Top.Mail.Ru

Осенью 2022 года Центр цифровой экспертизы Роскачества протестировал шесть мобильных сервисов для вызова такси. Насколько они функциональны, качественны и безопасны для iOS и Android – об этом в нашем исследовании.

Как часто люди пользуются приложениями для вызова такси?

При помощи какого мобильного приложения удобнее всего заказать такси? В очередном обзоре мы рассказали о шести наиболее популярных приложениях для вызова авто в Москве и других городах.

  • «Яндекс Go: такси и доставка»

  • Uber

  • «Везёт»

  • «Поехали»

  • Maxim

  • «ТаксовичкоФ»

Наши люди в булочную на такси не ездят!

10467-750x500-01.jpg

Оказалось, еще как ездят! Мы опросили 1000 человек, и все они с разной периодичностью пользуются услугами такси.

Читайте топ лучших приложений для заказа такси

10467-750x500-03.jpg

Отметим, что сразу три сервиса – «Яндекс Go: такси и доставка», Uber и «Везёт» – принадлежат ГК «Яндекс.Такси». Три приложения из шести в нашем исследовании.

Основная задача, которая стояла перед нами, – определить, какие мобильные приложения наиболее функциональны, удобны и безопасны для пользователей. Кстати, работе водителей и их оценке пассажирами у нас посвящен отдельный материал.

10467-750x500-04.jpg

Функциональность: навороты и опции

10467-750x500-05.jpg

Функциональность приложений оценивалась по 16 критериям (90 самых разных возможностей и опций). Упомянем самые интересные и расскажем, у каких приложений оказалось больше всего технических «наворотов».

В тройку лидеров по функциональным качествам на обеих платформах вошли:

  • «Яндекс Go: такси и доставка» – 4,62

  • Uber – 3,84

  • «ТаксовичкоФ» – 3,69

Так, в приложении «Яндекса» можно быстро авторизоваться через сторонние аккаунты (Google, Apple ID и т. д.). Также можно сразу увидеть, сколько времени займет поездка.

В приложениях «ТаксовичкоФ» и Uber легко и просто работать с картой – увеличить масштаб можно с помощью кнопки и жеста.

В формах заказов всех трех приложений сразу запрашивают полный адрес – с подъездом.

«Яндекс Go: такси и доставка», Uber, Maxim и «Везёт» позволяют сделать заказ без указания конечного пункта. С ним можно определиться уже в салоне авто. Кстати, рекомендованные места для посадки пассажиру подскажут приложения «Яндекс Go: такси и доставка», «Везёт» и снова Uber.

Во время поездки в приложении можно изучить профиль водителя и информацию о компании-перевозчике. Согласно проведенному Роскачеством опросу, 17% респондентов обращают внимание на название компании-перевозчика, в которой работает водитель. Наиболее полные данные о компании представлены у «Везёт», Uber и «Яндекс Go: такси и доставка». В приложениях «Поехали», Maxim и «ТаксовичкоФ» такие данные не указаны.

Данных о дате регистрации в сервисе такси нет ни в одном приложении, так же как и номера разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. При этом 4% опрошенных нами респондентов иногда просят показать лицензию, 26% доверяют перевозчику (сервису). А 44% людей никогда не задумывались о такой просьбе, а 17% вообще не знали, что у них есть такое право.

Раздел «Пожелания к поездке» хорошо отражает возможности сервиса компаний-перевозчиков и занимает львиную долю нашей таблицы с оценками по функциональности. Вот на какие услуги богаты разные приложения, а точнее сервисы:

-750x500-03 (2).jpg

*данные таблицы актуальны для Москвы и МО

А за что еще люди готовы платить при заказе такси?

Согласно опросу Роскачества, 32% людей дополнительно готовы платить за наличие кондиционера, 29% – за детское кресло или бустер, 26% – за перевозку животных, 23% – за транспортировку крупногабаритного груза (лыжи, велосипед и т. д.). Также 16,5% готовы к дополнительным тратам на страхование жизни и здоровья во время поездки, 14% – на Wi-Fi, 12% – на воду/сухарики/чипсы (снеки).

Справочно

27% респондентов совершенно не готовы к дополнительным тратам.


Каких еще услуг не хватает пассажирам при заказе такси в мобильном приложении? Наш опрос показал следующее:

  • Вызов к определенному времени.

  • Точная геолокация.

  • Портативный терминал для оплаты картой.

  • Заказ с несколькими остановками.

  • Возможность предложить свою цену.

  • Точная стоимость (часто стоимость выше после завершения поездки).

  • Выбор водителя (при условии, что они рядом).

  • Выбор марки автомобиля (кузова).

Но уже сейчас в «Яндекс Go: такси и доставка» и Uber можно уведомить водителя, что вы скоро выходите. Изменить маршрут во время поездки можно везде, кроме «ТаксовичкоФ».

Что касается оплаты, то возможность сканирования банковской карты есть в приложениях «Яндекс Go: такси и доставка», «ТаксовичкоФ» и Uber. Чаевые водителю можно оставить везде, кроме «Везёт».

Любопытно, что 35% респондентов оставляют чаевые в зависимости от личной симпатии к водителю и лишь 10% – после каждой поездки, а вот 24,5% не оставляют чаевых никогда.

Важно

В приложениях Maxim и «Поехали» можно изменить способ оплаты во время поездки, а расплатиться по QR-коду не получится нигде.


Рейтинг пользователя есть в приложении «Яндекс Go: такси и доставка». Там же можно добавить водителя в черный список, поставив оценку три балла и ниже за поездку.

Интересно, что после заказа такси 48% людей обращают внимание на информацию о водителе в приложении, 26% – лишь иногда, а 27% – никогда.

10467-750x500-07.jpg

Удобство использования: что нужно для поездки с комфортом?

Согласно опросу, респонденты отметили как особенно удобные в использовании эти три приложения на двух платформах:

  • «ТаксовичкоФ»

  • «Яндекс Go: такси и доставка»

  • Maxim

Чтобы приложение было удобным и простым в использовании, оказалось важно для 22% опрошенных нами людей.

А вот что еще отмечают пассажиры, когда уже сидят в такси:

  • Манера вождения – 66%.

  • Чистота салона – 65%.

  • Итоговая стоимость – 59%.

  • Поведение водителя во время поездки – 57%.

  • Состояние автомобиля – 56%.

  • Выбор маршрута и скорость движения – 34%.

  • Внешний вид водителя – 30%.

Во всех приложениях предусмотрены опции для людей с ограниченными возможностями: функция чтения экрана VoiceOver/Talkback, динамический шрифт, достаточная площадь области прикосновения (это про размер кнопок на экране). Вот только у «Везёт» этот набор оказался самым минимальным – без динамического шрифта и с размерами кнопок меньше минимального.

Производительность и надежность

В процессе теста приложений «падения» и «зависания» ни в одной из программ не зафиксированы. Единственное, «Везёт» выдавало ошибку при попытке привязать банковскую карту на устройстве Android.

Безопасность: опасности, которые нас подстерегают в такси

10467-750x500-08.jpg

Давайте теперь поговорим о безопасности и рассмотрим ее с трех сторон:

  • водитель,

  • поездка,

  • данные.

Среди опрошенных нами 59% чувствуют себя в такси комфортно, и лишь 9% респондентов не по себе.

Тревожная кнопка отсутствует только в «Поехали». Добавить доверенные контакты нельзя в приложениях «Везёт», «Поехали», «ТаксовичкоФ» и Uber.

Причиной дискомфорта во время поездки для 45,5% послужила манера езды водителя, 29% насторожило его поведение, 12% – внешний вид, 15% – беседы, а 18% были недовольны состоянием автомобиля.

Интересно, что идея брать по пути следования еще одного пассажира вызвала, как ни странно, в основном позитивную реакцию. 33% скорее поддерживают такую затею, совершенно не поддерживают – 23% респондентов.

Справочно

Большинство людей (86%) ответили, что не попадали в опасные ситуации во время поездок в такси.


А вот 14% опрошенных попадали – и назвали следующие причины:

  • водитель агрессивно ездил по дорогам, совершал резкие обгоны – 54%;

  • 44% людей отметили, что водитель подрезал другие автомобили;

  • 15% пожаловались на невежливость водителя по отношению к пассажирам;

  • 12% респондентов попадали в ДТП по вине другого ТС;

  • 9% респондентов рассказали, что водитель засыпал (!) за рулем.

Цифровая безопасность

10467-750x500-09.jpg

Что касается информационной безопасности приложений, то на Android только «Везёт» запрашивает необходимые разрешения, разъясняя пользователю, для чего ему это нужно. «Яндекс Go: такси и доставка» хочет получить доступ к осуществлению телефонных вызовов, «Поехали» и Maxim запрашивают данные о статусе телефона, Uber просит и то и другое, а «ТаксовичкоФ» стремится к просмотру контактов.

Опасно

Потенциальные уязвимости в виде трекеров выявлены только для устройств на Android.


Трекер является частью приложения и отслеживает действия пользователя. Изначально его цель – помогать разработчикам развивать свой продукт и следить за пользовательскими предпочтениями. Но с точки зрения сохранности метаданных трекер должен быть или платным от крупной аналитической компании, или от самого разработчика. Ведь все данные, получаемые трекером, поступают сперва в аналитическую компанию, изготовившую данное программное обеспечение, а затем отправляются разработчикам.

Среди всех приложений только «Везёт» обошлось без трекеров.

«Яндекс Go: такси и доставка» и «ТаксовичкоФ» прибегают к Google Analytics.

В «Поехали» обнаружены AppsFlyer и Flurry, а Uber грешит с Google Analytics и Facebook Analytics (Facebook запрещен в России, принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской).

У Maxim найдены трекеры от AppsFlyer, Flurry и Google Analytics.

Интересно, что удалить свой аккаунт пользователь на Android может только через службу поддержки, так как в самом приложении функция «Деактивировать/Удалить аккаунт» отсутствует. На iOS удалить аккаунт из приложения возможно только в «Поехали» и Maxim.

Справочно

Также ни в одном из приложений не предусмотрена возможность установки пароля или входа в приложение по биометрическим данным.


У всех приложений привязка банковской карты осуществляется по протоколу 3D-Secure, и они запрашивают код подтверждения из СМС.

Чернов.jpg
Даниил Чернов
ДИРЕКТОР ЦЕНТРА SOLAR APPSCREENER
Бреши в защите мобильных приложений для заказа такси могут поставить под удар большой объем чувствительных данных о пользователях. В случае успешной эксплуатации уязвимости в сеть может утечь база данных со всей информацией о пользователях, которую обрабатывает приложение: ФИО, контактный номер телефона, email, история маршрутов, номер банковской карты и другое. Защита этих сведений входит в зону ответственности разработчиков которые, судя по результатам анализа защищенности, довольно успешно справляются с этой задачей.
 
Исследуемые сервисы показали высокий уровень защищенности. При этом не стоит забывать, что каждая новая выпускаемая версия приложения должна быть объектом пристального анализа и обеспечения защищенности. Причем особенно внимательными должны быть поставщики такой категории приложений, как SuperApp. Эти приложения объединяют в себе сразу несколько сервисов одной экосистемы. Это значит, что ПО обладает большой кодовой базой и сложной архитектурой. В таких сервисах вероятнее возникновение гораздо большего количества уязвимостей, часть из которых в общем объеме достаточно легко пропустить.

Застрахована ли поездка в такси?

  • Maxim – 4,76

  • «ТаксовичкоФ» – 4,67

  • «Яндекс Go: такси и доставка» и «Везёт» – 4,55

Юристы АНО «ПравоРоботов» провели проверку политик конфиденциальности сервисов на соответствие Федеральному закону «О персональных данных» (№ 152-ФЗ от 27.07.2006).

Генеральный директор АНО «ПравоРоботов», к. ю. н. Никита Куликов отметил повышение уровня правового сервиса в приложениях для заказа такси.

Так, у сервисов от «Яндекса» все поездки по России застрахованы на 2 млн рублей. О чем сказано в политике конфиденциальности. Если во время поездки пользователь попал в ДТП и получил травму, он имеет право на компенсацию. Кто делал заказ – неважно: застрахованы все, кто находится в машине во время поездки. Однако число застрахованных пассажиров не может превышать количество посадочных мест.

Справочно

Напомним, что «Яндекс» захватил лидерство на рынке и сейчас представляет на нем сразу три сервиса – «Яндекс Go: такси и доставка», Uber и «Везёт». Однако в приложениях «Яндекс Go: такси и доставка» и «Везёт» персональная информация может быть доступна третьим лицам, не входящим в группу «Яндекса».


Другие компании такси также отобразили вопрос страхования пассажиров в своих политиках конфиденциальности.

Агрегаторы приложений Maxim, «Поехали» сотрудничают с благотворительным фондом «Гарант». Фонд помогает водителям и пассажирам, пострадавшим в ДТП и от противоправных действий других людей во время поездок.

А вот «ТаксовичкоФ» ограничивает свою деятельность только тем, что является агрегатором, но не берет на себя дополнительную ответственность, как, например, «Яндекс».



Читайте также

Не пропустите новые исследования
каждую неделю!

Нажимая кнопку “подписаться”, я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных
и пользовательским соглашением

Наверх

loading

добавлен к сравнению