Top.Mail.Ru

Центр цифровой экспертизы Роскачества провел исследование наиболее популярных мобильных приложений для заказа такси.

Этот сервис является одним из самых востребованных у жителей крупных городов. С 2016 по 2019 год рынок показывал непрерывный рост за счет прихода мобильных агрегаторов, сделавших сервис удобным для среднего пользователя, и увеличился почти вдвое. По данным Аналитического центра при Правительстве, в 2019 году агрегаторы занимали порядка 60% легального рынка такси. Самая большая доля была у «Яндекс.Такси» – 27%; у «Везет» – 12%, такси «Максим» – 9%, Gett – 5%, «Ситимобил» – 1%, прочие агрегаторы делили оставшиеся 6% рынка. Эти цифры очень быстро меняются (так, за время подготовки исследования сразу несколько сервисов, включая проанализированные «Везет» и «Рутакси», были приобретены «Яндексом», что увеличило его общую долю).

Согласно исследованию ФОМ за декабрь 2020 года, всего услугами такси за последний год пользовались 66% россиян (в крупных городах эта цифра достигает 73%, то есть такси актуально для трех горожан из четырех). Четыре процента россиян в последний год брали такси почти каждый день, 10% – несколько раз в неделю, 22% – несколько раз в месяц, 29% – несколько раз в год. Большинство жителей РФ (69%) уже привыкли к сервису и считают его безопасным. Более четверти россиян вызывают такси с помощью мобильного приложения.

В предыдущий раз Роскачество исследовало мобильные приложения по заказу такси в декабре 2019 года. По сравнению с прошлым исследованием в новом тестировании был углублен анализ безопасности, появились оценочные критерии по удобству использования и правовой документации, переработаны критерии по функциональности и их «вес».

При этом пятерка лидеров изменилась не сильно: в нее вошел «Таксовичкоф», в прошлом исследовании занимавший только 7-е место, а «серебряный призер» 2019 года Uber, наоборот, из лидеров выпал. Также в позиции понизился Gett до 5-й строчки на обеих платформах.

Чтобы выяснить, насколько приложения для заказа такси функциональны, качественны и безопасны, Роскачество протестировало 22 приложения – по 11 для iOS и Android. А юристы АНО «ПравоРоботов» изучили политику конфиденциальности сервисов на соответствие Федеральному закону «О персональных данных» (№ 152-ФЗ от 27.07.2006) и выделили негативные и положительные аспекты, на которые пользователям стоит обратить внимание.

В основное исследование вошли приложения, отвечающие всем следующим условиям: должны существовать их версии как на Android, так и на iOS; приложения занимают место в позиции топ-100 в своей категории (хотя бы на одной платформе); приложения позволяют оплачивать поездки онлайн; последний раз обновлялись не позднее полугода назад; сервис осуществляет свою деятельность хотя бы в одном городе-миллионнике; в сервисе присутствуют не только автомобили бизнес-класса; цену поездки назначает сервис, а не пользователь. Уровень сервиса и качество оказываемых услуг такси не оценивались.

Дополнительно эксперты проанализировали на безопасность малопопулярные приложения для заказа такси за скобками основного рейтинга. Среди более 100 исследованных таким образом программ были найдены небезопасные (о чем более подробно читайте далее). Для удобства чтения названия всех приложений в тексте сокращены.

59% популярных приложений на обеих платформах, показавших лучшие результаты по совокупности всех критериев, получили отметку выше 4 баллов, что является хорошим показателем. Не рекомендуемых к использованию приложений в рамках рейтинга нет.

По результатам тестирования наиболее функциональные приложения – «Яндекс Go», «Таксовичкоф» и «Поехали» на Android; «Яндекс Go», «Таксовичкоф» и Gett – на iOS.

Наиболее удобные приложения по итогам исследования – Uber, «Таксовичкоф» и «Яндекс Go» на Android; «Ситимобил», maxim и «Таксовичкоф» – на iOS.

Что касается информационной безопасности, все приложения показали хорошие результаты – большинство набрали 4 и более баллов. Оценки у некоторых продуктов были снижены за запрос избыточных пользовательских данных, а к «Везет» возникли вопросы по безопасности передачи пользовательских данных.

Лучшими по совокупности всех критериев признаны приложения «Яндекс Go», «Таксовичкоф» и «Ситимобил» на Android, на iOS – «Яндекс Go», maxim и «Таксовичкоф».

Товар со знаком качества
Товар-нарушитель
{{iconsList[icon].title}}
{{indicator.text}} {{indicator.value}}
{{indicator.value}}
исследовано
повторно
{{item.points|round(3)}}
Сравнить
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ товары

Испытания проводились по 139 критериям. Во время исследования специалисты использовали приложения как рядовые пользователи: заказывали и передвигались на такси, анализировали работу приложения и его функциональные возможности, добавляли адреса в избранное и пожелания к заказам, изучали профили водителей (информацию о водителях, машинах, компании-перевозчике) и так далее.

Также проводился дополнительный тест приложений на безопасность с использованием специализированного ПО. В результате были проверены все ключевые функции, оценены удобство, информационная безопасность, производительность и надежность приложений заказа такси.

Про обман в такси читайте ЗДЕСЬ.

Каждый из критериев получил свой «вес» (то есть определенное влияние на итоговый балл) в зависимости от своей значимости, что позволило в итоге сформировать максимально объективную оценку. При этом учитывались результаты глубинных интервью с пользователями такси, проведенных специалистами Роскачества, и семантический анализ более 900 отзывов в App Store и Google Play.

5047_R06_Инфографика для портала по Такси 2021_5.jpg

Функциональность

Одна из самых важных потребительских характеристик любого мобильного приложения – это функциональные возможности. В этом исследовании соответствующая группа параметров испытаний (78 критериев) составила 40% от итоговой оценки приложений.

Пройдемся подробнее по наиболее важным функциям.

Заказ автомобиля. Здесь специалисты Роскачества постарались максимально подробно оценить информативность того, что наблюдает и с чем взаимодействует пользователь. Оценивались наличие в приложении схематического обозначения зданий на карте и местоположения самого пользователя относительно их, а также возможность масштабирования карты и автоматическое заполнение местоположения пассажира.

Рассматривалось также, как приложение отображает местоположение заказанного автомобиля на карте, расстояние от пользователя до заказанного автомобиля и приблизительное время до подачи (прибытия) автомобиля.

Отдельно оценивались возможность указать подъезд, добавить промежуточную точку остановки, отображение подсказок с недавно введенными адресами и опция заказа второго автомобиля. Наконец, исследовалось наличие и более экзотических функций: возможность не указывать адрес назначения при вызове автомобиля (есть у половины приложений) или указание альтернативных точек посадки пользователя (есть у 36%).

Так как всё вышеперечисленное является базовыми функциями приложений для заказа такси, у всех участников исследования большинство функций реализовано на высоком уровне. Однако далеко не у всех приложений удобно сделано масштабирование карты – возможность увеличить масштаб с помощью кнопки и жеста есть только у maxim, «Поехали» и «Рутакси» для Android.

Есть и более серьезные недоработки: у DiDi на карте не отображаются здания (в версии, которая вышла уже после завершения исследования, это было исправлено), у «Рутакси» – местоположение пользователя. Gett, DiDi и Bolt не дают возможности заказать автомобиль для другого человека. DiDi и Bolt также не позволяют указать подъезд при заказе. Gett – единственное приложение без возможности указать промежуточные остановки. Gett, Bolt и Uber не позволяют заказать второй автомобиль. «Поехали» и DiDi не позволяют просмотреть недавние адреса.

Следующий важный для пользователя момент, когда выбор машины уже сделан и автомобиль назначен, – это карточка водителя и автомобиля. Здесь между приложениями наблюдался значительный разброс в степени ее заполненности. Специалисты оценивали наличие в карточке водителя его Ф.И.О., фотографии и пользовательского рейтинга, информации о самом автомобиле (госномер, марка, цвет кузова), сведений о компании-перевозчике (где применимо), данных о дате регистрации водителя в сервисе такси.

Аутсайдерами при оценке по данной группе критериев стали «Везет» и «Рутакси», у которых карточка водителя, по сути, отсутствует и есть информация только об автомобиле. Также следует отметить, что фотография и рейтинг водителя есть менее чем в половине приложений. Самым лучшим в группе оказался сервис DiDi (в остальном не слишком сильно себя проявивший), который обошел лидеров исследования и набрал 5 баллов. DiDi – единственное приложение с указанием даты регистрации водителя.

Следующая важная для пользователя группа критериев – это пожелания к поездке. В том случае, если у пользователя маленький ребенок или тяжелый багаж, наличие соответствующих фильтров является очень нужным.

Эксперты анализировали наличие возможности указать следующие пожелания:

  • Возраст, количество и необходимые средства для перевозки пассажиров до 12 лет (детское кресло, бустер, люлька).

  • Необходимость перевозки домашнего животного.

  • Необходимость встречи клиента с табличкой.

  • Фильтр по автомобилям с желтыми номерами.

  • Наличие у пользователя багажа или требование о пустом багажнике.

  • Наличие англоговорящего водителя (без влияния на итоговый балл, есть только у «Рутакси» и «Везет»).

  • Возможность заказа автомобиля к определенной дате или времени.

  • Помощь водителя (например, если пассажир маломобилен или если нужно помочь донести сумки).

Проверка по этой группе критериев вновь выявила значительное функциональное различие между приложениями. Например, в остальном хорошо себя проявившие приложения Uber и Gett оказались малофункциональными наряду с Bolt и DiDi (у последнего пожелания к заказу отсутствуют в принципе). На Android в наибольшем объеме пожелания реализованы у приложений «Поехали», «Рутакси» и «Везет», на iOS – у тех же приложений и у maxim.

Самым экзотическим для сервисов пожеланием оказалась возможность попросить водителя о помощи при посадке (есть только у maxim, «Поехали» и «Таксовичкоф») – это особенно полезно для маломобильных пассажиров. Для этой цели, конечно, можно использовать функцию оставления водителю комментария: она есть у всех приложений, кроме «Рутакси», DiDi и Bolt, но это менее удобно. Также стоит отметить отсутствие в половине сервисов возможности указать наличие багажа или необходимость свободного пространства под его размещение.

Итак, пассажир установил нужные ему параметры поездки и дождался автомобиля. Далее начинается сама поездка, в ходе которой также оценивались различные функциональные возможности, облегчающие жизнь пассажиру. Если связь с водителем (до посадки) и уведомления о прибытии автомобиля реализованы как базовые функции у всех приложений, то оповещение водителя со стороны пассажира о своем выходе уже оказывается более редким (есть только у 45% приложений). А важная для безопасности возможность поделиться ссылкой на поездку с третьими лицами присутствует почти у всех приложений, кроме «Ситимобил», Gett и «Рутакси». Менее чем в половине приложений можно изменить способ оплаты во время поездки, в остальных это можно сделать только до момента заказа. Самой редкой функцией в группе оказалась SOS-кнопка: она есть только у «Яндекс Go», DiDi и Bolt. Эта функция позволяет одним нажатием набрать номер 112 либо передать данные о своем местоположении доверенным контактам. Изменить маршрут уже после начала поездки позволяют все сервисы, кроме «Рутакси» и «Таксовичкоф».

Оплата поездки рассматривалась также в качестве отдельной группы критериев. Приложения по заказу такси были оценены на предмет наличия всех способов оплаты (наличный, безналичный расчет, Google/Apple Pay), а также удобство безналичного расчета (привязка нескольких карт, автозаполнение реквизитов через сканирование карты), возможность установить размер чаевых как до совершения поездки, так и после ее завершения (оба варианта есть у 45% приложений).

Безналичный расчет с помощью сторонних сервисов поддерживает менее половины приложений, столько же позволяют отсканировать карту. «Везет» оказалось единственным сервисом, не позволяющим привязать несколько карт и выбирать между ними.

История поездок хорошо реализована у большинства приложений (4 балла и больше), аутсайдерами оказались «Рутакси» (история фактически отсутствует), а также «Везет» и Bolt (скудная информация о поездках). У всех остальных приложений в истории заказа сохраняются все или большинство следующих сведений:

  • Маршрут на карте

  • Маршрут поездки

  • Дата и время поездки

  • Ф.И.О. водителя

  • Стоимость поездки

  • Детализация стоимости поездки

  • Чек  

  • Марка автомобиля

  • Номер автомобиля

  • Класс поездки или тариф (есть у половины приложений)

  • Обращение в службу поддержки

  • Время в пути (самая редкая информация, только у 36% приложений)

  • Повторение заказа (у 45% приложений)

  • Способ оплаты         

  • Удаление заказа

Проверка по функциональности настроек разделила приложения на две группы. Здесь исследовалась возможность изменить язык, настроить разрешение звонков и пуш-уведомлений, очистить кеш карт. Также, без влияния на балл, проверялись такие экзотические функции, как возможность указать любимую радиостанцию для проигрывания в салоне (только «Таксовичкоф») и изменить иконку автомобиля на карте в приложении (только Gett на iOS). В итоге низкие оценки (менее 2 баллов) по этой группе критериев получили 55% приложений, максимальные баллы набрали только «Яндекс Go», «Таксовичкоф» и Uber. Только в «Яндекс Go» и Uber на iOS есть возможность очистить кеш карт. В 27% приложений можно настроить разрешение звонков.

Последняя группа критериев, по которой эксперты оценивали функциональность приложения, – профиль пользователя. У «Рутакси», «Везет» и Uber настройки профиля отсутствуют. Максимальный балл – у «Яндекс Go» и DiDi. Только в «Яндекс Go» и DiDi можно указать доверенные контакты. В DiDi также можно добавить несколько телефонных номеров. Gett – единственное приложение, не позволяющее пользователю разлогиниться.

Отдельно от других функций оценивалась возможность добавить конкретного водителя в приложении в черный список (на Android есть только в DiDi, на iOS – в «Яндекс Go», Gett и Uber). Без оценки рассматривалась демонстрация пользовательского рейтинга (аналогичного водительскому), в открытом для пассажира виде он есть только у «Яндекс Go».

По результатам тестирования наиболее функциональными приложениями стали «Яндекс Go», «Таксовичкоф» и «Поехали» на Android, «Яндекс Go», «Таксовичкоф» и Gett – на iOS.

5047_R06_Инфографика для портала по Такси 2021_4.jpg

Удобство пользования

Простота и удобство пользования мобильными приложениями для заказа такси оценивались экспертами по 24 критериям, которые составили в сумме 20% от итоговой оценки приложений.

При оценке простоты и качества навигации эксперты оценивали, насколько легко определить, где пользователь находится, находился и куда он может переместиться в дальнейшем, а также подсчитывали минимально необходимое количество действий (кликов) для выполнения основных пользовательских сценариев. В их числе: выбор способа оплаты, переход в историю поездок, связь со службой поддержки, переход к редактированию избранных адресов и другие. Дополнительно оценивалось, показывает ли приложение примерное время, оставшееся до окончания поездки (есть у 63% сервисов), и имеет ли темную тему оформления (без влияния на балл): есть только у maxim на Android, а также у «Ситимобил» и «Таксовичкоф» на iOS.

Специалисты также провели юзабилити-тестирование приложений с привлечением более 180 рядовых пользователей (без влияния на итоговый балл). В ходе исследования пользователям давались тестовые задания (например, найти в интерфейсе опцию для оставления комментариев к поездке или изменения способа оплаты) и анализировались их действия. Это позволило оценить понятность и удобство интерфейса приложений. Удобнее всего пользователяс было взаимодействовать с приложениями Uber и «Яндекс Go», с минимальным отрывом от них идут Gett и «Ситимобил», сложнее всего пользователям было взаимодействовать с интерфейсом приложения maxim (в частности, найти в приложении избранные адреса).

По критерию «Синхронизация и кросс-платформенность» максимальный балл получили только maxim и «Таксовичкоф» для iOS за счет наличия версии для смарт-часов. Gett получил 0 баллов как единственное приложение, отсутствующее в Huawei AppGallery.

Помощь в приложении в полном объеме есть только у «Яндекс Go» и Uber (чат или форма обратной связи, справка по использованию сервиса, возможность сделать звонок в службу поддержки). В 36% приложений есть только один из трех вариантов помощи пользователю.

Адаптация для людей с ограниченными возможностями (поддержка динамического шрифта и программ чтения экрана VoiceOver/Talkback) в полном объеме присутствует только в «Таксовичкоф» на Android. У приложений на iOS в целом по данному критерию оценки традиционно хуже из-за технических особенностей платформы – 4 балла набрал только «Ситимобил».

У всех исследованных приложений отсутствуют встроенные рекламные материалы, кроме «Таксовичкоф», у которого есть встроенная рекламная интеграция сервиса по доставке еды.

Наиболее удобные приложения по итогам исследования – Uber, «Таксовичкоф» и «Яндекс Go» на Android, «Ситимобил», maxim и «Таксовичкоф» – на iOS.

5047_R06_Инфографика для портала по Такси 2021_3.jpg

Производительность и надежность

Данная группа из пяти критериев составила 10% от общей оценки. Все приложения по заказу такси в ходе тестирования зарекомендовали себя как стабильные и надежные, устойчивые к внешним прерываниям.

У некоторых приложений были сняты баллы за большой размер – как в версиях на Android, так и на iOS (более 100 МБ).

В целом все приложения по производительности и надежности получили высокие оценки (4,1 и выше), что следует считать хорошим показателем.

Информационная безопасность

Информационная безопасность для сервисов по заказу такси имеет значительную важность, так как пользователь указывает в приложении свои платежные данные, а в некоторых случаях и персональные.

В этом исследовании группа критериев по безопасности составила 15% от итоговой оценки приложений. В процессе исследования эксперты оценивали, запрашивает ли сервис только минимально необходимые пользовательские данные и разрешения, а также можно ли удалить аккаунт. Дополнительно анализировалось, требует ли приложение придумать сложный пароль (если вариант авторизации по одноразовым кодам из СМС отсутствовал).

Отдельно анализировалась безопасность передачи данных приложения и пользовательских данных. Для этого эксперты производили захват всего трафика, который пересылает приложение, с помощью специализированного ПО (Wireshark), а затем анализировали его на наличие незашифрованных данных. С перехватом трафика успешно справились все приложения, кроме Android-версий DiDi и «Везет»: DiDi передает в незашифрованном виде картинки приложения (контент), а «Везет» – координаты пользователя и адрес назначения, что уже гораздо серьезнее. Потенциально, перехватив эти данные, мошенник может проследить путь до адреса назначения жертвы и в дальнейшем использовать эту информацию для целевых атак.

У всех приложений, кроме DiDi, Bolt и Uber, привязка банковской карты осуществляется по протоколу 3D-Secure.


Справочно

3D-Secure – это код, отправляемый в СМС, нужен для того, чтобы сервис убедился, что карта действительно принадлежит вам. Теоретически его отсутствие может позволить злоумышленникам привязать чужую карту к своему аккаунту и в дальнейшем совершать оплату поездки с украденной карты или просто подобрав ее реквизиты.


В итоге все приложения показали себя как достаточно безопасные и надежные, 73% сервисов на iOS и Android набрали 4 балла и выше. У DiDi и Bolt на обеих платформах оценка была снижена за избыточный запрос данных при регистрации, что тем не менее не является очень критичным.

Дополнительно эксперты Роскачества провели проверку всех приложений на Android анализатором на наличие уязвимостей Solar appScreener при использовании технологии автоматического бинарного анализа, без осуществления реверс-инжиниринга (декомпиляции исходного кода). В итоге были выявлены следующие потенциальные уязвимости: небезопасная собственная реализация SSL – у 54%; небезопасная рефлексия – у 81%; использование незащищенного протокола HTTP – у 90%; слабый алгоритм хеширования – у 72%; слабый алгоритм шифрования – у 9%; внедрение в запрос к базе данных SQLite – у 18%; обращение к DNS – у 90%.

Дополнительно к вошедшим в исследование 22 известным приложениям специалисты также проверили на безопасность еще около сотни куда менее популярных приложений (65% из них было для Android). Как минимум в пяти программах была выявлена незащищенная передача координат пассажира, в некоторых случаях к этому добавлялся номер и модель телефона или даже личные данные пользователя.

Незашифрованный номер телефона (у «Такси Сатурн», Red Taxi, UpTaxi, «Заказ такси ГОСТ») – потенциальная уязвимость, так как, перехватив данные, злоумышленник получит к нему доступ. Конкретная модель телефона – тоже нежелательные сведения, ведь у каждого телефона в зависимости от модели свои уязвимости, чем могут воспользоваться злоумышленники, если они целенаправленно охотятся за жертвой. Особенно это касается старых моделей.

Личные данные (у «Такси Сатурн») – это связка номера телефона и имени, что является весьма чувствительной информацией. Координаты (у X-Car‪, «Таксик», «НонСтоп», UpTaxi и SV-Taxi) – при наихудшем сценарии злоумышленник может получить координаты назначения, но в основном передаются координаты настоящего местонахождения. Все эти уязвимости могут оказаться входом в периметр безопасности приложения и несут в себе потенциальные угрозы. В связи с этим не рекомендуется пользоваться приложениями, если ваш телефон подключен к публичному Wi-Fi (например, в ресторане или отеле). Используйте для этой цели мобильный интернет.

Правовая оценка

Проверку на соответствие политик конфиденциальности приложений для заказа такси требованиям закона «О персональных данных» (№ 152-ФЗ от 27.07.2006) проводили юристы автономной некоммерческой организации «ПравоРоботов». В этом исследовании соответствующая группа из 17 параметров испытаний составила 10% от итоговой оценки приложений.

Юристы проанализировали политики на соответствие российскому законодательству, а также проверили их по нескольким необязательным с точки зрения законодательства, но важным для пользователей критериям, таким как условия прекращения обработки персональных данных, указание ответственных за их сбор лиц, сторон, которым они передаются, а также наличие глоссария и русскоязычной локализации в пользовательской документации сервисов. Проверялась также информация о страховании пассажиров (в полном объеме присутствует внутри самого приложения только у maxim, у остальных документ открывается в браузере).

В целом все исследованные приложения показали хорошие результаты, набрав 3,8 балла и выше. Лучше всего оценки у «Ситимобил», «Яндекс Go» и Gett.

Политика сервиса Bolt имеет указание на передачу данных третьим лицам, помимо требований установленных законодательством и аффилированных лиц, при этом перечень самих третьих лиц не приводится. А в политике Uber отсутствует информация об обрабатываемых персональных данных. Также стоит обратить внимание на автоматическое согласие пользователей на получение рекламных рассылок (например, у maxim и «Таксовичкоф»).

Gett собирает даже такую информацию, как производительность аккумулятора и сети (например, состояние аккумулятора и использование зарядного устройства), а также имена файлов, типы и размер файлов на вашем устройстве, включая количество свободного и используемого пространства на локальном запоминающем устройстве.

В политиках конфиденциальности всех сервисов, кроме «Таксовичкоф», имеется указание о передаче данных пользователей третьим лицам. Как правило, это касается сбора данных по использованию пользователями приложений.

Куликов
Никита Куликов
к. ю. н., генеральный директор АНО «ПравоРоботов»

– Исследование показало, что, помимо своих прямых обязанностей по обеспечению перевозки граждан, ряд сервисов собирает избыточное количество данных, напрямую не связанных с деятельностью по заказу такси. А некоторые сервисы, помимо прочего, еще и делятся вашими данными с третьими лицами, в том числе с иностранными. В связи с этим любому пользователю важно помнить, что даже в самых неочевидных ситуациях конфиденциальность ваших персональных данных может быть под вопросом.


Негативные и позитивные аспекты политик конфиденциальности, на которые юристы рекомендуют обратить внимание, приведены в карточках каждого из приложений.

Выводы

Лучшими по совокупности всех критериев признаны:

iOS:

1.   «Яндекс Go» (4,47)

2.   maxim (4,27)

3.   «Таксовичкоф» (4,25)

4.   «Ситимобил» (4,16)

5.   Gett (4,06)

Android:

1.   «Яндекс Go» (4,51)

2.   «Таксовичкоф» (4,36)

3.   «Ситимобил» (4,21)

4.   maxim (4,20)

5.   Gett / «Поехали» (оба 4,0672)

Исследование проведено в соответствии с методикой испытаний, базирующейся на предварительном национальном стандарте на сравнительные испытания мобильных приложений ПНСТ 277-2018.

приложения такси

5047_R06_Инфографика для портала по Такси 2021_2.jpg


×
Вам понравилось наше исследование?
Оцените, пожалуйста, насколько исследование было для вас полезным:

Возможно, вам чего-то не хватило в исследовании?

Наверх

Забыли пароль?

Samsung Galaxy Note 8 (SM-N950F/DS) добавлен к сравнению Всего в списке 3 товара
Нуждаетесь в помощи эксперта?

На ваши вопросы ответят наши ведущие специалисты

Можно загружать файлы в формате doc, docx, размер которых не превышает 2 Мб