Top.Mail.Ru
27.07.2022

Телефон недоверия: лжезвонки из банков и МВД

Добавить в закладки
Опять набирает обороты новая «старая» схема мошенничества со звонками из полиции и банков.

«Алло, это из прокуратуры»

Часто с этой или подобной фразы начинают разыгрывать свой мошеннический спектакль преступники, звоня по очередному номеру из «слитой» базы данных. Далее собеседнику на том конце провода быстро, невнятно и странным голосом выдают порцию информации, которую не дают как следует осознать. А фоном специально пускают шумы, голоса и разговоры, имитируя эффект активного рабочего процесса в отделении. На самом деле это звонят мошенники и делают все, чтобы жертва не смогла включить критическое мышление и сориентироваться в ситуации.

К сожалению, преступники играют на доверчивости людей. Именно так работает социальная инженерия вымогательства и обманы на простодушии и добропорядочности. Часто жертвами злодеев становятся пенсионеры или совсем молодые люди.

Свежий прецедент: в июле пожилой волгоградец потерял почти миллион рублей, доверившись телефонным мошенникам. Сценарии со звонками якобы из службы безопасности банка, из прокуратуры или от нового сотрудника банка до сих пор работают и, конечно, приносят злоумышленникам прибыль.

По данным платформы «Мошеловка», в мае 2022 года количество обращений на портал с жалобами на мошеннические звонки выросло на 86%, это вдвое больше, чем в апреле.

«Сотрудники» банка

Самый распространенный сценарий – якобы звонок из Центробанка или одного из известных банков. В мае в 40% случаев звонили от имени «сотрудников» ВТБ, в 20% – Сбербанка и «Тинькофф», еще в 20% – без упоминания организации.

«Добрый день! Сергей Иванович? Это служба безопасности банка “Ваши деньги – наши деньги”. Недавно мы зафиксировали, что злоумышленники пытались получить доступ к вашему личному кабинету. Необходимо срочно перевести все средства на безопасный счет!»

Telegram (8450).jpg

Рассказываем, по каким признакам вычислить обманщиков.

  • Инициатором звонка, сообщения, СМС становится незнакомец.

  • Тема обращения – легенда про ваши финансы.

  • Просят раскрыть конфиденциальные данные – ПИН-коды, пароли, CVC, цифры из СМС-сообщений.

  • Играют на эмоциях. Пытаются образовать или напугать какой-то новостью (взломали личный кабинет, кто-то пытался оформить на вас кредит и т. п.).

  • Telegram (8451).jpg
  • Используют давление. Вынуждают быстро принять решение.

кузьменко новая
Сергей Кузьменко
старший специалист Роскачества по тестированию цифровых продуктов

– Не принимайте поспешных решений, особенно в финансовых вопросах. Смело заявляйте, что вам нужно время подумать, и кладите трубку. Помните, что вы всегда можете сами позвонить в клиентскую службу своего банка и уточнить, действительно ли звонили его сотрудники. Кроме того, вся важная информация отображается в вашем личном кабинете, туда же приходят и нужные уведомления. В любой ситуации проявляйте бдительность.


Звонок из МВД

Аферист представляется следователем или сотрудником силовых структур и сообщает, что на имя человека некая особа пыталась оформить кредит или снять деньги с его счета. Фальшивый следователь суровым тоном начинает задавать разные вопросы, чтобы напугать жертву и включить режим «послушного гражданина», который, конечно же, поможет следствию.

Как апофеоз – перевод звонка на «сотрудника» Центробанка для подтверждения информации. Обескураженная и дезориентированная жертва называет данные карты.

Важно

Вся информация о движениях средств по вашему счету является банковской тайной. Поэтому никто из сотрудников МВД ее знать не может, только по разрешению суда. Кроме того, МВД и Центробанк не могут переводить звонки друг на друга. Такие «возможности» есть только у мошенников, которые сидят в одном помещении и пытаются обманным путем украсть ваши деньги.


В любой непонятной ситуации кладите трубку и проясняйте все сомнения, звоня в дежурную часть МВД или на горячую линию банка.

Горе-менеджер

Злоумышленник играет роль нерадивого сотрудника банка, где у жертвы открыт счет. Якобы при финансовой операции были случайно указаны не те данные. Сотрудник будет почти умолять срочно отменить действия, а иначе его уволят. Для отмены он запросит секретные данные карты, а далее обнулит счет жертвы.

Этот сценарий полностью нереальный. Все коррекции и отмены операций производятся сотрудниками без обращения к клиенту и согласно внутренним регламентам.

Вариации на тему

  • Жертва получает СМС-уведомление о блокировке счета и рекомендацию перевести деньги на «специальный счет», а иначе средства заморозят на долгий срок.

  • На телефонный номер поступает звонок от банковского робота, который сообщает, что карта заблокирована в связи с подозрительной операцией. Затем следует перевод на лжесотрудника банка и происходит сбор секретных данных карты.

10 актуальных схем, которыми пользуются телефонные мошенники - Google Chrome.jpg

Никаких специальных счетов для клиентов у банков нет. Если счет заблокирован, то доступ к нему будет заморожен до выяснения обстоятельств. Работники банка никогда не будут запрашивать у клиентов пароли и ПИН-коды, номер CVV и срок действия карты.

Совсем свежие сценарии

  • Мошенники звонят уже состоявшимся жертвам телефонных «разводов» и представляются юристами. Они обещают вернуть деньги, но для этого нужно оплатить услуги юридической фирмы. Сумма, по сравнению с потерянными деньгами, может быть небольшая. Отчаявшаяся жертва переводит деньги на указанный счет.

  • Неожиданно звонит якобы оператор сотовой сети и просит абонента подтвердить свою личность, назвав паспортные данные. «А если не будут брать – отключим газ!» (с) В противном случае грозят заблокировать номер, перекрыв доступ к аккаунтам и банковским картам. Полученная таким образом персональная информация может быть использована в дальнейшем в корыстных целях.

Знание – сила

Специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества регулярно раскрывают темы цифровой грамотности и кибербезопасности. Информированность населения о данных схемах повышается, и мошенникам приходится придумывать новые варианты. Один из них описывали специалисты Центра цифровой экспертизы в материале, как распознать телефонного мошенника.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

×
0 комментариев
Наверх

loading

Samsung Galaxy Note 8 (SM-N950F/DS) добавлен к сравнению Всего в списке 3 товара
Нуждаетесь в помощи эксперта?

На ваши вопросы ответят наши ведущие специалисты

Можно загружать файлы в формате doc, docx, размер которых не превышает 2 Мб