«Винный гид России» – это ежегодный проект по исследованию винодельческой продукции, который Роскачество реализует совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России, при поддержке Россельхозбанка.
Какие вина закупаются для исследования?
По итогам веерной закупки более чем в 70 торговых объектах крупнейших розничных сетей эксперты Роскачества отмечают увеличение представленности категории «Вино России» и сокращение доли товаров, отнесенных 468-ФЗ к категории «Не является вином». Сети почти полностью вывели из продажи ранее многочисленную категорию «Виноградосодержащие напитки» и винодельческую продукцию, выпущенную из импортных виноматериалов. Остались только единичные марки низкого ценового сегмента.
– В этом году мы представим покупателям самый полный путеводитель по винам из российского винограда. Охват исследования удалось расширить за счет появления на рынке новой категории «Вино России», происхождение винограда для которой подтверждено государством. Кроме того, эксперты впервые посетили винодельческий регион Ставрополь, вина из которого также войдут в исследование. И хотя итоги исследования мы широко и торжественно представим только 25 ноября, уже сейчас по следам дегустаций на производствах можно уверенно заявить, что те, кто игнорирует российские вина из снобизма или предрассудков, очень много теряют – как во вкусе, так и в деньгах.
Какие регионы будут представлены в новом исследовании вин?
Двенадцать вин из Ставрополья впервые войдут в исследование. Крупнейшим по количеству вин в исследовании вновь станет Краснодарский край – 267 позиций. На втором месте Крымский полуостров – 242 образца винодельческой продукции.
Закупка образцов винодельческой продукции пяти категорий (тихие вина красные, белые, розовые; игристые вина; крепленые вина) проводилась в рознице пяти регионов страны, включая Москву и крупнейшие по туристическому потоку винопроизводящие регионы – Краснодарский край, Республику Крым, Ростовскую область.
Среди категорий винодельческой продукции самой многочисленной стали тихие красные вина, включая полусухие и полусладкие (согласно аналитическому докладу, подготовленному Роскачеством совместно с «Ромир», это самая популярная категория в России). Таких вин было закуплено более трети от всего объема исследования.
– Закупка образцов винодельческой продукции проводится в строгом соответствии с регламентом отбора проб, которым руководствуется Роскачество в своей деятельности. – Отбор проб проводится только аттестованными профессиональными закупщиками, при закупке и на всех этапах до момента дегустации винодельческой продукции, которая проводится экспертной группой, контролируется температурный режим, согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ-32061-2013 «Продукция винодельческая. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение». Затем продукция проходит процедуру шифрования. Лаборатория для исследования получает бутылки уже в полностью обезличенном виде с шифрами, которые будут открыты только после завершения всех экспертных оценок и оформления протоколов согласно требованиям, предъявляемым Росаккредитацией.
В каких торговых сетях закупается вино для проб?
Закупщики Роскачества приобретали вина в более чем 70 торговых объектах различных форматов. В первую очередь закупки проводились в крупнейших федеральных сетях, представленных на большей части территории страны. В том числе это: «Магнит», «Пятерочка», «Красное и белое», «МЕТРО Кэш энд Керри», «Ашан», «Лента», «Перекресток», «Бристоль». Также образцы закупались в региональных торговых сетях по продажам продуктов питания и специализированной торговле, включая магазины «Табрис», «Алкотека» (Краснодарский край), «Пуд», «Яблоко», «Солнце в бокале» (Крым), «100 и 1 бутылка», «1000 и 1 бутылка» (Ростовская область).
– Веерную закупку российских вин можно назвать ежегодным розничным аудитом представленности российских вин в торговых сетях, – отмечает Олеся Буняева. – По сравнению с прошлыми годами исследования мы можем констатировать расширение представленности российских вин в розничной торговле. Одновременно мы видим сокращение представленности на полках товаров, отнесенных новым законом «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» к категории «Не является вином». Такие продукты, за редким исключением, теперь малоинтересны потребителям и выведены из ассортимента большинством торговых сетей.
В списке закупки 600 вин. Вина представлены по регионам: Кубань – 267, Крым и Севастополь – 242, Долина Дона – 51, Дагестан – 24, Ставрополье – 12, Нижняя Волга – 2.
Закупщики Роскачества, которые приобретают вино в рознице так же, как обычные покупатели, выбирая товар на полке, отметили удобство новой маркировки винодельческой продукции. Крупные четкие надписи на контрэтикетках позволяют легко определить, из какого региона происходит виноград для конкретного вина. В целом ситуация с российским вином в розничной торговле отражает меры государственной поддержки отрасли и, в частности, закона 468-ФЗ, вступившего в силу в 2020 году.
Процедура закупки и шифрования винодельческой продукции для «Винного гида России» полностью завершится в первой половине сентября, когда экспертная группа посетит с аудитом винодельческие предприятия Дагестана. Затем 40 экспертов под председательством руководителя экспертной группы Роскачества, президента Союза сомелье и экспертов России Артура Саркисяна проведут дегустационную оценку закупленных образцов вина. Результаты исследования будут обнародованы 25 ноября.