Кибермошенники на маркетплейсах: схемы обмана и как с ними борются онлайн-площадки

Советы и факты
16.04.2025
В условиях стремительного развития онлайн-торговли пользователи маркетплейсов становятся все более привлекательной мишенью для киберпреступников. Какие стратегии защиты используют онлайн-площадки, чтобы обезопасить пользователей, и что вы можете сделать сами, чтобы совершать покупки без риска?

Существуют три основные схемы обмана пользователей маркетплейсов. Рассказываем подробно о каждой из них.

Фишинговые сайты и ссылки


Мошенники создают поддельные страницы, внешне похожие на официальный сайт маркетплейса, и направляют ссылки на них по СМС, в мессенджерах или на почту. Цель — завладеть логином и паролем. Часто обещают «бонусы», «подарочные сертификаты» или «выигрыши». Признаки фишинга: подозрительно красивая (или, наоборот, плохо сверстанная) страница, неверный адрес (например, wilbberries.ru вместо настоящего), ошибки в тексте и обезличенное обращение (например, «Уважаемый клиент») вместо реального имени.

Мошенничество в соцсетях и мессенджерах


Злоумышленники маскируются под представителей маркетплейса, создают фейковые Telegram-каналы и группы в соцсетях, пишут потенциальным жертвам. Могут предложить «акции» для продавцов и покупателей или попросить ввести данные аккаунта для «подтверждения подписки», после чего крадут аккаунт в мессенджере.

Важно

Сотрудники Wildberries и Ozon не используют мессенджеры для связи с клиентами.


Ложные звонки от «службы поддержки»


Аферисты могут позвонить, представившись сотрудниками маркетплейса, и попросить, например, «подтвердить отмену заказа» кодом из СМС или «внести доплату за хранение товара». На самом деле такие действия — уловка, чтобы получить ваши пароли и обманом оформить покупку или списать деньги.

Справочно

Сотрудники Ozon и Wildberries не просят клиентов совершить какие-либо действия, связанные со счетом, потому что и сами могут отменить операцию, заблокировать карту и доступ в личный кабинет.


Что делают маркетплейсы для безопасности покупателей


Так, например, Wildberries проводит круглосуточный мониторинг безопасности и внедряет технологии и искусственный интеллект, а именно:

  • Антифрод-системы. Они анализируют тысячи транзакций в секунду и вычисляют необычное поведение. Подозрительные аккаунты блокируются.
  • Взаимодействие с банками. Маркетплейс сотрудничает с банками и операторами связи, чтобы быстро выявлять заказы с использованием с украденных карт и скомпрометированных номеров и отменять их до списания денег.
  • Мониторинг информационной безопасности. В компании есть собственный Центр мониторинга информационной безопасности, работающий 24/7. Там специалисты при помощи искусственного интеллекта обрабатывают сотни тысяч событий, чтобы вовремя обнаружить и остановить атаки.
  • Поиск и проверка систем на уязвимость. Wildberries также регулярно проводит проверки, тестирования на уязвимости и приглашает экспертов по кибербезопасности для аудитов и поиска слабых мест.


сомов
Игорь Сомов
руководитель Trust & Safety объединенной компании Wildberries & Russ

Чтобы обезопасить своих пользователей, компания внедряет технологические и организационные меры, а также регулярно рассказывает о популярных схемах обмана. Например, наша служба безопасности отслеживает фальшивые сайты и оперативно их блокирует. Так, за 2024 год мы выявили и закрыли свыше 3000 ресурсов, копировавших Wildberries.


Как безопасно совершать онлайн-покупки?


Эксперты Роскачества подготовили для пользователей маркетплейсов простые правила безопасных покупок в интернете:

  • Перед тем как совершать покупки в интернет-магазине, убедитесь в его подлинности. Обратите внимание на правильность написания имени сайта, наличие SSL-сертификата (замочек в адресной строке) и использование протокола HTTPS.
  • Проверьте сайт с помощью сервиса Whois (https://www.nic.ru/whois/). Это необходимо, чтобы узнать дату регистрации сайта. Избегайте покупок на ресурсах, созданных недавно, так как мошенники часто используют такие сайты для своих целей.
  • Проверьте наличие на сайте политики конфиденциальности. Отсутствие этого документа должно вызвать подозрения относительно надежности компании. Согласно законодательству, все организации, собирающие и обрабатывающие персональные данные пользователей, обязаны размещать политику конфиденциальности на своих веб-сайтах.


бодров сергей
Сергей Бодров
директор Департамента по работе с цифровыми площадками

Маркетплейсы активно инвестируют в защиту своих платформ: разрабатывают алгоритмы для отслеживания подозрительных транзакций и совершенствуют системы аутентификации. Однако ни одна система не может на 100% защитить от случаев, когда человек сам идет на поводу у мошенников. Поэтому важно проявлять максимальную осторожность при покупках в интернете.

Перед использованием площадки проверьте, внесена ли она в Реестр доверенных онлайн-площадок. Не переходите по ссылкам из подозрительных рассылок и личных сообщений от неизвестных получателей. И, что немаловажно, заведите дополнительную карту для оплаты онлайн-покупок, на которой будет только та сумма, которая нужна вам для оплаты заказа.

Помните, ваша бдительность и осведомленность — лучшее средство защиты от кибермошенников. Следуя простым правилам безопасности, вы значительно снизите риск стать жертвой обмана

иллюстрации leonardo.ai
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
0 комментариев
Читайте также
Наверх

добавлен к сравнению