Конечно, многое зависит от культуры питания, но есть еще один фактор, из-за которого россияне едят сахара больше, чем рекомендует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Речь о том, что в маркировке продуктов не всегда указывается достоверная информация. Почему это происходит? Изменится ли ситуация в ближайшее время?
Право на информацию – базовое право потребителя, и государство должно гарантировать гражданам возможность получения достоверной информации о том, что на самом деле содержится в продуктах питания. Это особенно важно в отношении продуктов питания, которые позиционируются в рекламе и продвижении как детские.
Об исследовании готовых завтраков (шоколадных шариков) читайте ЗДЕСЬ.
Закон не требует
Российское законодательство, устанавливающее требования к упаковке пищевых продуктов, не соответствует международным стандартам и лучшим практикам развитых и развивающихся стран. Закон не требует от производителя раскрывать информацию о том, какое количество сахара, соли, насыщенных жиров содержится в пересчете на 100 граммов продукции. Этим и пользуются производители, пряча количественное содержание сахара в категорию «Углеводы» или вообще не указывая количество соли и насыщенных жиров.
К сожалению, в России установить новые требования к упаковке продуктов невозможно без согласия стран Евразийского экономического союза (Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана). Это означает, что еще годы мы не сможем привести свои требования к международным стандартам. А пока российским потребителям остается только одно: разбираться с этим вопросом самостоятельно (например, знакомясь с исследованиями Роскачества). Надеяться на то, что зачастую нечитаемая и нередко бессмысленная этикетка на продукте питания в этом поможет, не приходится.
«Черная метка» и «светофор»
В некоторых странах законодатель обязал маркировать продукты питания в формате «светофора»:
-
красный значок на упаковке указывает на продукты, показатель добавленного сахара в которых выходит за пределы сбалансированности;
-
желтый – на продукты, где содержание сахара среднее;
-
зеленый – на продукты, где в 100 граммах минимальное количество сахара.
Кроме того, необходимо обязательное размещение информации о пищевой ценности продукта на фронтальной стороне упаковки в установленном и легко читаемом и максимально понятном формате.
В 2015 году ВОЗ распространила «Руководство по потреблению сахаров взрослыми и детьми», в котором рекомендовалось поддерживать «сниженные уровни потребления свободных сахаров на протяжении всей жизни». «Уровни потребления свободных сахаров взрослыми и детьми следует снизить до менее чем 10% от общей калорийности потребляемых продуктов, – говорится в документе. – А снижение до менее чем 5% от общей калорийности потребляемых продуктов обеспечит дальнейшие преимущества для здоровья».
В Чили требования к маркировке еще жестче: так, продукт с высоким содержанием сахара должен на своей упаковке содержать буквально черную метку с предупреждением Минздрава «Высокое содержание сахара!».
Также на уровне ряда стран установлены показатели низкого, среднего и высокого содержания соли и сахара на 100 граммов продукции.
СПРАВОЧНО
По данным Роспотребнадзора, более 90% россиян используют в своем рационе чрезмерное количество простых углеводов. Рост показателя заболеваемости ожирением среди взрослого населения с 2011 года увеличился почти в два раза. Около 14% мужчин и 26% женщин до 40 лет имеют избыточную массу тела. К 40 годам уже 25–30% российских мужчин имеют избыточный вес, причем с возрастом эта проблема только усугубляется. Растет и детское ожирение: более 300 тысяч наших детей имеют этот диагноз, а избыточной массой тела обладает почти каждый пятый школьник.
Узнавайте о новых материалах Роскачества первыми, подписавшись на нашу рассылку.