Эксперты Роскачества рассказывают о феномене цифрового поколения, рожденного с гаджетами в руках.
Цифровые аборигены — портрет и повадки
Так называемое поколение Z («зуммеры») включает людей, родившихся в период с 1996 по 2010 год, когда интернет только начал широко распространяться. Сегодня самые зрелые представители этого поколения уже работают и имеют ипотеку, а самым молодым исполняется чуть больше десяти лет.
Идентичность этого поколения сформировалась под влиянием цифрового века и достижений в сфере высоких технологий, которые спустились в массовое использование с конца прошлого века. Современных молодых людей называют цифровыми аборигенами.
«Абориген» здесь слово не ругательное, а ближе к значению «местный». Ведь поколение нынешних 20-летних выросло с интернетом как частью повседневной жизни и держит смартфон в руках с колыбели.
Сегодня представители поколения Z работают, делают покупки, встречаются и заводят друзей через интернет. В настоящее время развлекательные приложения типа TikTok задают тенденции, определяют чувства и диктуют культуру этому поколению.
Обратная сторона медали
Несмотря на все плюсы ситуации и невыносимую легкость бытия, поколение Z также сталкивается с беспрецедентным кризисом психического здоровья: потеря навыков межличностного общения, развитие социофобии, гонка за быстрым дофаминовым удовольствием, клиповое мышление, зависимость от лайков и комментариев «друзей». Сорок три процента представителей поколения Z вспомнят название последнего посещенного веб-сайта, но не про день рождения своего знакомого (Hootsuite).
Кроме того, растущие глобальные конфликты и потрясения, финансовые кризисы и скачки в образовании из-за пандемии в целом не способствуют складыванию позитивной картины мира не только у зуммеров, но и у людей других поколений. Многие представители поколения Z также сообщают, что ежедневно думают о судьбе планеты по причине экологических и климатических проблем.
Аборигены в мире покупок и массового потребления
Лишь 39% зуммеров-покупателей доверяют защиту личных данных компаниям. Среди молодых людей отмечается самый высокий в истории спрос на персонализированное обслуживание при самом низком в истории уровне доверия к бизнесу.
Лозунгом нынешних цифровых аборигенов могла бы стать фраза «Использовать, а не владеть». Представители поколения Z живут в мире подписок — на фильмы, музыку, и даже авто и свадебное платье можно брать во временное пользование.
Поколение Z осознаёт, что вкусы изменчивы, и тратит деньги на впечатления, которые обогатят их жизнь здесь и сейчас, а не на вещи и предметы роскоши, которые будут «пылиться в серванте».
Двадцатилетние тяготеют к простоте в использовании: быстрые мобильные платежи, услуги через приложения и онлайн-шопинг. Однако обратная сторона жизни «в каждом моменте» — примитивизация, аддикции и все риски цифрового мира.
Итог
Формированием компетенций, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета среди молодежи, должны заниматься образовательные учреждения, родители и специализированные ресурсы в интернете.
В частности, Роскачество уже рассказывало, как выбрать первый гаджет для ребенка, какие приложения на него установить, как соблюдать цифровую гигиену и как правильно оформить профиль в соцсетях.
Сергей Кузьменко
РУКОВОДИТЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТРА ЦИФРОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РОСКАЧЕСТВА
Подытоживая, можно сказать, что пристрастие к гаджетам у молодого поколения раскачивает механизм зависимости от цифровой жизни, подстегиваемый эйфорией и псевдоуспешностью, которая существует только в пространстве социальных сетей и виртуальной реальности. Это прямой шаг к развитию механизма дофаминовой зависимости, ведь они все, включая алкогольную и наркотическую, имеют похожий механизм формирования. Более того, с первыми последствиями подобной зависимости мы уже сталкиваемся сегодня.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.