Заказ такси
03.10.2024
Центр цифровой экспертизы Роскачества протестировал семь мобильных сервисов для заказа такси. Давайте узнаем, что изменилось за год и какие новые решения предлагают разработчики в 2024 году.
Заказ такси
Центр цифровой экспертизы Роскачества протестировал семь мобильных сервисов для заказа такси. Давайте узнаем, что изменилось за год и какие новые решения предлагают разработчики в 2024 году.
Эксперты протестировали семь популярных сервисов для заказа такси по 133 критериям и определили, насколько они функциональны, качественны и безопасны.

В исследование вошли приложения, которые позволяют вызывать такси в городах-миллионниках России, представлены на платформах Android и iOS и входят в топ-50 категорий «Автомобили и транспорт», «Карты и навигация».

Для оценки функциональности и удобства использования мобильных приложений эксперты установили их на тестовые смартфоны и совершали заказы как обычные пассажиры. Проверка включала в себя чек-лист и несколько базовых сценариев.

Социологическое исследование


Экспертами Центра цифровой экспертизы Роскачества было проведено социологическое исследование среди 1000 респондентов. Помимо этого, глубинные интервью прошли 80 человек, работающих в такси и получающих заказы через агрегаторы.

Справочно

В некоторых опросах, представленных в этом исследовании, респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа. Такой подход позволяет получить более полную и точную информацию о предпочтениях и поведении опрошенных.



Традиционно пользователи такси выбирают для передвижения «Яндекс Go». В этом году доля опрошенных, которые предпочитают этот сервис, немного снизилась по сравнению с прошлым годом и составила 83%.

В целом пользовательские предпочтения за год практически не изменились, однако доля опрошенных, выбирающих для поездок «Ситимобил», сократилась более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом.

16881_Приложения для заказа такси_Каким сервисом для заказа такси вы обычно пользуетесь.png

В 2024 году количество пользователей такси, желающих поговорить в поездке, немного снизилось. Общаются с таксистами по настроению 51,9% опрошенных по сравнению с 59,2% в 2023 году. При этом пользователи стали охотнее поддерживать диалог с таксистом, если он первым заведет беседу: 15,8% — в 2024 году, по сравнению с 10,8% в прошлом.

16881_Приложения для заказа такси_Вам нравится говорить с водителем такси во время поездки.png

Интересно, что по сравнению с 2023 годом пользователи такси стали более требовательными к вежливости, поведению и разговорчивости водителя. При этом меньшее количество опрошенных теперь обращает внимание на опрятный внешний вид водителя и на то, пристегнут ли он.

16881_Приложения для заказа такси_Положительные качества водителя.png

Опрос, проведенный в этом году, показал, что пользователи такси стали отмечать больше негативных моментов по сравнению с 2023 годом. Так, например, увеличилось количество людей, недовольных высокими ценами на такси в плохую погоду: их стало на 10,6% больше, чем в прошлом году. Также опрос выявил, что таксисты стали чаще приезжать не по адресу — таких случаев было на 15,5% больше, чем годом ранее.

16881_Приложения_для_заказа_такси_Негативный_опыт_заказа_такси.png

Оставлять чаевые в такси — все еще необязательное правило. Почти 40% пользователей такси оставляют их только изредка, и практически столько же вообще не оставляют. Причем по сравнению с прошлым годом еще меньше людей стали оставлять чаевые регулярно.

16881_Приложения для заказа такси_Чаевые.png

Функциональность


Функциональность приложений оценивалась по 85 критериям. В тройку лидеров по функциональным качествам на обеих платформах вошли:

  • «Яндекс Go» — 4,07 (Android) и 4,08 (iOS)
  • Maxim — 3,79 (Android и iOS)
  • «Таксовичкоф» — 3,54 (Android) и 3,64 (iOS)

Во всех исследованных приложениях можно быстро авторизоваться по номеру телефона. В «Яндекс Go» и «Везет» — еще и через аккаунты экосистем. А в приложениях «Поехали», Maxim и «Везет» можно пользоваться частью возможностей, не проходя авторизацию.

Рекомендованные точки посадки пользователя указаны в приложениях «Яндекс Go», «Везет» и Uber. У этих же приложений наиболее полно представлен «Профиль водителя» — Ф. И. О. и фото, рейтинг, информация об автомобиле и компании-перевозчике.

Во всех приложениях сохраняется история поездок — маршруты, стоимость, даты, время и чеки. Интересно, что время в пути отображается только в приложениях «Яндекс Go» и Uber. Если пользователь часто ездит по одному и тому же маршруту, то функция повторения заказа есть у «Поехали», Maxim, «Ситимобил» и «Таксовичкоф».

Во всех приложениях можно вызвать автомобиль для другого человека, заказать услуги курьера и добавить детское кресло. Кроме приложения «Везет»: здесь нет возможности указывать никакие дополнительные пожелания.

Только в «Яндекс Go» реализованы все возможные функции для перемещения людей с ограниченными возможностями: уведомление водителя о наличии инвалидного кресла, особенностях коммуникации («не говорю, но слышу» или иные варианты), общении только текстом и необходимости вызова авто для перевоза собаки-поводыря.

Другие полезные возможности, реализованные во всех представленных приложениях, подразумевают отказ от поездки, выбор тарифа или класса поездки и возможность оставить комментарий водителю.

16881_Приложения для заказа такси_Что вам важно при заказе и поездке в такси.png

По результатам тестирования лидерами по функциональности стали приложения:

16993_Приложения для заказа такси_Лидеры по функциональности.png

Удобство использования


Все исследованные приложения являются кроссплатформенными и доступны в том числе в магазине RuStore. Исключение составляет приложение «Везет», которое доступно только на iOS и Android.

По совокупности критериев лучшими по удобству использования стали следующие приложения:

16993_Приложения для заказа такси_Лидеры по удобству использования.png

Доступность


Центр цифровой экспертизы Роскачества также проверил приложения на доступность для людей с ограниченными возможностями. Наилучший результат показало приложение «Яндекс Go»: это единственный сервис, который полностью доступен на обеих платформах. Остальные результаты в таблицах:

Доступность пользовательского пути для незрячего пользователя-.png

Доступность сервисов по заказу такси для пользователей с ограниченными возможностями.png

Волгин
Илья Волгин
руководитель направления UX-исследований Центра цифровой экспертизы Роскачества

Самые распространенные ошибки в текущем исследовании такси — неподписанные элементы для программ чтения с экрана, некорректная фокусировка и сложная авторизация. Исключение — «Яндекс Go», единственное в исследовании полностью доступное приложение для пользователей с ограничениями по зрению.


Информационная безопасность




В процессе исследования эксперты оценивали, запрашивает ли сервис только минимально необходимые пользовательские данные и разрешения, присутствуют ли аналитические трекеры, собирающие информацию о пользователе, а также можно ли удалить аккаунт.

Справочно

Трекер является частью приложения и отслеживает действия пользователя. Изначально его цель — помогать разработчикам развивать свой продукт и следить за пользовательскими предпочтениями. Но с точки зрения сохранности метаданных трекер должен быть или платным от крупной аналитической компании, или от самого разработчика. Ведь все данные, получаемые трекером, поступают сперва в аналитическую компанию, изготовившую данное программное обеспечение, а затем отправляются разработчикам.



Отдельно анализировалась безопасность передачи данных приложения и пользовательских данных. Для этого эксперты производили захват всего трафика, который пересылает приложение, с помощью специализированного ПО (Wireshark), а затем анализировали его на наличие незашифрованных данных. С перехватом трафика успешно справились все приложения — уязвимости выявлены не были.

Удаление аккаунта из приложения без обращений в службу поддержки реализовано только в Maxim и «Поехали», что со стороны информационной безопасности нельзя назвать хорошим результатом, ведь пользователям приходится самостоятельно искать информацию об удалении.

Дополнительно эксперты Роскачества провели проверку всех приложений на Android анализатором на наличие уязвимостей и НДВ Solar appScreener при использовании технологии автоматического бинарного анализа, без осуществления реверс-инжиниринга (декомпиляции исходного кода).

Были выявлены следующие потенциальные уязвимости: обращение к DNS в 100% случаев, небезопасная рефлексия выявлена у 72% исследованных приложений, небезопасная собственная реализация SSL — 72%. Слабый алгоритм хеширования у 100% исследованных приложений, использование незащищенного протокола HTTP — 85%.

Кузьменко Сергей
Сергей Кузьменко
руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества

Большинство вопросов в сфере потенциальных уязвимостей в данном исследовании вызывают избыточные трекеры и доступы. Трекеры от Google или VK присутствуют почти у всех приложений, кроме «Везет». А излишние доступы можно выделить у приложения «Яндекс Go». Однако стоит отметить, что прямых угроз информационной безопасности как для пользователя, так и для сервиса в исследовании выявлено не было.

  :

Правовая оценка


Роскачество и АНО «ПравоРоботов» провели анализ на соответствие политик конфиденциальности сервисов требованиям закона «О персональных данных» (№ 152-ФЗ от 27.07.2006) и опережающим критериям. Эксперты выделили аспекты, на которые пользователям стоит обратить внимание.

Куликов
Никита Куликов
к. ю. н., генеральный директор АНО «ПравоРоботов»

Сервисы такси, как одни из самых часто проверяемых сервисов в рамках данного проекта, достаточно часто получали обратную связь о недостатках своих политик конфиденциальности и предложения по их улучшению. Тем не менее, как мы в очередной раз убедились, данные предложения о внесении правок и уточнений так и остались без внимания. Честно говоря, не совсем понятно, как некоторые компании из этого списка будут взаимодействовать со своими пользователями в правовом плане, если даже их официальные документы местами содержат некорректную юридическую терминологию.


Также важно отметить, что три из изученных политик конфиденциальности с высоким рейтингом так или иначе связаны с компанией «Яндекс». В то же время две политики конфиденциальности относятся к двум аффилированным компаниям («Ситимобил» и «Таксовичкоф»), которые несколько различаются как по подходу к обработке и защите персональных данных пользователей, так и по гарантиям пассажирам, попавшим в ДТП, используя данные сервисы. Но в основной своей массе проверяемые политики конфиденциальности практически не претерпели изменений с момента предыдущего аудита.

Выводы


  • По результатам исследования лидирующую позицию по функциональности занимает приложение «Яндекс Go» (4,08 на iOS и 4,07 на Android).
  • Наиболее удобными из исследованных оказались приложения: «Яндекс Go» на iOS с оценкой 3,90 и Uber на Android — 4,20.
  • По доступности первое место занимает приложение «Яндекс Go» как единственное в исследовании полностью доступное приложение для пользователей с ограничениями по зрению.
  • Наилучшие результаты по информационной безопасности показало приложение «Везет»: в нем полностью отсутствуют аналитические трекеры.
  • Все исследованные приложения безопасные и надежные, и все они рекомендуются для использования.
16993_Приложения для заказа такси_Итоговый рейтинг приложений.png

Исследование проведено в соответствии с методикой испытаний, базирующейся на предварительном национальном стандарте на сравнительные испытания мобильных приложений ПНСТ 277-2018.
Журнал
Наверх

добавлен к сравнению