09.04.2024

Правила выбора безопасной шаурмы

Добавить в закладки
Нужно смотреть на одежду, на оборудование и перчатки.

Шаурма — довольно популярная уличная еда. Но из-за сообщений о массовых отравлениях считается небезопасным фастфудом. Готовят ее в уличных закусочных, на рынках и в ларьках, нередко без соблюдения санитарно-гигиенических требований. Эксперт Роскачества рассказывает, как свести риски отравления шаурмой к минимуму.

Конечно, простой покупатель не может попасть внутрь ларька, провести проверку соблюдения санитарных норм, оценить свежесть и сроки годности продуктов и т. д. Но посмотреть внимательно, в каких условиях работают сотрудники точки с шаурмой, может каждый. Перечисляем, на что обратить внимание.


Важно

Роскачество исследовало шаурму в популярных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга.


Наталья Колганова.jpg
Наталья Колганова
ДИРЕКТОР ЦЕНТРА КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ПИЩЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОСКАЧЕСТВА
Смотрите на спецодежду работника точки. Она не должна быть рваная, потрепанная, грязная. Обязателен головной убор, он должен закрывать все волосы. Желательно, чтобы на кителе не было пуговиц, так как известны случаи, когда они отрываются и оказываются в продуктах. 
  • Сотрудник должен быть в перчатках. И пусть некоторые повара заявляют, что без перчаток «вкуснее», смотрите, чтобы шаурму не готовили голыми руками! Причем повар должен не только работать в перчатках, но и регулярно их менять или обрабатывать. По СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» повар должен менять перчатки перед тем, как приступить к новому заказу. Но допустимо и просто помыть руки в перчатках и обработать их профессиональным дезсредством. Отсюда вытекают два следующих пункта.

  • В точке должна быть раковина. Если вы видите, что ее нет, — не покупайте ничего в таком киоске.

  • Если вы видите, что в раковине лежат зелень, овощи и повар моет руки, не вынимая их, — это серьезное нарушение санитарных правил.

  • После мытья зелени или мяса раковина должна быть вымыта и обработана. Опять-таки проследить за этим покупатель не может, но, если вы видите, как при вас моют продукты в раковине, оцените, насколько ее обработали до и/или после. Это может многое рассказать о гигиене на «кухне».

  • Если вы видите, что зелень не помыли перед тем, как положить в шаурму, то это не говорит о том, что она немытая. Часто овощи, фрукты, травы моются по графику и далее идут на приготовление в течение некоторого времени. 

  • В точке должно быть профессиональное дезсредство. Обычно такие санитайзеры продаются в больших емкостях (в отличие от обычных санитайзеров, которые помещаются в сумочке).

  • Повар может быть по совместительству кассиром, санитарные правила этого не запрещают. В таком случае важно проследить, чтобы он мыл руки и надевал перчатки (или мыл руки и обрабатывал их дезсредством сразу в перчатках) после того, как касался платежного терминала, денег и т. д. 

  • Лучше, чтобы мясо срезалось сразу с вертела. Плохо, если его достают из холодильника, оно может быть несвежим. К тому же вы не знаете, соблюдаются ли в холодильнике правила товарного соседства, насколько он чистый. 

  • Посмотрите, чтобы на рабочем месте сотрудников не было личных вещей и посторонних предметов (телефоны, лекарства, курительные принадлежности, гарнитура, личная посуда и предметы гигиены должны храниться в специально отведенном для этого месте).

  • Обратите внимание, есть ли в точке кондиционер, особенно это важно летом. СанПиН не предписывают устанавливать кондиционеры, но предписывают поддерживать определенную температуру (23–25 °C). Если вы понимаете, что в помещении жара, то к безопасности продуктов могут быть вопросы.

  • Сотрудники должны иметь санкнижки, сертификаты на сырье, журнал внутреннего контроля (там отмечаются графики уборки, температура в холодильниках и др.), но по закону в точке общепита потребителю не обязаны предъявлять такие документы. Их могут требовать только инспекторы Роспотребнадзора или Россельхознадзора. В то же время, если вдруг вам все же предоставили эти данные и вы убедились в их актуальности, такое заведение, скорее, будет более качественным.


Примечательно, что в продуктовых магазинах потребитель вправе запросить документацию на товар, а вот насчет сырья, из которого производятся блюда в общепите, закон умалчивает.

Игорь Поздняков
Игорь Поздняков
Юристконсульт Роскачества

— Информация, которая должна быть доведена до сведения потребителей, указана в ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 9 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515. Одним из пунктов является информация об обязательном подтверждении соответствия товаров, если на такие товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Подтверждать соответствие отдельных товаров обязательным требованиям по их качеству и безопасности могут сертификаты соответствия или декларации о соответствии. Что касается сертификатов или деклараций на используемое сырье, то прямой обязанности исполнителя предоставлять потребителю по его требованию такие документы не предусмотрено. Поэтому потребитель, конечно, может попросить показать ему соответствующие документы на используемые ингредиенты, но исполнитель имеет право отказать в такой просьбе.


Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Поделиться:
0 комментариев
Наверх

Samsung Galaxy Note 8 (SM-N950F/DS) добавлен к сравнению Всего в списке 3 товара