Что делать, если сломался городской транспорт

Новости
08.10.2025
Что делать, если сломался автобус или трамвай? Можно ли получить компенсацию за травмы или причиненный ущерб, например, за опоздание на работу? На эти и другие вопросы отвечают наши эксперты.

Если транспорт сломался, а билет уже куплен

В первую очередь стоит отметить, что покупка билета – это в сущности заключение договора между перевозчиком и пассажиром. Первый обязуется доставить пассажира из начального пункта поездки в конечный, а второй – соблюдать правила проезда. Соответственно, на эту ситуацию распространяются положения закона «О защите прав потребителей». А в нем указывается, что услуга, по которой достигнута договоренность и которая уже оплачена, должна быть предоставлена.
Когда автобус (трамвай, и так далее) ломается, это не считается форс-мажорным обстоятельством (что могло бы освободить перевозчика от данных обязательств), так как владелец транспорта должен обеспечивать его работоспособность.

Соответственно, если сломался автобус, а проезд оплачен, пассажир имеет право на следующее:
  • Предоставление другого транспорта, на котором можно завершить поездку без дополнительной оплаты.
  • Возврат полной стоимости проезда, если другой транспорт не предоставлен в разумный срок или очевидно, что этого сделано не будет.
  • Возврат части денег, если продолжение перевозки невозможно по независящим от перевозчика причинам – сумма пропорциональна тому, насколько недооказана услуга (то есть, если проехал половину пути, можно вернуть половину денег).

В данном случае можно ориентироваться в первую очередь на Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 №1586. Так, в п. 34 Правил указывается: «В случае прекращения перевозки в связи с неисправностью транспортного средства, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты».

Итого, если пассажир уже купил билет и начал поездку, а в процессе транспорт сломался, у него есть право продолжить поездку на другом автобусе (трамвае, маршрутном такси, и так далее) без дополнительной оплаты. Доказательством покупки будет билет за предыдущую поездку (выписка со счета, чек, подобные документы). При этом наличие мест в следующем рейсе – это ответственность перевозчика, он должен обеспечить всем пассажирам возможность добраться до точки назначения.


10 ваших прав в общественном транспорте

Компенсации за утерю багажа, травмы во время поездки

Если автобус сломался в пути, можно получить компенсацию не только за билет, все зависит от того, пострадали ли багаж и пассажиры.
В общественном транспорте пассажир чаще всего провозит багаж вместе с собой и сам отвечает за его сохранность, но возможны и другие варианты, к тому же, вещи могут пострадать в результате ДТП. Если багаж утерян или пришел в негодность по вине перевозчика, пассажиру должны компенсировать убытки. В частности, в случае потери перевозчик обязан возместить стоимость утраченного багажа или его объявленную стоимость (если он был сдан с объявленной ценностью). А в случае повреждения багажа пассажир может требовать выплаты суммы, на которую понизилась его стоимость. Главное, что нужно сделать при обнаружении утраты или повреждения багажа – потребовать  от перевозчика составить коммерческий акт в 2 экземплярах, один из которых оставить себе для дальнейшего предъявления претензии перевозчику.

Что же касается травм, полученных в результате ДТП, здесь также пассажир может рассчитывать на компенсацию. Перевозчик несет ответственность за безопасность пассажиров, и обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) предполагает, что будут возмещены все расходы.

Пострадавшие в результате аварии получают выплаты, также им компенсируют затраты на лечение (обращение к врачу, покупка лекарств, средств для реабилитации, и так далее).

Если перевозчик отказывается выполнять свои обязательства

Если перевозчик отказывается предоставить другой транспорт, сделать выплаты, вернуть багаж, можно и нужно жаловаться, чтобы отстоять свои права.
Необходимо составить претензию на адрес администрации перевозчика, сделайте ее в двух экземплярах – один останется у вас, на нем должна быть сделана отметка, что документ взят в работу.

Если ответа нет или он вас не устраивает, можно обращаться в суд и требовать в числе прочего компенсацию морального вреда (придется его обосновать, но в данном случае можно учитывать также такие обстоятельства, как, например, опоздание по вине перевозчика).

Суды зачастую встают на сторону потребителя в таких вопросах, поэтому не стоит опасаться сложности судопроизводства, а смело защищать свои права. Но, обращаясь в суд, подготовьте все возможные доказательства, которые подтвердят вашу правоту.

Если плохо ходит общественный транспорт

Изображение сгенерировано: chatgpt

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
0 комментариев
Читайте также
Наверх

добавлен к сравнению