В 2025 году Роскачество отмечает 10 лет со дня основания! Также 10 лет исполняется и российскому Знаку качества, задача по присуждению которого возложена на Роскачество. За годы работы нами присвоена не одна сотня российских Знаков качества, которые выгодно выделяют товары на полках.
Впервые государственный Знак качества появился в СССР 20 апреля 1967 года. Он был создан с целью содействия росту качества советской продукции. Эволюция Знака качества продолжается и в 21 веке. Десять лет назад он был выбран всенародным голосованием, утвержден и зарегистрирован в Роспатенте в модернизированном формате: пятиугольная форма отсылает к историческому образу Государственного знака качества СССР, в то время как актуальный дизайн отражает современную Национальную систему качества.
На текущий момент российский Знак качества присвоен более чем 260 товарам. Это лучшие отечественные товары, которые соответствуют не только обязательным, но и опережающим требованиям Российской системы качества по итогам исследований. Сертификат соответствия (а с ним и право маркировать продукцию российским Знаком качества) выдается на три года. Контроль за сертифицированной продукцией проводится органом по сертификации в течение всего срока действия сертификата.
Первые российские Знаки качества были вручены первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации Денисом Мантуровым в 2015 году. В числе первых товаров, отмеченных знаком, — детские одежда и обувь, полотенца и майонез.
В плане мероприятий по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1364-р от 29 июня 2016 года, меры по продвижению российского Знака качества отнесены к механизмам стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества и принципам здорового питания. Таким образом, российский Знак качества на протяжении десятилетия является одним из важнейших инструментов формирования идеологии качества в России.
Центр изучения потребительского поведения (ЦИПП) Роскачества при участии исследовательского холдинга «Ромир» измерил, как менялась информированность и доверие россиян по отношению к российскому Знаку качества.
Так, по итогам опроса, проведенного в декабре 2024 года, зафиксировано, что доля россиян, знающих о российском Знаке качества, увеличилась в два раза. Если в июне 2016 года только 21% россиян узнавали российский Знак качества, то в декабре 2024 года показатель вырос до 51%.
Россияне также стали больше доверять Знаку качества. Уровень доверия среди узнающих российский Знак качества вырос с 71 до 85% за период с 2016 по 2024 год.
По данным последнего опроса, 45% россиян узнали о государственном Знаке качества благодаря продуктам, на которые он нанесен. 36% также назвали в качестве источника информации о Знаке телевидение, 30% — интернет, 16% — ближнее окружение, и 16% — печатные СМИ. Почти каждый четвертый (24%) россиянин ассоциирует российский Знак качества с прежним советским знаком.