Центр цифровой экспертизы Роскачества протестировал шесть мобильных сервисов для вызова такси. Давайте узнаем, что изменилось за год и какие новые решения предлагают разработчики в 2023 году.

Эксперты протестировали шесть популярных приложений для вызова такси для платформ iOS и Android и определили, насколько они функциональны, качественны и безопасны.

Детали исследования


Эксперты протестировали шесть популярных приложений для вызова такси для платформ iOS и Android и определили, насколько они функциональны, качественны и безопасны.

Для оценки функциональности и удобства использования мобильных приложений эксперты установили их на тестовые смартфоны и совершали заказы как обычные пассажиры. Проверка включала в себя чек-лист и несколько сценариев. Также был проведен социологический опрос посредством платформы Fabuza среди 1000 респондентов и проанализированы отзывы и комментарии в магазинах приложений. Глубинные интервью прошли 10 человек, часто использующих такси.

  Функциональность


Функциональность приложений оценивалась по 85 критериям. В тройку лидеров по функциональным качествам на обеих платформах вошли:

  • «Яндекс Go» — 4,57 (Android) / 4,65 (iOS)
  • Uber Russia — 3,82
  • «Таксовичкоф — Заказ такси» — 3,63


  В приложении «Яндекс Go» можно быстро авторизоваться всеми известными способами — через соцсети, сторонние аккаунты и по номеру телефона. Другие приложения предлагают вариант регистрации только по номеру.

  При заказе автомобиля для ориентации на местности и отслеживания перемещения машины удобно пользоваться картой (управление жестами) в приложениях «Поехали», Maxim, «Таксовичкоф» и Uber Russia.

  В приложениях нельзя посмотреть расстояние от пользователя до заказанного авто, а можно лишь посмотреть маршрут.

  Ввести адреса начала и завершения поездки, в том числе при помощи голоса, можно в трех приложениях — «Яндекс Go», «Поехали» и Maxim.

  Указать полный адрес пункта отправки и прибытия можно во всех приложениях. В «Поехали» и Maxim еще можно указать и подъезд, от которого нужно забирать.

  В «Яндекс Go», Uber Russia, Maxim и «Везет» возможен заказ такси без указания адреса назначения. Рекомендованные точки посадки пользователя указаны в приложениях «Яндекс Go»: такси и доставка», «Везет» и Uber Russia. У этих же приложений наиболее полно представлен «Профиль водителя» — Ф.И.О. и фото водителя, рейтинг, информация об автомобиле и компании-перевозчике.

13535_исследование такси_01.png

  В опросе 2021 года 42% пассажиров проголосовало за введение требований к внешнему виду таксистов, в 2022 году — уже 53%, и в 2023 году пожелание остается актуальным. При этом речь не про униформу, ее можно и не вводить (11%), но выглядеть опрятно водитель должен — уверены 52,3%.
 
13535_исследование такси_02.png

Навыки soft skills и умение вести small talk, так называемые «надпрофессиональные», личностные умения таксистов, также актуальны. Вежливость и культура общения занимают первые строчки среди результатов опроса.

13535_исследование такси_03.png

  Интересно, что ни в одном из представленных приложений не реализовано отображение информации о дате регистрации в сервисе такси.

13535_исследование такси_04.png

  Раздел «Пожелания к поездке» хорошо отражает возможности сервисов разных компаний-агрегаторов. По сравнению с 2022 годом многое осталось без изменений. Таблица по-прежнему актуальна:


13535_исследование такси_08.png

Только в приложении «Яндекс Go» появилось новшество — возможность запросить помощь в поиске машины для людей с ограниченными возможностями. Правда, других опций в этом направлении пока нет.

  Оповестить водителя о выходе пользователи могут через приложения «Яндекс Go», Maxim и Uber Russia. Поделиться ссылкой на поездку с третьими лицами для отслеживания ими перемещения автомобиля на карте можно в приложениях «Яндекс Go», «Поехали» и Maxim.

У «Везет», «Таксовичкоф» и Uber Russia возможность поделиться ссылкой тоже есть, однако отследить перемещение пассажира в режиме реального времени не получится.

  Тревожной кнопки все еще нет в приложении «Поехали».

13535_исследование такси_05.png

  Если вдруг во время поездки возникла необходимость изменить способ расчета с водителем, то сделать это позволяют лишь приложения «Поехали» и Maxim. А внезапно передумать и поменять маршрут уже в пути получится во всех приложениях, кроме «Таксовичкоф».

  По способам оплаты все приложения позволяют выбрать вариант безналичного или наличного расчета. Сканировать карту можно в трех приложениях — «Яндекс Go», «Таксовичкоф» и Uber Russia. При этом оплата по QR-коду не реализована ни в одном приложении. Чаевые, как и в прошлом году, нельзя оставить только у «Везет».

13535_исследование такси_06.png

  Во всех приложениях сохраняется история поездок — маршруты, даты и время, стоимость, даже можно посмотреть подробный список оказанных услуг (кроме «Таксовичкоф»). Чеки не сохраняются в приложении «Поехали». У «Везет» чеки сохраняются, но на почту отправить возможности нет.

  Интересно, что время в пути отображается только в приложении «Яндекс Go». Если пользователь часто ездит по одному и тому же маршруту, то функция повторения заказа есть у «Поехали», Maxim и «Таксовичкоф». Также есть опция занести адрес в избранное (кроме «Везет»).


  Другие полезные возможности подразумевают настройку пуш-уведомлений (кроме «Везет»), разрешение звонить пользователю — у «Яндекс Go», «Таксовичкоф» и Uber Russia. Интересно, что в приложении «Таксовичкоф» есть возможность указать радиостанцию, которая будет включена в автомобиле во время поездки.

13535_исследование такси_07.png

  При работе с профилем пользователь сможет изменить ранее указанный номер телефона в приложениях «Яндекс Go» и Uber Russia. А еще в том же «Яндекс Go» и Maxim реализована возможность добавить доверенные контакты.

  В приложениях можно оценить поездку и водителя, однако в «Поехали» и Maxim нельзя написать комментарий. Кстати, водитель тоже может поставить свою оценку пассажиру в приложении «Яндекс Go». А если вдруг нужно добавить водителя в черный список, то «Яндекс Go» предоставляет и такую возможность.

  В современных приложениях можно выбирать тарифы с разным набором характеристик (класс / тип автомобиля / тарификация). У «Везет» нет деления по классам поездки — «эконом», «комфорт», «бизнес», однако можно выбрать скорость подачи авто.

Удобство использования


  Лидеры определены согласно немодерируемому пользовательскому тестированию по 100-балльной шкале.

  • «Яндекс Go» — 85 (Android) / 87 (iOS) баллов
  • Maxim и Uber Russia — 75/72 и 75/85 баллов
  • «Поехали» — 67/77 баллов


  Сценарий для пользователей, имеющих недавний опыт заказа такси через приложение, включал задания:

1.      Ввести свой адрес / обозначить на карте.         
2.      Выбрать тариф «комфорт».     
3.      Добавить детское кресло (если есть дети).       
4.      Посмотреть время подачи авто.       
5.      Посмотреть стоимость поездки.       
6.      Найти карточку водителя, проверить номер и марку авто.
7.      Ответить на два вопроса (метрика UMUX LITE).      
 

 
Результаты:
Название Полезность Удобство
Яндекс Go: такси и доставка 5 4,6
Везет — заказ такси 3,6 3,4
Поехали: заказ такси и доставка 3,6 3,8
maxim — заказ такси, доставка 4,2 4,2
Таксовичкоф — Заказ такси 4 4,2
Uber Russia — заказ такси 4 4,4

  Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества также исследовали доступность приложений для людей с ограничениями. Так, например, полная поддержка динамического шрифта найдена у пяти из шести приложений на Android. На iOS результат существенно хуже: у всех шести приложений есть лишь частичная поддержка.

  Лучший результат по контрастности текста и фона — «Поехали» на Android (показатели проверялись сканером доступности Android).

  Для людей с ограничениями по зрению пользовательский путь полностью доступен в двух приложениях из шести на Android. На iOS — только в одном приложении из шести.

  Функция, прибавившая баллов приложениям «Яндекс Go» и «Таксовичкоф», — отображение примерного времени до окончания поездки (или предположительное время прибытия). Возможность настроить тему оформления приложения 
(темная/светлая) также сыграла в плюс для Maxim и «Таксовичкоф». А вот способ авторизации через почту как раз и вывел в лидеры по критерию приложение «Яндекс Go».

  Любопытно, что Maxim даже имеет версию для смарт-часов. У него же лучше всех реализована помощь в приложении. Здесь и чат со службой поддержки, и возможность позвонить и написать через форму обратной связи. А вот в приложении «Яндекс Go» только чат.

Информационная безопасность


  Что касается информационной безопасности приложений, то на Android только «Везет» запрашивает необходимые разрешения, разъясняя пользователю, для чего ему это нужно. «Яндекс Go: такси и доставка» хочет получить доступ к осуществлению телефонных вызовов и устройствам Bluetooth, просмотру контактов, «Поехали» и Maxim запрашивают доступ к устройствам Bluetooth, Uber Russia просит и то и другое, а «Таксовичкоф» стремится к просмотру контактов.

 
кузьменко новая
Сергей Кузьменко
РУКОВОДИТЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТРА ЦИФРОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РОСКАЧЕСТВА

  И снова потенциальные уязвимости выявлены для устройств на Android. Среди всех только «Везет» обошелся без трекеров. Maxim, «Поехали», «Яндекс Go» и «Таксовичкоф» прибегают к Google Analytics. Uber Russia имеет дело с Google Analytics и Facebook Analytics (входит в Meta, запрещена в РФ).



  Удалить свой аккаунт пользователь на всех платформах может только через службу поддержки, а в самом приложении функция «Деактивировать/Удалить аккаунт» есть только у «Поехали» и Maxim.

  Также ни в одном из приложений не предусмотрена возможность установки пароля или входа в приложение по биометрическим данным.
  Привязка банковской карты в приложениях осуществляется по протоколу 3D-Secure.

Предварительно запрашивается код подтверждения из СМС.

Дополнительно эксперты Роскачества провели проверку всех приложений на Android анализатором на наличие уязвимостей и НДВ Solar appScreener при использовании технологии автоматического бинарного анализа, без осуществления реверс-инжиниринга (декомпиляции исходного кода).
Были выявлены следующие потенциальные уязвимости: обращение к DNS в 50% случаев, небезопасная рефлексия — у половины приложений. Слабый алгоритм хеширования в 100% исследованных приложений, использование незащищенного протокола HTTP – 36%. Внедрение в запрос к базе данных SQLite — 36%.

Правовая оценка


Роскачество и АНО «ПравоРоботов» провели анализ политик конфиденциальности сервисов такси и выделили аспекты, на которые пользователям стоит обратить внимание.

  «Везет», «Яндекс Go» и Uber Russia теперь принадлежат компании «Яндекс», которая сегодня фактически является монополистом на отечественном рынке такси. Для этих сервисов применимы одинаковые права и обязанности компании «Яндекс Go». В проверенных приложениях максимально обобщенная политика конфиденциальности.

  Кроме того, в приложении «Везет» выложена недействительная политика конфиденциальности от 21.12.2021, а ведь на данный момент сервис поглощен компанией «Яндекс». Значит, для пользователей должен быть представлен новый документ с политикой для такси «Яндекс Go» от 19.05.2022.

  В тексте политики «Яндекс Go» и «Везет» есть пункт о передаче персональной информации третьим лицам, но их идентификаторы (наименование, ИНН или ОГРН) не прописаны

скрин Яндекс1.jpg

Более того, ввиду разделения бизнеса и структур «Яндекса» на российскую и зарубежную части не совсем понятно, кто сможет эти данные использовать — все подразделения «Яндекса» или только группа такси, находящаяся в России.

скрин Яндекс2.jpg

  Обратите внимание, что группа компаний «Яндекс» объединяет более 85 пользовательских сервисов. А это значит, что если вы передали свои данные в приложении такси, то они стали известны и в остальных 84 сервисах компании, а также другим компаниям группы. И это ключевое неравенство, которое свойственно всем монополистам. 

  Несмотря на то, что Uber Russia теперь относится к ООО «Яндекс.Такси», в политике сервиса фигурирует частная компания Uber ML B.V. с ограниченной ответственностью, учрежденная в Нидерландах. Получается, что все условия регулируются и толкуются исключительно в соответствии с законодательством Нидерландов. А значит, пассажирам трудно будет отстоять свои права, например, в случае ДТП. И только если пролистать документ до конца, там будет ссылка на обновленное пользовательское соглашение с упоминанием актуального владельца.

скрин Яндекс3.jpg

Куликов
Никита Куликов
к. ю. н., генеральный директор АНО «Права Роботов»

  Как и в прошлом году, рынок услуг такси оказался поделен между несколькими крупными операторами и парой небольших, а в разрезе политик конфиденциальности по-прежнему наблюдается неупорядоченность. В некоторых документах выявлены двусмысленные моменты, а значит, утверждать, что данные пользователей надежно защищены, — нельзя. Так, гигант «Яндекс» продолжает поглощать менее крупные компании. Встает закономерный вопрос, как старые собственники воспользуются базами данных, а новые — смогут ли их защитить. В частности, наш технологичный монополист сейчас делит свои активы с зарубежной компанией-близнецом, что не исключает сбои в цепи информационной безопасности.

 
 

Итоги


По сравнению с 2022 годом в приложениях такси видны некоторые изменения, однако в целом все осталось на том же уровне.
 
  Важно отметить, что страховые выплаты в размере до 2 млн рублей есть у всех сервисов «Яндекс Go». В то время как у «Поехали» и «Таксовичкоф» информация о страховании пассажиров отсутствует. Maxim прописывает лишь ответственность сторон, а страхование осуществляется через благотворительный фонд «Гарант».

  Лучшие мобильные приложения, по оценкам Роскачества, в 2023 году

такси

Читайте также

Наверх

добавлен к сравнению