Осенью 2022 года Центр цифровой экспертизы Роскачества протестировал шесть мобильных сервисов для вызова такси. Насколько они функциональны, качественны и безопасны для iOS и Android – об этом в нашем исследовании.

Как часто люди пользуются приложениями для вызова такси?

При помощи какого мобильного приложения удобнее всего заказать такси? В очередном обзоре мы рассказали о шести наиболее популярных приложениях для вызова авто в Москве и других городах.

  • «Яндекс Go: такси и доставка»

  • Uber

  • «Везёт»

  • «Поехали»

  • Maxim

  • «ТаксовичкоФ»

Наши люди в булочную на такси не ездят!

10467-750x500-01.jpg

Оказалось, еще как ездят! Мы опросили 1000 человек, и все они с разной периодичностью пользуются услугами такси.

Читайте топ лучших приложений для заказа такси

10467-750x500-03.jpg

Отметим, что сразу три сервиса – «Яндекс Go: такси и доставка», Uber и «Везёт» – принадлежат ГК «Яндекс.Такси». Три приложения из шести в нашем исследовании.

Основная задача, которая стояла перед нами, – определить, какие мобильные приложения наиболее функциональны, удобны и безопасны для пользователей. Кстати, работе водителей и их оценке пассажирами у нас посвящен отдельный материал.

10467-750x500-04.jpg

Функциональность: навороты и опции

10467-750x500-05.jpg

Функциональность приложений оценивалась по 16 критериям (90 самых разных возможностей и опций). Упомянем самые интересные и расскажем, у каких приложений оказалось больше всего технических «наворотов».

В тройку лидеров по функциональным качествам на обеих платформах вошли:

  • «Яндекс Go: такси и доставка» – 4,62

  • Uber – 3,84

  • «ТаксовичкоФ» – 3,69

Так, в приложении «Яндекса» можно быстро авторизоваться через сторонние аккаунты (Google, Apple ID и т. д.). Также можно сразу увидеть, сколько времени займет поездка.

В приложениях «ТаксовичкоФ» и Uber легко и просто работать с картой – увеличить масштаб можно с помощью кнопки и жеста.

В формах заказов всех трех приложений сразу запрашивают полный адрес – с подъездом.

«Яндекс Go: такси и доставка», Uber, Maxim и «Везёт» позволяют сделать заказ без указания конечного пункта. С ним можно определиться уже в салоне авто. Кстати, рекомендованные места для посадки пассажиру подскажут приложения «Яндекс Go: такси и доставка», «Везёт» и снова Uber.

Во время поездки в приложении можно изучить профиль водителя и информацию о компании-перевозчике. Согласно проведенному Роскачеством опросу, 17% респондентов обращают внимание на название компании-перевозчика, в которой работает водитель. Наиболее полные данные о компании представлены у «Везёт», Uber и «Яндекс Go: такси и доставка». В приложениях «Поехали», Maxim и «ТаксовичкоФ» такие данные не указаны.

Данных о дате регистрации в сервисе такси нет ни в одном приложении, так же как и номера разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. При этом 4% опрошенных нами респондентов иногда просят показать лицензию, 26% доверяют перевозчику (сервису). А 44% людей никогда не задумывались о такой просьбе, а 17% вообще не знали, что у них есть такое право.

Раздел «Пожелания к поездке» хорошо отражает возможности сервиса компаний-перевозчиков и занимает львиную долю нашей таблицы с оценками по функциональности. Вот на какие услуги богаты разные приложения, а точнее сервисы:

-750x500-03 (2).jpg

*данные таблицы актуальны для Москвы и МО

А за что еще люди готовы платить при заказе такси?

Согласно опросу Роскачества, 32% людей дополнительно готовы платить за наличие кондиционера, 29% – за детское кресло или бустер, 26% – за перевозку животных, 23% – за транспортировку крупногабаритного груза (лыжи, велосипед и т. д.). Также 16,5% готовы к дополнительным тратам на страхование жизни и здоровья во время поездки, 14% – на Wi-Fi, 12% – на воду/сухарики/чипсы (снеки).

Справочно

27% респондентов совершенно не готовы к дополнительным тратам.


Каких еще услуг не хватает пассажирам при заказе такси в мобильном приложении? Наш опрос показал следующее:

  • Вызов к определенному времени.

  • Точная геолокация.

  • Портативный терминал для оплаты картой.

  • Заказ с несколькими остановками.

  • Возможность предложить свою цену.

  • Точная стоимость (часто стоимость выше после завершения поездки).

  • Выбор водителя (при условии, что они рядом).

  • Выбор марки автомобиля (кузова).

Но уже сейчас в «Яндекс Go: такси и доставка» и Uber можно уведомить водителя, что вы скоро выходите. Изменить маршрут во время поездки можно везде, кроме «ТаксовичкоФ».

Что касается оплаты, то возможность сканирования банковской карты есть в приложениях «Яндекс Go: такси и доставка», «ТаксовичкоФ» и Uber. Чаевые водителю можно оставить везде, кроме «Везёт».

Любопытно, что 35% респондентов оставляют чаевые в зависимости от личной симпатии к водителю и лишь 10% – после каждой поездки, а вот 24,5% не оставляют чаевых никогда.

Важно

В приложениях Maxim и «Поехали» можно изменить способ оплаты во время поездки, а расплатиться по QR-коду не получится нигде.


Рейтинг пользователя есть в приложении «Яндекс Go: такси и доставка». Там же можно добавить водителя в черный список, поставив оценку три балла и ниже за поездку.

Интересно, что после заказа такси 48% людей обращают внимание на информацию о водителе в приложении, 26% – лишь иногда, а 27% – никогда.

10467-750x500-07.jpg

Удобство использования: что нужно для поездки с комфортом?

Согласно опросу, респонденты отметили как особенно удобные в использовании эти три приложения на двух платформах:

  • «ТаксовичкоФ»

  • «Яндекс Go: такси и доставка»

  • Maxim

Чтобы приложение было удобным и простым в использовании, оказалось важно для 22% опрошенных нами людей.

А вот что еще отмечают пассажиры, когда уже сидят в такси:

  • Манера вождения – 66%.

  • Чистота салона – 65%.

  • Итоговая стоимость – 59%.

  • Поведение водителя во время поездки – 57%.

  • Состояние автомобиля – 56%.

  • Выбор маршрута и скорость движения – 34%.

  • Внешний вид водителя – 30%.

Во всех приложениях предусмотрены опции для людей с ограниченными возможностями: функция чтения экрана VoiceOver/Talkback, динамический шрифт, достаточная площадь области прикосновения (это про размер кнопок на экране). Вот только у «Везёт» этот набор оказался самым минимальным – без динамического шрифта и с размерами кнопок меньше минимального.

Производительность и надежность

В процессе теста приложений «падения» и «зависания» ни в одной из программ не зафиксированы. Единственное, «Везёт» выдавало ошибку при попытке привязать банковскую карту на устройстве Android.

Безопасность: опасности, которые нас подстерегают в такси

10467-750x500-08.jpg

Давайте теперь поговорим о безопасности и рассмотрим ее с трех сторон:

  • водитель,

  • поездка,

  • данные.

Среди опрошенных нами 59% чувствуют себя в такси комфортно, и лишь 9% респондентов не по себе.

Тревожная кнопка отсутствует только в «Поехали». Добавить доверенные контакты нельзя в приложениях «Везёт», «Поехали», «ТаксовичкоФ» и Uber.

Причиной дискомфорта во время поездки для 45,5% послужила манера езды водителя, 29% насторожило его поведение, 12% – внешний вид, 15% – беседы, а 18% были недовольны состоянием автомобиля.

Интересно, что идея брать по пути следования еще одного пассажира вызвала, как ни странно, в основном позитивную реакцию. 33% скорее поддерживают такую затею, совершенно не поддерживают – 23% респондентов.

Справочно

Большинство людей (86%) ответили, что не попадали в опасные ситуации во время поездок в такси.


А вот 14% опрошенных попадали – и назвали следующие причины:

  • водитель агрессивно ездил по дорогам, совершал резкие обгоны – 54%;

  • 44% людей отметили, что водитель подрезал другие автомобили;

  • 15% пожаловались на невежливость водителя по отношению к пассажирам;

  • 12% респондентов попадали в ДТП по вине другого ТС;

  • 9% респондентов рассказали, что водитель засыпал (!) за рулем.

Цифровая безопасность

10467-750x500-09.jpg

Что касается информационной безопасности приложений, то на Android только «Везёт» запрашивает необходимые разрешения, разъясняя пользователю, для чего ему это нужно. «Яндекс Go: такси и доставка» хочет получить доступ к осуществлению телефонных вызовов, «Поехали» и Maxim запрашивают данные о статусе телефона, Uber просит и то и другое, а «ТаксовичкоФ» стремится к просмотру контактов.

Опасно

Потенциальные уязвимости в виде трекеров выявлены только для устройств на Android.


Трекер является частью приложения и отслеживает действия пользователя. Изначально его цель – помогать разработчикам развивать свой продукт и следить за пользовательскими предпочтениями. Но с точки зрения сохранности метаданных трекер должен быть или платным от крупной аналитической компании, или от самого разработчика. Ведь все данные, получаемые трекером, поступают сперва в аналитическую компанию, изготовившую данное программное обеспечение, а затем отправляются разработчикам.

Среди всех приложений только «Везёт» обошлось без трекеров.

«Яндекс Go: такси и доставка» и «ТаксовичкоФ» прибегают к Google Analytics.

В «Поехали» обнаружены AppsFlyer и Flurry, а Uber грешит с Google Analytics и Facebook Analytics (Facebook запрещен в России, принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской).

У Maxim найдены трекеры от AppsFlyer, Flurry и Google Analytics.

Интересно, что удалить свой аккаунт пользователь на Android может только через службу поддержки, так как в самом приложении функция «Деактивировать/Удалить аккаунт» отсутствует. На iOS удалить аккаунт из приложения возможно только в «Поехали» и Maxim.

Справочно

Также ни в одном из приложений не предусмотрена возможность установки пароля или входа в приложение по биометрическим данным.


У всех приложений привязка банковской карты осуществляется по протоколу 3D-Secure, и они запрашивают код подтверждения из СМС.

Чернов.jpg
Даниил Чернов
ДИРЕКТОР ЦЕНТРА SOLAR APPSCREENER
Бреши в защите мобильных приложений для заказа такси могут поставить под удар большой объем чувствительных данных о пользователях. В случае успешной эксплуатации уязвимости в сеть может утечь база данных со всей информацией о пользователях, которую обрабатывает приложение: ФИО, контактный номер телефона, email, история маршрутов, номер банковской карты и другое. Защита этих сведений входит в зону ответственности разработчиков которые, судя по результатам анализа защищенности, довольно успешно справляются с этой задачей.
 
Исследуемые сервисы показали высокий уровень защищенности. При этом не стоит забывать, что каждая новая выпускаемая версия приложения должна быть объектом пристального анализа и обеспечения защищенности. Причем особенно внимательными должны быть поставщики такой категории приложений, как SuperApp. Эти приложения объединяют в себе сразу несколько сервисов одной экосистемы. Это значит, что ПО обладает большой кодовой базой и сложной архитектурой. В таких сервисах вероятнее возникновение гораздо большего количества уязвимостей, часть из которых в общем объеме достаточно легко пропустить.

Застрахована ли поездка в такси?

  • Maxim – 4,76

  • «ТаксовичкоФ» – 4,67

  • «Яндекс Go: такси и доставка» и «Везёт» – 4,55

Юристы АНО «ПравоРоботов» провели проверку политик конфиденциальности сервисов на соответствие Федеральному закону «О персональных данных» (№ 152-ФЗ от 27.07.2006).

Генеральный директор АНО «ПравоРоботов», к. ю. н. Никита Куликов отметил повышение уровня правового сервиса в приложениях для заказа такси.

Так, у сервисов от «Яндекса» все поездки по России застрахованы на 2 млн рублей. О чем сказано в политике конфиденциальности. Если во время поездки пользователь попал в ДТП и получил травму, он имеет право на компенсацию. Кто делал заказ – неважно: застрахованы все, кто находится в машине во время поездки. Однако число застрахованных пассажиров не может превышать количество посадочных мест.

Справочно

Напомним, что «Яндекс» захватил лидерство на рынке и сейчас представляет на нем сразу три сервиса – «Яндекс Go: такси и доставка», Uber и «Везёт». Однако в приложениях «Яндекс Go: такси и доставка» и «Везёт» персональная информация может быть доступна третьим лицам, не входящим в группу «Яндекса».


Другие компании такси также отобразили вопрос страхования пассажиров в своих политиках конфиденциальности.

Агрегаторы приложений Maxim, «Поехали» сотрудничают с благотворительным фондом «Гарант». Фонд помогает водителям и пассажирам, пострадавшим в ДТП и от противоправных действий других людей во время поездок.

А вот «ТаксовичкоФ» ограничивает свою деятельность только тем, что является агрегатором, но не берет на себя дополнительную ответственность, как, например, «Яндекс».



Читайте также

Наверх

loading

добавлен к сравнению