Перерасчет за воду
Перерасчет за услугу возможен, если она не отвечает требованиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Наиболее распространенные причины – частые отключения и на большой период времени, низкое качество и несоответствующая температура (для горячей воды).
-
Отключение воды. Согласно постановлению, холодную воду не должны отключать дольше чем на 4 часа за один раз или 8 часов за месяц. Это справедливо и для горячей воды. По закону за каждый час превышения допустимого перерыва размер платы за воду снижается на 0,15% от месячной платы. Это не относится только к аварийным ситуациям. Их могут устранять дольше – до 24 часов для горячей воды.
-
Некачественная вода. Если вместо питьевой воды из-под крана идет грязная вода с неприятным запахом – это тоже повод для перерасчета. Документом, подтверждающим качество питьевой воды, будет протокол лабораторных испытаний. Поставщик услуги обязан произвести или организовать проведение отбора воды. В этом случае в акте проверки должно быть указано, кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца, в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах экспертизы. В течение трех рабочих дней с даты получения экспертного заключения поставщик услуги должен передать копии протокола всем заинтересованным участникам проверки, которые участвовали в проверке.
-
Низкая температура горячей воды. Температура горячей воды в кране должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C независимо от системы теплоснабжения. Поставщик услуги тоже должен провести испытания, составить протокол. За те дни, когда температура воды была ниже положенной или была ненадлежащего качества, жильцы вообще не должны за нее платить.
Можно ли сделать перерасчет за время ежегодных опрессовок воды?
СанПиН 2.1.3684-21 ничего не говорят ни о ежегодном профилактическом ремонте, ни о положенном периоде отключения горячей воды. Однако перерасчет за время ремонта теплосетей получить не удастся. В 2017 году Верховный суд решил, что требования о регулярном ремонте систем водоснабжения, согласно СанПиН 2.1.4.2496-09, помогают делать воду чистой и безопасной, а значит, вполне законны и не считаются некачественной услугой. На перерасчет же можно рассчитывать, если ремонт продолжается слишком долго – дольше положенного по закону.
Перерасчет за электричество
Длительные отключения. Перерасчет положен, если электричество отсутствует два часа (при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания) или 24 часа (при одном источнике питания). По закону за каждый час отсутствия электричества более положенного периода должны вернуть 0,15% от месячной платы.
Электричество не соответствует нормам. В этом случае тоже можно получить перерасчет, если электроэнергия не соответствует ГОСТам. Некачественную услугу должны определить поставщики электричества.
Скачки напряжения и резкие отключения электроэнергии могут стать причиной выхода из строя бытовой техники. За возмещением в этом случае можно обратиться в суд, при этом применяются нормы законодательства о защите прав потребителей. Потребуется доказать, что техника сломалась именно из-за некачественной услуги, и тогда ответственность за имущественный вред ляжет на поставщика электричества.
Некачественно оказанную услугу нужно зафиксировать
В случае перебоев, отключений воды и электроснабжения, которые превышают допустимые нормы, подробно изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», перерасчет положен всем жителям вне зависимости от того, есть у них индивидуальные приборы учета или нет. Поскольку эта ситуация касается качества услуги.
Однако для этого жителям необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации. Представители УО должны прибыть на место проблем с коммунальными услугами и составить акт вместе с жителями об отсутствии услуги. По экземпляру акта должно остаться у каждой стороны. Далее управляющая организация уже сама должна предпринять действия по вызову ресурсоснабжающей организации и выяснять с ней, в чем причина отсутствия коммунальных услуг. В случае если это вина РСО, то управляющая компания или ТСЖ должны сами решать с ними, как они будут возмещать убытки. Жителям никому ничего не нужно доказывать.
Если же представители управляющей организации не явятся на осмотр и фиксирование проблемы, жители могут сами составить акт с помощью председателя совета дома и двух соседей и направить претензию в письменной форме в руководство УК, а далее требовать ее удовлетворения
Составлять акт можно в свободной форме, но, чтобы этот документ был максимально эффективным, лучше сначала ознакомиться с разделом 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
При обращении в аварийно-диспетчерскую службу ваше сообщение обязательно должно быть зафиксировано в аварийно-диспетчерской службе. Не забудьте при этом сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес дома, где вы обнаружили нарушение, и в чем, собственно, суть проблемы. Обязательно потребуйте от сотрудника, который принял ваш телефонный звонок, чтобы тот продиктовал вам свою фамилию, имя и отчество, номер, за которым он зарегистрировал ваше сообщение, и время регистрации.