Бывают случаи, когда потребителю, чтобы вернуть деньги или обменять бракованный товар, приходится сначала доказать, что дефект возник не по его вине, либо, если дефект неявный – установить факт его наличия. Для этого ему необходимо провести товароведческую экспертизу. В результате перед потребителем встаёт вопрос, к кому обратиться за такой услугой.
Как отметил член Совета Союза потребителей России Алексей Койтов, этот вопрос непростой.
Ясно, что эксперт должен быть компетентным в предмете экспертизы и независимым от тех, кто заинтересованы в её результатах. Как потребителю убедиться в наличии у него таких качеств? Вопрос непростой, поскольку законодательство не предъявляет к экспертам каких-либо конкретных требований, кроме независимости и необходимости проведения исследования на научной и практической основах, – рассказал Алексей Койтов.По его словам, обязательных требований не предъявляется ни к организациям, занимающимся экспертизами, ни к методике их проведения, ни к форме представления результатов (за исключением формы при судебной экспертизе).
«На практике эксперты руководствуются стандартами, описывающими требования к качеству и методики его оценки. Но стандарты – документы добровольного применения, к тому же стандарта, нужного для выявления каких-то дефектов и определения их природы, может не быть, а иногда есть несколько таких стандартов с разными требованиями», – отметил он.
Парадокс, но экспертизу автомобиля сегодня может выполнять даже экономист, не имеющий ни технического образования, ни соответствующей практики, – подчеркнул член Совета Союза потребителей России.«Вместе с тем очень важно, чтобы и потребители, и продавцы, и их поставщики в равной степени доверяли одним и тем же экспертам – тогда им не придётся привлекать к разрешению своих споров суд», – считает Пётр Шелищ, Председатель Союза потребителей РФ.
«Для этого нужно, чтобы таких экспертов коллегиально признали авторитетные организации, представляющие интересы и тех, и других – такие, например, как Союз потребителей России, с одной стороны, и Ассоциация компаний розничной торговли, Союз участников потребительского рынка или Российская ассоциация производителей и продавцов электробытовой и компьютерной техники, с другой», - уверен Алексей Койтов.
Он напомнил, что несколько лет назад Минюст РФ уже выступал с инициативой установить ряд обязательных требований к организациям, занимающимся проведениям экспертиз, и даже запустил систему соответствующей сертификации.
Но в итоге всё так и увязло в законотворческом болоте. «Если бы всем нам удалось договориться об общих принципах и критериях отбора, аттестации и контроля работы экспертов и сформировать единый реестр тех из них, кто получили доверие и потребителей, и их контрагентов на рынке, эксперт, а не юрист стал бы главной фигурой в сфере защиты прав потребителей», - считает Пётр Шелищ.Собеседник Роскачества также добавил, что подобные меры избавили бы страну от сотен тысяч судебных исков, стоящих потребителям больших затрат времени, сил и здоровья, а предпринимателям – многомиллиардных пеней и штрафов за отказ от добровольного удовлетворения законных требований.
Подробнее о том, что делать, если продавец отказывается вернуть деньги за товар с дефектом, читайте в нашем материале.