Жилищный сертификат: как его получить

Новости
29.09.2025
Федеральные и региональные программы предлагают в качестве одной из мер поддержки населения жилищный сертификат. Что это такое, кому он положен и как получить жилищный сертификат, расскажем в этой статье.

Что такое жилищный сертификат

Государственный жилищный сертификат (ГСЖ) – это одна из форм финансовой поддержки, которую государство может дать нуждающимся (в данном случае – льготникам и тем, кому требуется улучшение жилищных условий).
Это именное свидетельство, которое дает право на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья определенным категориям граждан. Потратить выделенную сумму можно на покупку пригодного для проживания жилого помещения (квартиры, комнаты, жилого дома) или доли в праве общей собственности (если жилье в итоге будет в общей долевой собственности семьи).

Кто может получить жилищный сертификат

Все категории тех, кто может рассчитывать на субсидию, перечислены в Постановлении Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов...» (п. 5). 
В нем указывается, что некоторые категории граждан могут получить жилищный сертификат только при наличии статуса нуждающихся в жилье:
  • Военнослужащие, не участвующие в накопительно-ипотечной системе, увольняемые или уволенные с военной службы;
  • Сотрудники правоохранительных органов, увольняемые или уволенные со службы;
  • Вынужденные переселенцы;
  • Участники программы оказания содействия в переселении соотечественников;
  • Пострадавшие от радиационных аварий и катастроф.

Напомним, что нуждающиеся в улучшении жилищных усилий – это граждане, которые попадают в одну  из следующих ситуаций:
  • Отсутствие жилья.
  • Жилье имеется, но площадь меньше установленных норм
  • Жилье имеется, но оно признано непригодным для проживания.
  • Один из членов семьи серьезно болен, и проживать с ним совместно невозможно, при этом в квартире живет несколько семей.


А отдельным категориям граждан для оформления жилищного сертификата не требуется признания нуждающимся в жилье:
  • Переселенцы из закрытых военных городков и поселков уголовно-исполнительной системы;
  • Переселенцы с комплекса «Байконур»;
  • Переселенцы из закрытых административно-территориальных образований;
  • Выезжающие или уже выехавшие жители районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • Молодые учёные.


Важно! Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз в жизни!

Размер субсидии

Ни федеральные, ни региональные законы не устанавливают конкретную сумму, однако есть принцип, по которому рассчитывают размер жилищного сертификата.
В общем случае значение имеют норматив стоимости квадратного метра жилья по РФ и количество членов семьи (по количеству человек рассчитывают социальную норму жилья: 33 кв. м. на одного, 42 кв. м. на двоих, состоящих в браке, по 18 кв. м. на семью от трех человек).
Если умножить стоимость квадратного метра на количество «положенных» по социальной норме метров, получим размер субсидии.
Обратите внимание! Норматив стоимости 1 кв.м устанавливаетсякаждые полгода Минстроем России. Во втором полугодии 2025 года он составляет 113 685 рублей. 

Как получить жилищный сертификат

Чтобы заявить о своем желании получить жилищный сертификат, сначала необходимо присоединиться к государственной программе. Для этого нужно подать заявление или рапорт об участии в программе и приложить  пакет документов (п. 19 постановления Правительства №153):
Документы, удостоверяющие личность всех членов семьи.
Документ, подтверждающий постановку на учет в связи с необходимостью улучшить жилищные условия (для тех, кто нуждается в улучшении этих условий).
Документ, подтверждающий право на льготы (для льготных категорий, для каждой свой набор бумаг).

Важно! Если заявитель не состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, это нужно сделать первым шагом для соответствующей категории. Тогда появится основание для запроса жилищного сертификата.

После рассмотрения документов уполномоченный орган примет решение, одобрить заявку на участие в программе или отказать в выдаче сертификата.
В случае признания участником программы необходимо подать заявление на жилищный сертификат в соответствующий региональный орган власти, чтобы включиться в список граждан, которые получат сертификат. К заявлению нужно приложить:
документы, удостоверяющие личность и личности членов семьи;   
справку об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение, подлежащее освобождению или безвозмездному отчуждению в государственную (муниципальную) собственность (при наличии такого помещения), и коммунальные услуги;
документы, подтверждающие родственные отношения членов семьи (свидетельство о рождении, усыновлении, браке или разводе и т.п.).

Подать заявление нужно в первые шесть месяцев года, предшествующего тому году, в который предполагается выдача сертификата. Поэтому стоит в конце-начале года озаботиться подготовкой всех документов, и до 1 июля подавать заявление.

Если заявка будет одобрена, сертификат выдадут, его необходимо будет использовать в течение 7 месяцев, а в течение 3 месяцев – отнести в банк, чтобы открыть специальный счет. Напомним, что сертификат используется для целевой покупки жилья.

Важно! Жилье может быть приобретено не только в пределах полученных средств социальной выплаты, но и с использованием собственных или заемных средств, а также средств материнского капитала.

Изображение сгенерировано: recraft ai

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
0 комментариев
Читайте также
Наверх

добавлен к сравнению