В конце августа Роскачество приняло участие в круглом столе на тему «Маркировка детской обуви: гарантия качества продукции и безопасности детей».
Напомним, что с прошлого года была введена обязательная маркировка обуви, информация о которой должна вноситься в национальную систему цифровой маркировки «Честный знак». Суть системы в том, что на каждую единицу товара наносится специальная цифровая метка, в которой зашифрована информация о товаре и производителе. Весь жизненный цикл товара фиксируется оператором системы маркировки, в результате чего путь продукции на российском рынке можно отследить на всех этапах. Для потребителей эта маркировка – гарантия того, что им предлагается качественная, не контрафактная продукция.
Во время проведения круглого стола все спикеры отметили, что маркировка – разумное, полезное и современное начинание, которое несет пользу и производителям, и посредникам (продавцам), и покупателям. Однако, так как система сравнительно новая, возникают определенные сложности в ситуациях, отличающихся от обычной, стандартной покупки. В частности, присутствовавшие потребители отметили, что у них возникают сложности с обменом товара (его оформляют только через возврат). Между тем вопрос для покупателей крайне актуальный, особенно если речь идет о детской обуви, которую могут покупать без присутствия самого ребенка. Чтобы развеять все сомнения в данном вопросе, даем разъяснения о том, почему именно так, а не иначе оформляется обмен обуви с новой системой маркировки.
– Возможность обменять или вернуть такой непродовольственный товар, как обувь, не подошедшая по цвету, размеру или фасону, закреплена в законе «О защите прав потребителей». По правилам маркировки пара, которую приобрел потребитель, должна быть выведена из оборота. Соответственно, при возврате товара обратно в магазин продавец эту пару обуви в оборот также возвращает. При этом возврат и обмен осуществляются при помощи контрольно-кассовой техники.
Обмен маркированной обуви проводится продавцом в два этапа: сначала оформляется возврат купленного товара, а потом – продажа нового. Эти этапы нельзя игнорировать даже в том случае, если потребитель хочет просто обменять пару на такую же, но другого размера. Оформление двух чеков – задача продавца, для потребителя это выглядит просто как обмен товара.
Как пояснили представители Центра развития перспективных технологий (оператора маркировки «Честный знак»), для осуществления обмена потраченная в первый раз сумма может быть «перезачтена» в счет новой пары. То есть потребителю не возвращается денежная сумма – она сразу пойдет на оплату новой пары (с доплатой, если выбранная во второй раз обувь дороже; с возвратом части средств, если она дешевле).
Если же подходящей вам пары обуви в магазине не оказалось, то по закону «О защите прав потребителей» можно потребовать возврат денег. Однако здесь есть один нюанс: если оплата производилась с карты, деньги вернутся на счет не сразу.
Возможный вариант решения данной проблемы – расплачиваться наличными в том случае, если вы предполагаете, что может потребоваться обмен или возврат обуви. По статистике, до 70% всех операций проводится с безналичным расчетом, это современное и безопасное решение, но оно может привести к определенным сложностям в дальнейшем.
Если вы не хотите вступать в дискуссии с продавцом или ждать несколько дней, есть смысл в качестве исключения снять требуемую сумму для оплаты. Несмотря на то, что по статье 25 закона «О защите прав потребителей» продавцу дается три дня на возврат денег, как правило, купюры из кассы выдают сразу при обращении.
Как вернуть обувь, читайте в нашей статье.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.