Эксперты протестировали семь популярных сервисов для заказа такси по 133 критериям и определили, насколько они функциональны, качественны и безопасны.
В исследование вошли приложения, которые позволяют вызывать такси в городах-миллионниках России, представлены на платформах Android и iOS и входят в топ-50 категорий «Автомобили и транспорт», «Карты и навигация».
Для оценки функциональности и удобства использования мобильных приложений эксперты установили их на тестовые смартфоны и совершали заказы как обычные пассажиры. Проверка включала в себя чек-лист и несколько базовых сценариев.
Социологическое исследование
Экспертами Центра цифровой экспертизы Роскачества было проведено социологическое исследование среди 1000 респондентов. Помимо этого, глубинные интервью прошли 80 человек, работающих в такси и получающих заказы через агрегаторы.
Справочно
В некоторых опросах, представленных в этом исследовании, респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа. Такой подход позволяет получить более полную и точную информацию о предпочтениях и поведении опрошенных.
Традиционно пользователи такси выбирают для передвижения «Яндекс Go». В этом году доля опрошенных, которые предпочитают этот сервис, немного снизилась по сравнению с прошлым годом и составила 83%.
В целом пользовательские предпочтения за год практически не изменились, однако доля опрошенных, выбирающих для поездок «Ситимобил», сократилась более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом.
В 2024 году количество пользователей такси, желающих поговорить в поездке, немного снизилось. Общаются с таксистами по настроению 51,9% опрошенных по сравнению с 59,2% в 2023 году. При этом пользователи стали охотнее поддерживать диалог с таксистом, если он первым заведет беседу: 15,8% — в 2024 году, по сравнению с 10,8% в прошлом.
Интересно, что по сравнению с 2023 годом пользователи такси стали более требовательными к вежливости, поведению и разговорчивости водителя. При этом меньшее количество опрошенных теперь обращает внимание на опрятный внешний вид водителя и на то, пристегнут ли он.
Опрос, проведенный в этом году, показал, что пользователи такси стали отмечать больше негативных моментов по сравнению с 2023 годом. Так, например, увеличилось количество людей, недовольных высокими ценами на такси в плохую погоду: их стало на 10,6% больше, чем в прошлом году. Также опрос выявил, что таксисты стали чаще приезжать не по адресу — таких случаев было на 15,5% больше, чем годом ранее.
Оставлять чаевые в такси — все еще необязательное правило. Почти 40% пользователей такси оставляют их только изредка, и практически столько же вообще не оставляют. Причем по сравнению с прошлым годом еще меньше людей стали оставлять чаевые регулярно.
Функциональность
Функциональность приложений оценивалась по 85 критериям. В тройку лидеров по функциональным качествам на обеих платформах вошли:
Во всех исследованных приложениях можно быстро авторизоваться по номеру телефона. В «Яндекс Go» и «Везет» — еще и через аккаунты экосистем. А в приложениях «Поехали», Maxim и «Везет» можно пользоваться частью возможностей, не проходя авторизацию.
Рекомендованные точки посадки пользователя указаны в приложениях «Яндекс Go», «Везет» и Uber. У этих же приложений наиболее полно представлен «Профиль водителя» — Ф. И. О. и фото, рейтинг, информация об автомобиле и компании-перевозчике.
Во всех приложениях сохраняется история поездок — маршруты, стоимость, даты, время и чеки. Интересно, что время в пути отображается только в приложениях «Яндекс Go» и Uber. Если пользователь часто ездит по одному и тому же маршруту, то функция повторения заказа есть у «Поехали», Maxim, «Ситимобил» и «Таксовичкоф».
Во всех приложениях можно вызвать автомобиль для другого человека, заказать услуги курьера и добавить детское кресло. Кроме приложения «Везет»: здесь нет возможности указывать никакие дополнительные пожелания.
Только в «Яндекс Go» реализованы все возможные функции для перемещения людей с ограниченными возможностями: уведомление водителя о наличии инвалидного кресла, особенностях коммуникации («не говорю, но слышу» или иные варианты), общении только текстом и необходимости вызова авто для перевоза собаки-поводыря.
Другие полезные возможности, реализованные во всех представленных приложениях, подразумевают отказ от поездки, выбор тарифа или класса поездки и возможность оставить комментарий водителю.
По результатам тестирования лидерами по функциональности стали приложения:
Удобство использования
Все исследованные приложения являются кроссплатформенными и доступны в том числе в магазине RuStore. Исключение составляет приложение «Везет», которое доступно только на iOS и Android.
По совокупности критериев лучшими по удобству использования стали следующие приложения:
Доступность
Центр цифровой экспертизы Роскачества также проверил приложения на доступность для людей с ограниченными возможностями. Наилучший результат показало приложение «Яндекс Go»: это единственный сервис, который полностью доступен на обеих платформах. Остальные результаты в таблицах:
Илья Волгин
руководитель направления UX-исследований Центра цифровой экспертизы Роскачества
Самые распространенные ошибки в текущем исследовании такси — неподписанные элементы для программ чтения с экрана, некорректная фокусировка и сложная авторизация. Исключение — «Яндекс Go», единственное в исследовании полностью доступное приложение для пользователей с ограничениями по зрению.
Информационная безопасность
В процессе исследования эксперты оценивали, запрашивает ли сервис только минимально необходимые пользовательские данные и разрешения, присутствуют ли аналитические трекеры, собирающие информацию о пользователе, а также можно ли удалить аккаунт.
Справочно
Трекер является частью приложения и отслеживает действия пользователя. Изначально его цель — помогать разработчикам развивать свой продукт и следить за пользовательскими предпочтениями. Но с точки зрения сохранности метаданных трекер должен быть или платным от крупной аналитической компании, или от самого разработчика. Ведь все данные, получаемые трекером, поступают сперва в аналитическую компанию, изготовившую данное программное обеспечение, а затем отправляются разработчикам.
Отдельно анализировалась безопасность передачи данных приложения и пользовательских данных. Для этого эксперты производили захват всего трафика, который пересылает приложение, с помощью специализированного ПО (Wireshark), а затем анализировали его на наличие незашифрованных данных. С перехватом трафика успешно справились все приложения — уязвимости выявлены не были.
Удаление аккаунта из приложения без обращений в службу поддержки реализовано только в Maxim и «Поехали», что со стороны информационной безопасности нельзя назвать хорошим результатом, ведь пользователям приходится самостоятельно искать информацию об удалении.
Дополнительно эксперты Роскачества провели проверку всех приложений на Android анализатором на наличие уязвимостей и НДВ Solar appScreener при использовании технологии автоматического бинарного анализа, без осуществления реверс-инжиниринга (декомпиляции исходного кода).
Были выявлены следующие потенциальные уязвимости: обращение к DNS в 100% случаев, небезопасная рефлексия выявлена у 72% исследованных приложений, небезопасная собственная реализация SSL — 72%. Слабый алгоритм хеширования у 100% исследованных приложений, использование незащищенного протокола HTTP — 85%.
Сергей Кузьменко
руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества
Большинство вопросов в сфере потенциальных уязвимостей в данном исследовании вызывают избыточные трекеры и доступы. Трекеры от Google или VK присутствуют почти у всех приложений, кроме «Везет». А излишние доступы можно выделить у приложения «Яндекс Go». Однако стоит отметить, что прямых угроз информационной безопасности как для пользователя, так и для сервиса в исследовании выявлено не было.
:
Правовая оценка
Роскачество и АНО «ПравоРоботов» провели анализ на соответствие политик конфиденциальности сервисов требованиям закона «О персональных данных» (№ 152-ФЗ от 27.07.2006) и опережающим критериям. Эксперты выделили аспекты, на которые пользователям стоит обратить внимание.
Никита Куликов
к. ю. н., генеральный директор АНО «ПравоРоботов»
Сервисы такси, как одни из самых часто проверяемых сервисов в рамках данного проекта, достаточно часто получали обратную связь о недостатках своих политик конфиденциальности и предложения по их улучшению. Тем не менее, как мы в очередной раз убедились, данные предложения о внесении правок и уточнений так и остались без внимания. Честно говоря, не совсем понятно, как некоторые компании из этого списка будут взаимодействовать со своими пользователями в правовом плане, если даже их официальные документы местами содержат некорректную юридическую терминологию.
Также важно отметить, что три из изученных политик конфиденциальности с высоким рейтингом так или иначе связаны с компанией «Яндекс». В то же время две политики конфиденциальности относятся к двум аффилированным компаниям («Ситимобил» и «Таксовичкоф»), которые несколько различаются как по подходу к обработке и защите персональных данных пользователей, так и по гарантиям пассажирам, попавшим в ДТП, используя данные сервисы. Но в основной своей массе проверяемые политики конфиденциальности практически не претерпели изменений с момента предыдущего аудита.
Выводы
-
По результатам исследования лидирующую позицию по функциональности занимает приложение «Яндекс Go» (4,08 на iOS и 4,07 на Android).
-
Наиболее удобными из исследованных оказались приложения: «Яндекс Go» на iOS с оценкой 3,90 и Uber на Android — 4,20.
-
По доступности первое место занимает приложение «Яндекс Go» как единственное в исследовании полностью доступное приложение для пользователей с ограничениями по зрению.
-
Наилучшие результаты по информационной безопасности показало приложение «Везет»: в нем полностью отсутствуют аналитические трекеры.
-
Все исследованные приложения безопасные и надежные, и все они рекомендуются для использования.
Исследование проведено в соответствии с методикой испытаний, базирующейся на предварительном национальном стандарте на сравнительные испытания мобильных приложений ПНСТ 277-2018.