Детские товары на маркетплейсах: что показал мониторинг?

Советы и факты
16.05.2025
Роскачество провело мониторинг карточек одежды и обуви для детей на крупнейших маркетплейсах. Наша задача — проанализировать, насколько активно продавцы используют механизм предоставления потребителям информации о сопровождающих товар документах и все ли продавцы добросовестно прикладывают действующие документы, подтверждающие безопасность продукции.

Где мы проводили мониторинг и карточки каких товаров мы анализировали?


Мониторинг Роскачества охватил два крупнейших маркетплейса страны:

  • Ozon.
  • Wildberries.


В рамках мониторинга мы проанализировали карточки таких категорий товаров:

  • Пижамы для детей до трех лет (WB — 297 карточек, Ozon — 493 карточки).
  • Обувь для детей до трех лет (WB — 180 карточек, Ozon — 332 карточки).


Всего наш мониторинг охватил 1302 карточки на двух маркетплейсах.

Почему важен мониторинг именно детских товаров легкой промышленности на маркетплейсах?

По данным отраслевых экспертов, подтвержденным Государственной информационной системой мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ), порядка 30% продаж товаров легкой промышленности приходится на онлайн-каналы, и тенденция к росту этой доли сохраняется. При этом при заказе товара на маркетплейсе невозможно проверить маркировку товара в ГИС МТ по системе «Честный знак». Зачастую это оказывается совсем не то, что представлено в карточке.

Сертификаты на продукцию для детей могут быть оформлены на нижнее белье для взрослых; по иному техрегламенту; на продукцию из КНР. При покупке товара код «Честного знака» может отсутствовать как на маркетплейсе, так и в торговой сети, в чеке данные о маркировке не отразятся.

Для продавца совершённое деяние может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность. Согласно п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность:
  • Для должностных лиц: штраф в размере 5000–10 000 руб. с конфискацией немаркированной продукции.
  • Для компаний — 50 000–300 000 руб. с конфискацией немаркированной продукции.


Уголовная ответственность: за преступления в особо крупных размерах, когда стоимость немаркированных товаров составляет 1,5 млн руб., и в случае сговора — штраф до 1 млн руб. или лишение свободы до пяти лет (ст. 171.1 УК РФ).

Однако к маркетплейсам данный состав правонарушений неприменим: они не являются продавцами.

Для обеспечения потребителям свободного доступа к документам об оценке соответствия маркетплейсы уже три года пользуются сервисом Росаккредитации по добавлению в карточки товара ссылки на ФГИС ФСА. С 1 сентября 2026 года маркетплейсы обяжут давать такие ссылки на документы о соответствии продукции во ФГИС ФСА на основании Федерального закона от 28.12.2024 № 546-ФЗ.

Гузов Дмитрий Владимирович.jpg
Дмитрий Гузов
руководитель АО «ИНПЦ ТЛП»

Сертификация товаров, предназначенных для детей, является важным элементом защиты здоровья и безопасности подрастающего поколения. Сертификат подтверждает соответствие продукции установленным требованиям безопасности, включая отсутствие вредных веществ и материалов, потенциально опасных для детского организма. Это позволяет родителям быть уверенными в том, что приобретаемая продукция безопасна для их детей.

Несоблюдение этих норм может привести к штрафам и другим санкциям со стороны контролирующих органов.


Что означает галочка «Документы проверены» / «Товар проверен» и чем она отличается от галочки «Оригинал»?


В карточках товаров мы анализировали размещение зеленой галочки «Документы проверены» (на Wildberries) и плашки «Товар проверен» (на Ozon) и те подтверждающие документы, которые использовал продавец для соблюдения требований законодательства.

Плашка «Документы проверены» или «Товар проверен» в описании карточки на маркетплейсах — это ссылка на соответствующие документы, сертификат/декларацию на товар. Такая зеленая галочка или значок с красной точкой — это итог интеграции маркетплейсов с реестрами Росаккредитации. Они означают, что товар прошел ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ и подтверждающие документы о нем можно найти в Федеральной государственной информационной системе Росаккредитации (ФГИС ФСА). И если продавец добросовестно прикрепил действующие документы именно на тот товар, который он реализует, то это подтверждает безопасность продукции.

wbgreen.jpg

Пример зеленой галочки «Документы проверены» на WB

Не стоит путать галочку «Документы проверены» с аналогичной галочкой «Оригинал». На WB плашка «Оригинал» синего цвета, а на Ozon — зеленого. На Wildberries синие галочки с подписью «Оригинал» означают, что продавец доказал подлинность своего товара: предоставил договор с производителем или показал договор с дистрибьютором. На Ozon метка «Оригинал» означает, что продавец подтвердил право на продажу товаров конкретного бренда или товар был закуплен у официальных поставщиков. Тогда как плашка «Товар проверен» на Ozon говорит о наличии документов безопасности у продавца.

озон

Пример товара с плашкой «Товар проверен» на OZON

Итак, суммируем:

  • Галочка или плашка с надписью «Документы проверены» / «Товар проверен» характеризует безопасность товара.
  • Галочка с подписью «Оригинал» означает, что продавец получает товар от производителя или официального поставщика. Эта надпись не имеет отношения к качеству или безопасности товара.


Как сообщает Росаккредитация, с 2020 года ведомство реализует проект по предоставлению площадкам электронной коммерции данных о разрешительных документах — сертификатах и декларациях. Партнеры из числа маркетплейсов на добровольной основе подключаются к сервису Росаккредитации и предоставляют своим клиентам возможность ознакомиться со статусом документов на товары, размещенные на площадке. Если в карточке товара есть пометка «Товар проверен» (зеленая галочка), то покупатель, пройдя по ссылке, попадает в реестр Росаккредитации и убеждается, что на товар выдан разрешительный документ, подтверждающий его безопасность, а также видит статус документа (действует, приостановлен, прекращен). Данный инструмент позволяет маркетплейсам повысить лояльность клиентов, а покупателям предоставляет дополнительную опцию при выборе товара. На сегодня ссылки имеют более 27 млн карточек товаров. Доступ к данным из реестра Росаккредитации — один из ключевых параметров при формировании рейтинга доверенных интернет-площадок.

Какие параметры мы анализировали


В карточках товаров мы обращали внимание на:
  • Наличие галочки или плашки «Документы проверены». Прикладывать подтверждающие документы для товара в карточке не является обязательным требованием до 1 сентября 2026 года. Поэтому, если галочки не было, мы не считали это нарушением.
  • Подлинность сертификата/декларации. Мы анализировали, приложены ли были верные документы именно к тому товару, который указан в карточке. Например, недобросовестные продавцы могут прикладывать сертификаты для других товаров, или для товаров, требующих сертификат, были приложены декларации.
  • Статус сертификата/декларации. Мы фиксировали просроченные документы.
  • Орган, выдавший декларацию/сертификат и его статус. В реестре Росаккредитации подтверждающий документ может числиться, однако органа сертификации, его выдавшего, уже не существует. Это приводит к тому, что надлежащий инспекционный контроль за товаром не проводится.


Итак, переходим к итогам мониторинга.

Почти половина товаров продается с галочкой «Документы проверены»


Несмотря на то что переходный период вступления в силу федерального закона еще не истек, 46% товаров уже реализуется с надписью «Документы проверены» / «Товар проверен» с приложением документов, подтверждающих соответствие товаров.

Несмотря на то что Федеральный закон от 28.12.2024 № 546-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10 и 26.1 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”», требующий приложить сопроводительные документы на реализуемую продукцию в онлайн-магазинах, вступит в силу только с 1 сентября 2026 года, крупнейшие маркетплейсы уже сейчас дают селлерам техническую возможность размещать подтверждающие документы.

Почти треть товаров продается без нарушений требований законодательства


28% товаров с зеленой галочкой или плашкой «Товар проверен» продаются с корректными документами. На продукцию оформлен действующий сертификат на заявленный товар.


товар без нарушений
Пример товара с корректными документами


У трети товаров указаны ссылки на документы, оформленные с нарушениями


33% товаров от общей выборки имеют те или иные проблемы с документами об оценке соответствия товаров обязательным требованиям. Это 72% товаров, которые имеют зеленые галочки.

Таким образом, можно сделать вывод, что само по себе наличие знака «Документы проверены» / «Товар проверен» еще не говорит о том, что с документами все в порядке. Недобросовестные продавцы идут на подлог, чтобы получить отметку о подтвержденных документах.
Вот самые распространенные виды несоответствий:
  • В карточке указан один товар, а в документах — другой: 48% товаров. Вместо сертификатов (для товаров, подлежащих сертификации) приложены декларации — например, декларация на взрослую обувь при реализации детской: 10% товаров.
не тот документПример товара с документами на другой товар, отличающийся от заявленного в карточке
  • Приложены не все документы: в 15% товаров приложена корректная декларация (продукция до трех лет), однако не хватает соответствующих сертификатов для продукции больших размеров (старше трех лет).
  • Статус сертификата/декларации «прекращен»: 2% товаров. Стоит отметить, что в 13% товаров с приложенными документами орган, выдавший сертификат, в настоящее время не действует. За такими товарами не ведется инспекционный контроль, а следовательно, действие сертификата должно быть прекращено в течение года.

статус прекращен
Пример товара, чья документы были выданы органом сертификации, прекратившим работу


Важно

Роскачество будет добиваться не только удаления карточек этой продукции, но и снятия с реализации подобных товаров.

Буцкая-Татьяна.jpg
Татьяна Буцкая
депутат Госдумы, врач-педиатр

Федеральный закон о «галочках» на маркетплейсах специально был принят с отсрочкой с выполнением, чтобы продавцы и производители товаров поняли, для чего он нужен, и имели время подготовиться к его выполнению. Теперь дело за крупнейшими маркетплейсами, которые должны провести широкую информационную кампанию, в том числе с использованием социальной рекламы, чтобы объяснить важность этого нововведения, направленного на защиту прав потребителя. В этом случае не потребуется даже государственный контроль его исполнения, ведь сам покупатель пойдет только к тому продавцу, у которого есть «галочки» в карточках товаров. 

Другое дело, что пока некоторые продавцы идут на подлог, и это нужно отслеживать. Следующим этапом для нас будет выводить на чистую воду таких нечестных продавцов и производителей. Ведь если закон принят, то и работать он должен для всех, исключений быть не должно.


90% детских пижам продаются с признаками нарушений


Наибольшее количество тех или иных проблем с документами имеют товары в категории «Пижамы для детей». Так, на маркетплейсе Wildberries только 14% карточек пижам с сопроводительными документами не имеют каких-либо проблем с документацией, а на маркетплейсе Ozon 7% таких товаров. В подавляющем большинстве карточек (86% на WB и 93% на Ozon) обнаружены те или иные признаки несоответствий в прилагаемых документах, несмотря на статус зеленой галочки. Самый распространенный вид нарушений — это использование сертификата на продукцию, которая отличается от заявленной в карточке товара.

Гораздо меньше нарушений выявлено в случае с детской обувью. В этой категории на маркетплейсе Wildberries 46% товаров без претензий к документации, на маркетплейсе Ozon — 89% товаров. Самый распространенный вид нарушений — использование декларации вместо сертификатов. Это особенно характерно для платформы Wildberries, где мониторинг выявил 46% карточек с таким несоответствием.

итоги мониторинга

Итоги


  • Почти половина (46%) товаров уже реализуется с галочкой «Документы проверены» / «Товар проверен», с приложением сопроводительных документов.
  • 90% детских пижам продаются с признаками нарушений, при этом процент нарушений в карточках детской обуви гораздо меньше.
  • Треть (33%) товаров от общей выборки имеют те или иные проблемы с подтверждающими документами.
  • 28% товаров с зеленой галочкой продаются с корректными документами и не имеют никаких замечаний.

Эффект Роскачества: реакция маркетплейсов


С 01.09.2026 вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2024 № 546-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10 и 26.1 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”», возлагающий на владельца агрегатора обязанность по обеспечению технической возможности для предоставления продавцом информации об обязательном подтверждении соответствия товаров путем размещения в описании товара ссылки на страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащую запись о сертификате соответствия и (или) декларации о соответствии в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии и (или) Едином реестре.

Однако уже в настоящее время ряд маркетплейсов запустил дополнительную верификацию товаров на онлайн-площадках: продукция, прошедшая проверку, отмечается специальным знаком. После подтверждения продавцами в карточке товара документов об оценке соответствия в ней появляется отметка «Документы проверены».

Таким образом, по результатам мониторинга ссылки на продукцию с выявленными нарушениями в части реализации продукции (пижамы, обувь) для детей без документов, подтверждающих соответствие таких товаров требованиям ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», однако имеющую в карточке отметку «Документы проверены», были направлены в адрес маркетплейсов.

Маркетплейс Wildberries сообщил о проведении работы с продавцами по полученной от Роскачества информации о нарушениях. У продавцов запрошены подтверждающие документы на продукцию, в случае непредоставления которых карточки нарушителей будут заблокированы.

Также Роскачеством проведена профилактическая работа непосредственно с продавцами детских товаров, в карточках которых была прикреплена ссылка на документ, подтверждающий соответствие продукции только на одну возрастную категорию, при этом в карточке товара реализуются изделия для детей разных возрастных категорий (ясельной, дошкольной, школьной). Согласно ТР ТС 007/2011 на продукцию, предназначенную для детей и подростков различных возрастных категорий, предусмотрены разные формы обязательной оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента. Таким продавцам был направлен запрос на предоставление документов, подтверждающих соответствие товаров, по всем возрастным категориям, представленным в карточке.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
0 комментариев
Читайте также
Наверх

loading

добавлен к сравнению