Оказалось, ситуация кибербуллинга, увы, стала рутиной современных российских школьников: около 70% подростков сообщили о том, что были участниками или жертвами онлайн-травли[1], а в 40% случаев дети, которые были жертвой, сами становятся агрессорами в Сети. Последствия кибербуллинга могут быть тяжкими – от негативных эмоций, которые испытывают и жертва, и обидчик (стыд, страх, тревога), вплоть до суицидальных попыток и даже исполненных самоубийств детей. Опасно и то, что во многих случаях кибербуллинг возникает либо продолжается не только в виртуальной реальности, но и в личном контакте между подростками, а значит, вред, который наносится жертве, может быть вполне реальным. Осложняется все это тем, что дети зачастую не хотят допускать родителей в свое киберпространство и скрывают все то, что происходит с ними в Сети.
«Главное отличие кибербуллинга от травли в обычной жизни – маска анонимности, за которой может скрываться обидчик. Его сложно вычислить и нейтрализовать. Дети очень редко рассказывают родителям и даже друзьям о том, что над ними издеваются. Молчание и переживание этого в одиночестве может стать причиной появления огромного количества психических проблем, трудностей в общении с одноклассниками. Люди, которые становились жертвами кибербуллинга, помнят об этом всю свою жизнь», – отметила Полина Фомина, менеджер образовательных программ Group-IB.
«Если у вас хороший контакт с ребенком, то вы довольно легко можете заметить, что с ним происходит что-то странное. Ребенок, скорее всего, будет встревожен, расстроен, он может выглядеть напуганным, напряженным, и это будет продолжаться в течение нескольких дней. Если вы видите, что ребенок чего-то боится и тревожится, это всегда повод для доверительного разговора. Заверьте ребенка, что вам он может рассказать абсолютно все, поскольку, что бы ни случилось, вы будете всегда на его стороне и поможете ему разобраться с любыми вопросами», – советует Екатерина Кес, детский и семейный психолог образовательного центра «Позитивные решения для родителей».
Также доктор Кес подчеркнула, что, если ребенок только регистрирует свой профиль в соцсетях, важно вместе с ним зайти в настройки профиля и выставить максимальные настройки приватности, а также объяснить ему, какую информацию и фотографии не стоит размещать в соцсетях.
Важно договориться с ребенком, чтобы он обязательно поделился с вами, если в Сети кто-то стал ему угрожать, шантажировать его, что-то вымогать или вести себя оскорбительно. Ребенка важно предупредить о том, что такое случается и что нужно моментально прекращать всякое общение с таким человеком. Также ребенку важно объяснить, что часто злоумышленники в Интернете могут выдавать себя за тех людей, которыми они не являются. Признаком того, что ребенок подвергается кибербуллингу, может быть то, что ребенок резко удалил свои страницы в соцсетях, и другие изменения в его поведении.
Специалисты по кибербезопасности обозначили виды травли в Сети, относящиеся к кибербуллингу.
- Хейтинг – необоснованная критика в виде комментариев и сообщений в адрес конкретного человека.
- Киберсталкинг – использование гаджетов в целях преследования жертвы, регулярные угрозы в адрес жертвы и членов ее семьи.
- Троллинг – публикация агрессивной информации на веб-сайтах, страницах социальных сетей, целью которой является высмеивание жертвы.
- Грифинг – относится к многопользовательским онлайн-играм и представляет собой преследование других игроков. Цель обидчиков – лишить удовольствия от игры других. Они активно используют брань, блокируют отдельные области игры и открыто мошенничают.
- Секстинг – процесс рассылки или публикация фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми. Используется для шантажа, вымогательства или мести бывшему партнеру.
Для того чтобы не испытать на себе один из видов кибербуллинга, необходимо тщательно контролировать свое поведение в Сети, вести себя дружелюбно либо нейтрально. Но что делать, если ваш ребенок уже подвергся травле? Роскачество называет конкретные шаги, которые нужно предпринять.
- Самый важный шаг – игнорирование. Лишившись мотивации, обидчик быстро успокоится и прекратит попытки задеть вас.
- Попробовать договориться с обидчиком об удалении оскорбительного материала либо о прекращении неподобающего поведения, предупредив его, что в случае продолжения травли следующим действием будет обращение в полицию.
- Отправить жалобу на материал на той платформе, на которой вы находитесь, – большинство соцсетей предоставляют эту возможность. На оскорбления в соцсетях нужно жаловаться, а обидчиков – банить. Это самый простой и действенный способ усмирить интернет-агрессора.
- Отправить жалобу на материал в суд, пожаловаться в полицию или Роскомнадзор.
- В случае если материалы (фото, переписки) были взяты из вашего аккаунта без вашего согласия (к примеру, был взломан аккаунт в соцсети), обязательно смените пароль. И вообще – меняйте пароли почаще.
При необходимости позвоните по номеру 8-800-2000-122 – детский телефон доверия, по которому можно обратиться за помощью. Помните, что то, что для взрослого кажется пустяком, для ребенка может стать катастрофой.
[1] Из исследования ситуации с насилием и травлей в школах, проведенного проектно-учебной лабораторией образовательной журналистики НИУ ВШЭ и Институтом образования НИУ ВШЭ.