Роскачество совместно с коллегами из Международной ассамблеи организаций потребительских испытаний (International Consumer Research and Testing ICRT) провело тестирование беспроводных и проводных наушников 161 модели, 35 брендов и разных ценовых категорий, чтобы ответить на основные вопросы, которые встают перед потребителями при выборе устройства. Несмотря на то, что наушники, безусловно, могут различаться по типу динамика, по конструкции, акустическому оформлению, импедансу и по другим технологическим особенностям, способ передачи звукового сигнала все же является одним из их важнейших классификационных признаков.

Стереофонические наушники прочно вошли в нашу жизнь. Вариаций этого популярного товара на рынке масса, ведь наушники требуются практически каждому обладателю смартфона, плеера… Как выбрать из всего многообразия подходящий вариант? Чтобы облегчить задачу, разделим наушники на две группы, наиболее простые и понятные для рядового потребителя: проводные и беспроводные.

В рейтинг вошли результаты исследований проводных и беспроводных наушников за 2018-2021 гг. В 2018 году первыми были протестированы 84 пары беспроводных наушников с наиболее современной системой передачи сигнала – через Bluetooth. Вторая часть исследования была посвящена наушникам проводным. Исследовано 93 пары. Рейтинг обновляется несколько раз в год. Последнее обновление: декабрь 2021 года.

Теги:

Исследование наушников беспроводного и проводного типа проходило в лидирующей международной аккредитованной лаборатории, работающей по стандартам ISO (нормы качества, принятые Международной организацией по стандартизации). Программа экспертизы наушников испытаний разработана и реализуется Роскачеством совместно с международными институтами потребительских испытаний и исследований качества товаров. Результаты веерного исследования одновременно доведены до сведения потребителей в нескольких странах, организациями, аналогичными Роскачеству.

В ходе рейтинга наушников по качеству оценивались следующие показатели: качество звука в наушниках, качество его передачи, функциональность наушников, удобство их использования и прочность. Причем если для оценки качества системы передачи звукового сигнала, прочности наушников и их функциональности использовалось специальное оборудование, то качество самого звучания и удобство устройства оценивались непосредственно экспертами.

Подробности далее, а для начала разберемся, в чем разница между беспроводными и проводными наушниками, помимо способа передачи звукового сигнала.

Подробнее о том, как выбрать наушники, читайте ЗДЕСЬ.

Беспроводные vs Проводные

Различия в их методах передачи сигнала принципиальны, при этом у каждого из этих видов устройств есть как свои преимущества, так и недостатки.

Проводные наушники хотя и ограничивают движения, но зато их не нужно постоянно заряжать. Кроме того, проводные наушники подходят ко всем устройствам, имеющим стандартный аудиоразъем.

В то же время плюсы беспроводных наушников очевидны: они взаимодействуют с источниками звука на расстоянии, обеспечивая пользователю полную независимость от проводов. Такие наушники удобно использовать, например, при прослушивании музыки во время занятий спортом или в холодную погоду, когда приходится надевать много верхней одежды, сковывающей движения. Кроме того, во многих беспроводных наушниках есть своя система управления воспроизведением, что избавляет от необходимости лезть в карман за смартфоном или плеером.

Современные беспроводные наушники, как правило, транслируют сигнал через Bluetooth. Для их работы не требуется стационарный передатчик, а значит, они могут сопрягаться с любым устройством, имеющим поддержку Bluetooth. (Именно такие наушники, с цифровым видом передачи звукового сигнала, и вошли в исследование как наиболее современные.)

Существуют беспроводные наушники и с другим видом передачи звукового сигнала – аналоговым, когда трансляция идет в инфракрасном диапазоне либо через FM-радиоволну. Однако из-за невозможности их мобильного применения и ряда других особенностей (сравнительно небольшой радиус приема в случае с инфракрасным излучением и среднее качество звука в случае с радиочастотами) исследование такого типа устройств не проводилось.

Внимание! Профессиональные (студийные) наушники, которые чаще всего не предназначены для портативного использования, в исследование не вошли.

Студийные наушники характеризуются высокими показателями электрического импеданса (комплексного сопротивления) – от 100 ом и выше – и относятcя к категории высокоомных. Чувствительность у таких наушников ниже, чем у низкоомных моделей, поэтому их используют со стационарными усилителями, которые способны обеспечить высокий уровень выходного напряжения. В то же время у портативных усилителей – смартфонов и плееров – выходной уровень напряжения жестко ограничен, и такие источники дают максимально возможную мощность только при использовании с низкоомными наушниками, импеданс которых не больше 100 ом (в случае с внутриканальными – не больше 32 ом). 

Оценка качества звука

Качество звука оценивали пять ведущих экспертов, профессиональная деятельность которых напрямую с ним связана (создатели музыки, исполнители, музыкальные педагоги), все – разных возрастов и с разными музыкальными предпочтениями. Они испытывали наушники, прослушивая в каждой паре по семь музыкальных наборов: классику, джаз, поп, рок, электронную музыку, а также речь и розовый шум (спектральная плотность такого сигнала обратно пропорциональна частоте, его можно обнаружить, например, в сердечных ритмах, практически в любых электронных устройствах, а также в большинстве жанров музыки).

Прослушивание проходило в специальной изолированной комнате, не пропускающей посторонние звуки.

Топ-5 беспроводных наушников смотрите ЗДЕСЬ.

Оценка удобства наушников и их прочности

При оценке удобства наушников экспертами учитывались следующие факторы: легко ли наушники снимать и легко ли их надевать; хорошо ли наушники фиксируются; каково качество сборки наушников и качество материалов. Последний параметр в протоколе испытаний наушников влиял и на оценку прочности наушников, которые были также подвержены специально разработанному стресс-тесту.

Почему качество звучания и удобство наушников оценивала не техника, а эксперты? Дело в том, что оценить эти показатели не способен ни один прибор.

– Все зависит от вашего собственного слухового аппарата и ваших предпочтений. Слух человека устроен таким образом, что воспринимает звуки с частотой примерно от 20 до 20 000 Гц. Все, что ниже 20 Гц (инфразвук), и все, что выше 20 000 Гц (ультразвук), человеческим ухом не воспринимается. Поэтому не очень понятно, когда производитель бытовых (непрофессиональных) наушников указывает в техническом описании, что они воспроизводят частоты в диапазоне от 10 до 30 000 Гц. Возможно, он рассчитывает на покупателей не только земного происхождения. На деле же очень часто оказывается, что заявленные характеристики очень далеки от реальных, – пояснил главный звукорежиссер радиостанции «Говорит Москва» Даниил Меерзон.

По его словам, при выборе наушников нужно в первую очередь протестировать их и понять, устраивает ли вас звучание любимой музыки в той или иной модели. Целесообразность такой проверки объясняется тем, что в двух парах наушников, имеющих схожие характеристики, композиции одного и того же музыкального жанра будут звучать по-разному.

– Ведь кому-то нравится более «басовое» звучание, а кому-то это, наоборот, мешает воспринимать музыку и получать от нее истинное удовольствие. Это все очень индивидуально, и звук в одних и тех же наушниках разными людьми будет восприниматься по-разному, – добавил звукорежиссер.

Именно поэтому эксперты в ходе исследования прослушивали по семь различных звуковых наборов в каждой модели. С удобством наушников – похожая история.

– Если говорить о комфорте использования, то все зависит от личных предпочтений человека: кому-то, например, кажется странным, когда люди слушают музыку в громоздких накладных наушниках в поездках в метро или просто гуляя по улице. Многие по этой причине выбирают вставные или внутриканальные наушники, – заметил Даниил Меерзон.

Кроме того, будет ли в наушниках комфортно, зависит от физиологических особенностей пользователя, а именно – от строения ушей.

– У кого-то уши большие и оттопыренные, и таким людям обычно удобнее использовать маленькие внутриканальные наушники, в которых они не будут испытывать дискомфорт от натирания или ощущения сдавленности. А у кого-то, напротив, уши маленькие и прижатые – таким людям, скорее всего, будет удобно в любых наушниках, – добавил главный звукорежиссер радиостанции «Говорит Москва».

Оценка качества передачи звука

Для определения качества системы передачи звукового сигнала использовался специальный прибор – искусственное ухо. Данное устройство предназначено для измерения амплитудно-частотных характеристик и чувствительности в электроакустике, аудиометрии и других подобных областях. С помощью искусственного уха эксперты в первую очередь оценили уровень акустической утечки, который показывает, хорошо ли наушники «держат» звук. Так, при большой утечке воспроизводимая в наушниках музыка обычно хорошо слышна окружающим, а звучание басов претерпевает искажения.

Искусственным ухом также тестировалась функция шумоподавления в наушниках. В качестве посторонних шумов использовались звуки лондонского метро. Кроме того, экспертами учитывались такие показатели, как наличие помех при передаче звука, а также потеря функциональности при малом заряде батареи.

Оценка функциональности наушников

Чтобы оценить характеристики хороших наушников на предмет функциональности, эксперты, в частности, проверяли: можно ли их сложить; легко ли распознать, какой наушник предназначен для правого уха, а какой – для левого; входит ли в комплект чехол или футляр; есть ли в наушниках встроенные кнопки, обеспечивающие возможность принимать звонки и управлять воспроизведением музыки; и другие параметры.

Справочно. Качество аккумуляторной батареи – один из важных критериев при выборе беспроводных наушников. Однако этот критерий не брался в расчет – для дальнейшего корректного сравнения беспроводных и проводных моделей.

Безопасность использования

Не нужно забывать о том, что, какими бы характеристиками ни обладали наушники, в ряде случаев при неправильном использовании они могут причинить вред здоровью. Так, по словам старшего научного сотрудника НИКИО им. Л. И. Свержевского, отохирурга Валерия Мищенко, в последние годы снижение слуха все чаще диагностируется именно у молодых людей.

– Резко возросло количество людей, страдающих так называемой нейросенсорной тугоухостью. Одна из причин этого нарушения – прослушивание громкой музыки в наушниках. После кратковременного воздействия звука громкостью более 80 дБ клетки внутреннего уха без проблем восстанавливаются. При повторном воздействии шума слуховые сенсорные клетки повреждаются уже серьезнее. А при длительном повторяющемся воздействии интенсивных звуков – например, при прослушивании музыки в наушниках – их восстановление становится невозможным. Развивается нейросенсорная тугоухость, – пояснил Валерий Мищенко.

Чтобы свести к минимуму риск испортить себе слух, врач рекомендовал слушать музыку в наушниках не более трех часов в день и максимум – два часа подряд, причем громкость не должна быть максимальной.

Конструкция наушников

В рейтинге, который был составлен по результатам исследования, все наушники для удобства поделены по типам конструкции на полноразмерные, накладные, вставные и на наушники с технологией костной проводимости (Bone conduction headphones).

  1. Полноразмерные наушники. Имеют большие чашки, мягкие амбушюры, плотно прилегающие к голове, и полностью охватывают поверхность уха, что обеспечивает хорошую шумоизоляцию, а также создает дополнительное звуковое пространство.
  2. Накладные наушники. Фиксируются на поверхности уха, не покрывая его полностью. Динамик в таких моделях не вставляется в ушную раковину, а располагается за ее пределами, поэтому для полноценного звучания требуются мощный излучатель и большая громкость.
  3. Вставные наушники. Вставляются непосредственно в ушную раковину. На сегодняшний день одни из самых распространенных.
  4. Наушники с технологией костной проводимости (Bone conduction headphones). Передают звук прямо во внутреннее ухо через кости черепа, поэтому внешнее ухо остается открытым, что позволяет слышать окружающие звуки.

Журнал
Наверх

добавлен к сравнению