Испытание на канцерогены: какие шины получат преимущество по новым правилам?

Советы и факты
26.12.2025

Коротко о главном

С 1 сентября 2025 года в России действует ГОСТ , ограничивающий использование опасного сырья при производстве шин. А в 2026 году вступит в силу новый экологический сбор, ставка которого будет зависеть от канцерогенной безопасности продукции. 

Повышенный взнос за опасные шины будет направлен на финансирование их будущей безопасной утилизации, чтобы токсичная резиновая пыль и отходы не наносили ущерб здоровью людей и окружающей среде.

В преддверии этих изменений Роскачество провело собственное исследование и изучило пневматические шины десяти торговых марок по ключевому параметру нового ГОСТа — процентному содержанию «водородов области залива» (% HBay) (bay-протоны). Этот показатель говорит о том, в какой степени при производстве шин использовались опасные высокоароматические масла — основной источник полициклических ароматических углеводородов (ПАУ).

Как ПАУ и HBay связаны? Чем выше значение % HBay, тем больше в шине опасных масел и, следовательно, выше концентрация ПАУ, которые выделяются в виде токсичной пыли при износе покрышки.

Экспертиза Роскачества показала, какие шины уже сейчас соответствуют новым строгим нормам, а какие — нет. Мы выяснили, какая продукция отравляет окружающую среду и представляет риск для здоровья.

Справочно 

Все протестированные Роскачеством шины российского производства (четыре модели) соответствуют строгой норме нового ГОСТа и не представляют канцерогенной опасности. Шины китайского производства (шесть моделей) существенно превышают безопасный порог содержания опасных масел — от 3,2 до 7,7 раза.

До сентября 2025 года в России не было прямых норм по содержанию ПАУ в шинах. Покупатели выбирали их, по сути, вслепую, не зная, насколько губительна для окружающей среды и их здоровья резиновая пыль от стирающихся колес.

Отсутствие контроля уже привело к тревожной ситуации. Значительная часть импорта могла представлять канцерогенную опасность. Новые правила призваны исправить эту ситуацию.

Чтобы увидеть актуальную картину своими глазами, Роскачество в декабре 2025 года провело собственное исследование. Мы взяли для экспертизы популярные модели российского и китайского производства. Особый интерес представляла модель Hifly HF201 — наши коллеги из аналогичной Роскачеству австрийской организации еще в 2010 году обнаружили у этих шин серьезные проблемы с безопасностью. Мы проверили, сохранились ли они сегодня.

Безопасность шин: что скрывает резиновая пыль, или В чем виновата ваша машина?

Каждый год в мире в пыль стирается более 6,6 миллиона тонн автомобильных шин . Эта пыль не исчезает. По данным исследований, 60% ее оседает у дорог, 22% попадает в реки и моря, а 17% висит в воздухе, которым мы дышим . Европейское агентство по окружающей среде называет износ шин главным источником микропластика.

Но эта пыль — не просто грязь. Это химический коктейль, содержащий вещества высшего класса опасности. Речь о полициклических ароматических углеводородах (ПАУ). Международное агентство по изучению рака (IARC) относит ключевой ПАУ — бенз(а)пирен — к группе 1 «Канцерогенны для человека», в одну категорию с табаком и асбестом.

Проще говоря, мы дышим канцерогенной пылью от машин. А старые шины, попадая на переработку, обретают «вторую жизнь» в виде резиновой крошки для покрытий детских и спортивных площадок или асфальтовых смесей, продолжая оставаться источником опасных веществ.

Инфографика_путь шины

Буцкая-Татьяна.jpg
Татьяна Буцкая 
первый заместитель председателя Комитета ГД по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства

— Данные Роскачества подтверждают серьезную угрозу, о которой эксперты говорят давно: шинная взвесь — это скрытый канцероген в воздухе наших городов. Дети, играющие на площадках из резиновой крошки, — в группе особого риска. Утвержденные нормирования по ГОСТу и введение экономических механизмов, учитывающих состав шин, — это последовательный шаг в рамках развития законодательства. Как депутат и врач, я вижу в этом ключевой фактор для сбережения здоровья граждан, особенно подрастающего поколения. Безопасные и качественные шины должны стать нормой.

Что такое ПАУ и почему они в ваших шинах?

ПАУ (полициклические ароматические углеводороды) — это группа химических веществ, которые являются канцерогенными, мутагенными и репродуктивно токсичными. Доказано, что некоторые из них, особенно бензо(а)пирен, способствуют возникновению и развитию онкологических заболеваний.

ПАУ попадают в шину в основном через дешевые технологические масла (например, типа DAE, так называемое «красное масло»), которые используют в качестве пластификаторов и наполнителей для смягчения резины. Это позволяет сильно удешевить производство. Чем это опасно?

Исмаилов Рашид.jpg
Рашид Исмаилов
глава Российского экологического общества

— Опасные ПАУ из таких масел не остаются «запертыми» в резине. При эксплуатации шины неизбежно стираются, и эти вредные вещества попадают в окружающую среду вместе с микрочастицами резиновой пыли. По данным исследований, выбросы продуктов износа шин могут в шесть–семь раз превышать нормы по стандарту «Евро-6». Износ шин одного автомобиля может выбрасывать около 160 граммов нефтепродуктов в год.

Таким образом, использование шин с высоким содержанием ПАУ создает постоянный источник канцерогенной опасности — как при движении автомобиля, так и на этапе утилизации шин, если резиновая крошка используется на детских площадках или в дорожном покрытии.

Справочно. Вклад шин в выбросы ПАУ значительнее выхлопов

Выбросы твердых частиц от износа опасных шин могут в шесть–семь раз превышать нормы по стандарту «Евро-6» для выхлопных газов. Это означает, что даже современный «экологичный» автомобиль с такими шинами становится мощным источником загрязнения.

Использование дешевых высокоароматических масел («красного масла») — это не только экологическое преступление, но и форма недобросовестной конкуренции. За счет крайне низкой стоимости такого сырья производитель может демпинговать, выставляя на рынок шины по привлекательной цене, несоразмерной их реальной опасности, будущим издержкам на утилизацию опасных отходов и затратам на восстановление ущерба здоровью населения от канцерогенной пыли, что в конечном итоге ложится на общество и систему здравоохранения.

Таким образом, безопасные технологии изначально оказываются в невыгодных условиях, проигрывая в ценовой борьбе опасному, но дешевому продукту. 

До сентября 2025 года в России не было установлено даже нормирования по содержанию ПАУ в шинах.

В Евросоюзе использование масел с высоким содержанием ПАУ запрещено с 2010 года (Регламент REACH). В США, Японии, Южной Корее действуют аналогичные строгие нормы. 

А как обстоят дела в КНР — основном экспортере шин на российский рынок? Национальных обязательных норм, ограничивающих содержание ПАУ в шинах, в Китае нет. Это создает ситуацию технологической дифференциации.

  • Крупные международные и ответственные местные производители, ориентированные на экспорт в регулируемые рынки (ЕС, США), соблюдают соответствующие иностранные стандарты на своих заводах.

  • Однако китайские производители, нацеленные на рынки без жестких требований (каким до недавнего времени была Россия), могут легально использовать дешевое опасное сырье, чтобы снизить себестоимость.

В России такие нормы появятся только в 2026 году с введением дифференцированного экологического сбора на шины в зависимости от их канцерогенной опасности.

Во многих странах действуют комплексные системы контроля. Например, регламент Евросоюза REACH и отраслевые стандарты США ограничивают опасность двумя взаимодополняющими путями:

  1. Прямой контроль сырья: ограничение содержания бенз(а)пирена в маслах до 1 мг/кг;

  2. Контроль готового изделия: установление нормы по содержанию водорода области залива (% HBay) (bay-протоны) (от 0,2% до 0,35%), что гарантирует безопасность конечной продукции.

Российский ГОСТ Р 51893-2024 с нормой в 0,25% по содержанию водорода области залива (% HBay) (bay-протоны) в протекторной части шины (готовом изделии) полностью встраивается в этот международный коридор требований, что подтверждает его соответствие передовому техрегулированию.

Бровкина Дарья
Дарья Бровкина 
член общественного совета при Росстандарте, президент Ассоциации потребителей и производителей детских товаров и услуг «Выбор родителей»

— Проблема не в стране-производителе, а в технологии и жесткости регулирования. В регулируемых рынках (ЕС) опасные масла запрещены. Там, где запрета не было, они могли использоваться. Новый ГОСТ Р 51893-2024 меняет ситуацию, вводя нулевую толерантность к канцерогенной опасности для шин, производимых по стандарту. Он устанавливает жесткий норматив по ключевому индикатору — содержанию водородов области залива (% HBay) (bay-протоны) (не более 0,25%), что гарантирует использование безопасных «зеленых» масел. Теперь, с введением дифференцированного экосбора с 2026 года, опасная технология станет и экономически невыгодной.

Зная об этой скрытой опасности, можно понять, почему новый ГОСТ так важен. Но теория теорией, а что на практике? Какие шины сегодня продаются в России, соответствуют ли они уже новым требованиям и что нам, как покупателям, с этим делать?

Результаты исследования Роскачества. Что продают в России?

Роскачество направило на экспертизу шины популярных моделей десяти торговых марок, закупленные на маркетплейсах. Среди них — как отечественные, так и зарубежные (китайские) бренды.

Цель

Проверить шины уже сейчас по ключевому параметру, который определяет соответствие действующему ГОСТу Р 51893-2024 в части канцерогенной опасности и, следовательно, канцерогенную безопасность для потребителя.

Методология исследования: зачем измеряли процентное содержание водорода области залива (bay-протоны) и что это значит

Мы измерили ароматичность масла, экстрагированного из протекторов различных шин, на показатель «Процентное содержание водорода области залива (% Hbay)». Именно так проверяют шины в Евросоюзе и других регионах мира.

Измеряемый показатель отражает содержание водородов области залива, так называемых bay-протонов, в молекулах ПАУ. Данные атомы водорода являются наиболее реакционноспособными атомами в молекулах ПАУ, и именно они при попадании молекулы в организм человека ферментативно окисляются в соединения, проявляющие канцерогенные и мутагенные свойства.

Таким образом, изученный показатель характеризует суммарное содержание восьми самых канцерогенно опасных ПАУ, нормируемых регламентом REACH.

8 канцерогенных ПАУ, нормируемых REACH*
Наименование CAS
1 Бензо(а)пирен 50-32-8
2 Бензо(е)пирен 192-97-2
3 Бензо(а)антрацен 56-55-3
4 Бензо(b)флуорантен 205-99-2
5 Бензо(j)флуорантен 205-82-3
6 Бензо(k)флуорантен 207-08-9
7 Дибензо(a, h)антрацен 53-70-3
8 Хризен 218-01-9
* REACH (Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals) — регламент ЕС по регистрации, оценке, разрешению и ограничению химических веществ

Как и что мы проверяли?

Испытания проводились в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р ИСО 21461-2024 «Резина. Определение ароматичности масла в вулканизованных резиновых смесях», который соответствует международной методике ISO 21461, в аккредитованной испытательной лаборатории Испытательно-аналитического центра НИИ химии Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. 

Почему именно этот показатель, а не сами ПАУ?

Это научно обоснованный и гарантированный индикатор, закрепленный в действующем законодательстве.

О чем он говорит? Показатель напрямую характеризует количество ароматических структур в резине, которые происходят из определенных масел-наполнителей.

  • Высокое значение — свидетельство использования опасных высокоароматических масел («красного масла») — основного источника канцерогенных ПАУ, включая бенз(а)пирен.

  • Низкое значение — указывает на применение очищенных, безопасных масел.

Какова норма?

ГОСТ Р 51893-2024 устанавливает жесткий предел: ≤ 0,25%. Это пороговое значение гарантирует, что шина:

  • безопасна: содержание опаснейших ПАУ не превышает пределов, установленных российским стандартом и европейским регламентом REACH;

  • соответствует стандарту: изготовлена с применением безопасных технологий.

Что означает результат?

  1. ≤ 0,25% — шина соответствует ГОСТу, не представляет канцерогенной опасности и с 2026 года будет облагаться базовой ставкой экосбора;

  2. > 0,25% — шина не соответствует ГОСТу, является потенциальным источником токсичной пыли и станет основанием для применения повышенной ставки экосбора как опасный отход.

Таким образом, наш тест — это проверка «химической сущности» шины по тому самому параметру, который уже сегодня отделяет безопасные технологии от опасных, а завтра определит ее экономическую судьбу на рынке.

О продукции

Регионы производства:
4 торговые марки — Россия (Pirelli, «Кама», Ikon Tyres, CORDIANT);
6 торговых марок — Китай (Sunfull, HiFly, MIRAGE, Kustone, GoForm, Ovation).

Сезонность:

  • зимние шины — две торговые марки;

  • летние шины — три торговые марки;

  • универсальные шины — одна торговая марка;

  • без указания сезона эксплуатации — четыре торговые марки.

По ключевому показателю «Ароматичность масла, экстрагированного из протектора шины — содержание водорода области залива (протонный ядерный магнитный резонанс) (HBay)» результаты распределились следующим образом:

  • не соответствуют установленной норме шины шести торговых марок: Sunfull, HiFly, MIRAGE, Kustone, GoForm, Ovation;

  • соответствуют шины четырех торговых марок: Pirelli, «Кама», Ikon Tyres, CORDIANT.

Соответствие шин ГОСТу Р 51893-2024 по содержанию bay-протонов (норма ≤ 0,25%)
Бренд, модель Страна производства Сезон, тип Размер Цена, ₽* Содержание HBay (%) Категория риска (безопасна при ≤ 0,25%)
CORDIANT Snow Cross Россия Зимняя, шипованная 215/65 R16 102T 8 080 0,12% Безопасна
Pirelli SCORPION ICE ZERO 2 Россия Зимняя, шипованная 235/55 R17 103T 22 383 0,17% Безопасна
Ikon tyres Autograph Aqua 3 SUV Россия Летняя 225/65 R17 106H 12 087 0,18% Безопасна
KAMA NU-301 Россия Универсальная 215/75 R17,5 15 750 0,20% Безопасна
GoForm AT01 Китай Нет информации 215/75 R15 100/97S 5 990 0,79% Превышение в 3,2 раза
Kustone Quiet Q7 Китай Нет информации 185/60R15 84H 4 000 1,10% Превышение в 4,4 раза
Ovation VI-682 Китай Нет информации 185/70 R13 86H 3 430 1,26% Превышение в 5,0 раза
Sunfull SF-688 Китай Летняя 215/65R15 96H 4 390 1,31% Превышение в 5,2 раза
MIRAGE MR-162 Китай Летняя, нешипованная 155/65 R14 75T 3 884 1,88% Превышение в 7,5 раза
Hifly HF201 Китай Нет информации 185/55R15 82V 3 648 1,93% Превышение в 7,7 раза
* Стоимость образцов на момент закупки за единицу товара.

Результаты показали абсолютное разделение: все протестированные шины российского производства (четыре модели) по содержанию bay-протонов соответствуют уровню, допустимому ГОСТом, в то время как у всех исследованных шин китайских производителей (шесть моделей) зафиксированы значительные превышения, от 3,2 до 7,7 раза. Это говорит о том, что ведущие отечественные производители, ориентируясь в том числе на экспортные требования, уже перешли на безопасные рецептуры, отвечающие строгим стандартам.

Саратцева Елена Роскачество.jpg
Елена Саратцева 
заместитель руководителя Роскачества

— Наше исследование — это оценка рынка на нулевом уровне — в момент, когда ГОСТ уже действует, а дифференцированный экосбор еще не введен. Мы показываем, кто из производителей уже готов к новым правилам и гарантирует безопасность, а кто — нет. Это информация для потребителя сегодня и четкий сигнал рынку о грядущих изменениях.

Предварительные данные от разработчика ГОСТа указывали, что 89% отечественных шин уже соответствуют норме, а среди импортных — только 60%. Наши данные показывают реальную картину на полках: абсолютно все исследованные китайские шины по ключевому показателю превышают уровень ГОСТа в разы. Среди исследованных Роскачеством шин российского производства превышений нет. Это демонстрирует, что современные безопасные технологии доступны на российских заводах.

Сочетание цены и качества по результатам исследования

Самый доступный безопасный выбор 

Безопасность не всегда определяется высокой ценой. Летняя шина Ikon tyres Autograph Aqua 3 SUV и универсальная KAMA NU-301 полностью соответствуют стандарту при средней рыночной стоимости.

Самая недорогая безопасная шина CORDIANT Snow Cross показала наилучший результат среди всех протестированных моделей с содержанием bay-протонов всего 0,12%.

Это опровергает миф о том, что только дорогие шины могут быть экологически безопасными, а кроме того, демонстрирует, что российские производители способны выпускать продукцию, значительно превосходящую минимальные требования безопасности.

Самая дорогая шина среди исследованных, Pirelli SCORPION ICE ZERO 2, произведенная в России, с результатом 0,17% также полностью соответствует стандарту.

Общая проблема бюджетного сегмента (китайские бренды) 

Результаты исследования шести моделей китайских брендов (от GoForm до Hifly) демонстрируют системную проблему в бюджетном сегменте: все они в разы превышают допустимый уровень содержания опасных масел. Это указывает на то, что низкая цена зачастую достигается за счет использования дешевого, но канцерогенного сырья («красного масла»), что создает скрытую угрозу для здоровья и окружающей среды.

Справочно

Модель Hifly HF201 (Китай), уже вызывавшая серьезные опасения у зарубежных потребителей более десяти лет назад, показала наихудший результат в исследовании с превышением нормы в 7,7 раза. Это подтверждает, что проблемы с опасным сырьем у этой модели носят системный и долгосрочный характер.


Вячеслав-Фетисов.jpg
Вячеслав Фетисов 
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, председатель Всероссийского общества охраны природы

— Исследование зафиксировало ситуацию «здесь и сейчас»: рынок поляризован. С одной стороны — безопасные шины, соответствующие ГОСТу (все российские модели в тесте). С другой — продукция, представляющая потенциальную канцерогенную опасность (все китайские модели в тесте). Встает закономерный вопрос: как решить эту проблему и стимулировать переход всей отрасли на безопасные шины?

Ответ дают два новых инструмента, один из которых уже действует, а второй заработает в следующем году:

  1. ГОСТ Р 51893-2024, который уже вступил в силу и определяет показатели, характеризующие канцерогенную безопасность шин в отношении жизни и здоровья человека и окружающей среды;

  2. Дифференцированный экологический сбор (экосбор) в рамках РОП с 1 января 2026 года, который станет экономическим стимулом для всего рынка.

«Важно понимать, что для подавляющего большинства автовладельцев и добросовестного бизнеса возможное введение экологического сбора пройдет практически незаметно. Российская шинная промышленность полностью готова к новым требованиям. Наши заводы уже сегодня выпускают шины, соответствующие строгому ГОСТу, в полном объеме покрывая спрос рынка. У потребителей по-прежнему будет широкий выбор безопасных шин во всех ценовых сегментах.

Таким образом, планируемый экосбор коснется лишь узкого сегмента опасного импорта, создав для него экономический барьер. Для остального рынка, который уже работает по современным стандартам, сохранится базовая ставка. Это решение поддержит отечественных производителей, давно вкладывающих в безопасные технологии, и в итоге сделает рынок честнее, а воздух — чище», — отметил автоэксперт, член президиума Общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто.

Заключение. Ваш выбор — это больше, чем просто покрышки

На российском рынке все еще присутствуют шины, произведенные по устаревшим и опасным технологиям. Но значительная часть отечественных производителей уже готова к новым требованиям. Это подтверждают и предварительные отраслевые данные, и результаты нашего исследования: среди протестированных российских шин доля соответствующих норме ГОСТа оказалась 100% — это более чем существенно.

При выборе новых шин ориентируйтесь на те, что изготовлены по ГОСТ Р 51893-2024, параметры безопасности которых не вызывают вопросов.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
0 комментариев
Читайте также
Наверх

loading

добавлен к сравнению