Независимая экспертиза: реально ли защитить свои права?

Новости
17.04.2019

Бывают случаи, когда потребителю, чтобы вернуть деньги или обменять бракованный товар, приходится сначала доказать, что дефект возник не по его вине, либо, если дефект неявный – установить факт его наличия. Для этого ему необходимо провести товароведческую экспертизу. В результате перед потребителем встаёт вопрос, к кому обратиться за такой услугой.

Как отметил член Совета Союза потребителей России Алексей Койтов, этот вопрос непростой.

Ясно, что эксперт должен быть компетентным в предмете экспертизы и независимым от тех, кто заинтересованы в её результатах. Как потребителю убедиться в наличии у него таких качеств? Вопрос непростой, поскольку законодательство не предъявляет к экспертам каких-либо конкретных требований, кроме независимости и необходимости проведения исследования на научной и практической основах, – рассказал Алексей Койтов. 
По его словам, обязательных требований не предъявляется ни к организациям, занимающимся экспертизами, ни к методике их проведения, ни к форме представления результатов (за исключением формы при судебной экспертизе).

«На практике эксперты руководствуются стандартами, описывающими требования к качеству и методики его оценки. Но стандарты – документы добровольного применения, к тому же стандарта, нужного для выявления каких-то дефектов и определения их природы, может не быть, а иногда есть несколько таких стандартов с разными требованиями», – отметил он.

Парадокс, но экспертизу автомобиля сегодня может выполнять даже экономист, не имеющий ни технического образования, ни соответствующей практики, – подчеркнул член Совета Союза потребителей России. 
«Вместе с тем очень важно, чтобы и потребители, и продавцы, и их поставщики в равной степени доверяли одним и тем же экспертам – тогда им не придётся привлекать к разрешению своих споров суд», – считает Пётр Шелищ, Председатель Союза потребителей РФ.

«Для этого нужно, чтобы таких экспертов коллегиально признали авторитетные организации, представляющие интересы и тех, и других – такие, например, как Союз потребителей России, с одной стороны, и Ассоциация компаний розничной торговли, Союз участников потребительского рынка или Российская ассоциация производителей и продавцов электробытовой и компьютерной техники, с другой», - уверен Алексей Койтов.

Он напомнил, что несколько лет назад Минюст РФ уже выступал с инициативой установить ряд обязательных требований к организациям, занимающимся проведениям экспертиз, и даже запустил систему соответствующей сертификации.

Но в итоге всё так и увязло в законотворческом болоте.  «Если бы всем нам удалось договориться об общих принципах и критериях отбора, аттестации и контроля работы экспертов и сформировать единый реестр тех из них, кто получили доверие и потребителей, и их контрагентов на рынке, эксперт, а не юрист стал бы главной фигурой в сфере защиты прав потребителей», - считает Пётр Шелищ. 
Собеседник Роскачества также добавил, что подобные меры избавили бы страну от сотен тысяч судебных исков, стоящих потребителям больших затрат времени, сил и здоровья, а предпринимателям – многомиллиардных пеней и штрафов за отказ от добровольного удовлетворения законных требований.

Подробнее о том, что делать, если продавец отказывается вернуть деньги за товар с дефектом, читайте в нашем материале.  
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
0 комментариев
Читайте также
Наверх

добавлен к сравнению