зерен, цвету, консистенции, качеству заливочной жидкости... Одна из самых частых проблем, выявленных в ходе исследования Роскачества, – нарушение консистенции горошка. Это грозит превратить продукт, который должен состоять из отдельных зерен, в малопривлекательную гороховую кашу.

– Стручок ведь устроен так, что размер горошин в нем неоднороден

– напоминает Наталья Посокина, заведующая лабораторией технологии консервирования ФГБНУ ВНИИТеК. – Но по ГОСТу все горошины в банке консервированного зеленого горошка должны быть приблизительно одинаковыми по размеру и цвету. Если размер плодов выраженно разный, некалиброванный, это говорит о том, что производитель нарушил технологию. Кроме того, зеленый горошек высшего сорта обязан быть мягким и нежным по консистенции. Когда вы берете горошину на язык и придавливаете ее к небу, она должна раздавливаться. Если же одно зерно нежное, мягкое, а другое приходится жевать с усилием, это как раз та неоднородность, которая не допускается, и значит, производитель смешал в одной банке горошек разной степени зрелости, ГОСТу такой горошек не соответствует.

Товары под торговыми марками «Барко», «Бобович», «Домашние Традиции», «Кормилица», «Новый сезон», «Спело-зрело», Goracio и LUTIK нарушили заявленный на этикетке ГОСТ: их горошек имел неоднородную консистенцию.

Различные несовершенства зеленого горошка можно разглядеть еще на этапе покупки, если товар упакован в стеклянную тару. Но в ней, по данным Роскачества, выпускается лишь около 10 % от всей представленной на российском рынке продукции. Однако это объясняется не столько желанием производителя что-либо скрыть в жестяной банке, сколько большей безопасностью при производстве и транспортировке. Кроме того, при стерилизации и хранении горошка на дне банки может формироваться небольшой осадок крахмала и частиц мякоти горошка, что отрицательно влияет на внешний вид продукта в стеклянной таре.

– Жидкость, в которой находится горох, должна быть прозрачной, а не мутной

– рассказал Роскачеству известный кулинар и телеведущий Михаил Плотников. – Если при переворачивании банки вы поднимаете осадок, не берите такой товар. Также этот «маринад» по высоте должен плотно накрывать горошины, но не «топить» их больше чем на сантиметр. Правда, все вышеперечисленное можно вовремя обнаружить, только если горошек упакован в стеклянную, а не жестяную банку...

Впрочем, вопреки расхожему мнению, качество зеленого горошка в жестяной банке зачастую не уступает качеству того же горошка в стеклянной таре. В исследовании Роскачества продукция проверялась на содержание тяжелых металлов, а также олова и хрома, которые могли мигрировать в продукт из металлической упаковки. Ни в одном из образцов превышений по допустимому содержанию этих веществ не обнаружено. Зато возникла другая проблема: в продукции под торговыми марками «Бояринъ» и ЕКО специалисты обнаружили небольшие пятна ржавчины на продольном шве внутри банки. Несмотря на то что такая находка говорит о низком качестве тары, это не является нарушением, и потому удовольствие от покупки такого продукта может быть испорчено вдвойне.

Интересно, что у производителей были попытки экспериментировать с тарой. Так, одна из отечественных компаний несколько лет назад пробовала выпускать зеленый горошек в асептической упаковке Tetra Pak – в такие пакеты разливается, например, молоко. Но консервативный российский потребитель предпочел более знакомые на вид консервы.

Если стеклянная упаковка, как мы уже выяснили, способна вскрыть часть проблем без вскрытия банки, то проблему небольших несоответствий массы горошка и заливки указанным на этикетке значениям разглядеть невозможно. Исследование Роскачества показало: хотя в некоторых случаях количество горошка было выше, чем заявленное на упаковке, у отдельных производителей нашлись несоответствия по массе горошка, массе нетто консервов или же по процентному соотношению одного и другого.

Однако только горошек под торговой маркой «Кубаночка» можно признать не соответствующим заявленной маркировке: на его этикетке сообщается, что товар выпущен по ГОСТу, который нормирует данные показатели. На упаковках остальных вышеназванных продуктов указано, что они выпущены по ТУ, а производитель горошка Iliada plus и вовсе не нанес на этикетку никаких нормативов. Однако если продукция импортная, как в случае с произведенным в Китае горошком Iliada plus, нормативный документ можно не указывать.

Отметим, что Роскачество уже выявляло аналогичную ситуацию: двумя спасительными буквами «ТУ» целый ряд производителей шпрот в масле и молочного шоколада фактически избавили себя от необходимости соответствовать параметрам качества.


Журнал
Наверх

добавлен к сравнению