Роскачество решило выяснить, в полной ли мере участники рынка соблюдают новый порядок, и стало ли проще потребителю ориентироваться при выборе продуктов. Для этого в рамках Всемирной недели качества, которая отмечалась с 11 по 17 ноября, эксперты организации провели выборочную проверку молочных полок в крупнейших торговых сетях страны.
Как показало исследование, большинство участников рынка придерживаются нового порядка. Однако совокупность фактов, выявленных, в том числе ещё при первом мониторинге, свидетельствует об отсутствии среди продавцов точного понимания - что нужно выделять на полках, а что нет.
Таким образом, стало ясно, что тема разделения молочных полок до сих пор остаётся актуальной и нуждается в постоянном мониторинге.
Из п.2 Постановления Правительства РФ от 28 января 2019 г. № 50 «О внесении изменения в Правила продажи отдельных видов товаров»:
«В торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью: «Продукты без заменителя молочного жира».
ПРОДУКТЫ С ЗАМЕНИТЕЛЯМИ МОЛОЧНОГО ЖИРА:
В зависимости от пропорции содержания молочного и растительных жиров различают следующую продукцию:
- Молокосодержащие продукты
Молочного жира в составе – от 50%, растительных жиров– не более 50%. Регулирующий документ – ТР ТС 033/2013 (Технический регламент «О безопасности молока и молочной продукции»)
- Масложировые продукты (спреды, маргарин, топлёные смеси и т.д.), а также продукты с иными немолочными названиями – десерты, суфле, пасты и прочее
Молочного жира в составе – менее 50%, растительных жиров – от 50% до 100%. Регулирующие документы – ТР ТС 024/2011 (Технический регламент на масложировую продукцию), ТР ТС 021/2011 (Технический регламент «О безопасности пищевой продукции»).
ДЕТАЛИ МОНИТОРИНГА
Эксперты Роскачества изучили содержимое молочных полок 24 магазинов 22 торговых сетей: «Азбука вкуса», «Алые паруса», «Ашан», «Бахетле», «Билла», «Верный», «Виктория», «Вкусвилл», «Глобус», «Да», «Дикси», «Карусель», «Лента», «Магнолия», «Магнит», «Метро», «Мираторг», «Мяснов», «Окей», «Перекрёсток», «Пятёрочка» и Spar.
Допустимые варианты выкладки «молочки»:
Согласно методическим рекомендациям, разработанным Минпромторгом совместно с Роспотребнадзором, продукты без заменителей молочного жира можно выкладывать несколькими способами:
Как оказалось, правила были нарушены лишь в одной из 22 проверенных на сегодня торговых сетей. Так, в магазине сети Spar не было вообще никакого разделения продукции – ни на самих ценниках, ни на полках.
В четырех торговых сетях («Магнолия», «Да», «Карусель» и «Перекрёсток») растительный напиток (иначе говоря – «растительное молоко») был промаркирован надписью БЗМЖ. Это не считается нарушением законодательства, однако вводит потребителей в заблуждение. Очевидно, что данный продукт не может выделяться на полке надписью «без заменителей молочного жира», так как является полностью растительным, и молочных жиров (а значит, и их заменителей) в нём не может быть по определению.
В ходе исследования эксперты также обнаружили, что в некоторых случаях сети использовали наименование ЗМЖ (заменители молочных жиров) на ценниках молокосодержащих товаров. Однако, чтобы не путать потребителя разнообразными сокращениями и использовать для отделения «молочки» и «немолочки» только один установленный термин - БЗМЖ - правительство такое правило намеренно не устанавливало.
Кроме того, при мониторинге был зафиксирован ещё один интересный момент. Как известно, на рынке также представлены продукты, в которых жиры немолочного происхождения вводятся не в целях замены молочного жира, а в качестве самостоятельного ингредиента для придания вкуса.
К таким продуктам относятся, например, творожная масса или сливочное мороженое с шоколадной крошкой: в шоколадном компоненте содержатся растительные жиры, но они вводятся в состав как отдельный компонент, а не в целях замены молочного жира. И в некоторых случаях эти товары визуально отделялись от продукции БЗМЖ, хотя закон этого также не требует.
Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что, хоть преобладающее большинство участников рынка и соблюдают новые правила продажи «молочки», путаница на молочных полках всё ещё остаётся. В связи с этим Роскачество планирует и дальше продолжать соответствующие исследования, а также проводить активную работу с торговыми сетями.
Напомним, реформы в отрасли начались ещё в начале года, когда с 11 января в России изменились правила маркировки молочной продукции с заменителями молочного жира. Ожидается, что эта и другие меры в итоге не только позволят покупателям избежать путаницы при выборе товаров, но также поспособствуют развитию конкуренции.