Несоответствие описания товара и реальности
Одна из самых частых проблем, с которыми сталкиваются покупатели на маркетплейсах, — это расхождение между описанием в карточке и реальным товаром. Чаще всего несоответствие касается материала, состава ткани или размера.
Например, товар может выглядеть крупно и солидно в карточке, а в реальности оказывается миниатюрным и ощущается дешево. На это и расчет: продавец надеется, что покупатель не станет затевать спор из-за небольшой суммы. Особенно если товар шел из-за рубежа, а значит, возвращать его придется за свой счет. Еще один яркий пример обмана — «ювелирные» изделия. В карточке товара может быть указано, что кольцо сделано из серебра, и даже присутствовать фото, где видна проба. Однако после получения выясняется, что изделие — обычная бижутерия.

Подделки под видом оригинала
Не менее распространенный обман — продажа подделок. Покупатель заказывает и оплачивает оригинальный товар, а в пункте выдачи заказов (ПВЗ) получает дешевую копию, часто китайского производства.
При этом продавцы совершенно не стесняются размещать в карточке товара фотографии и описания, которые уверяют в подлинности продукции. На деле же покупатель получает грубую имитацию, не соответствующую заявленному качеству и, что главное, цене.

Фальшивые документы и сертификаты
Часто, чтобы вызвать у вас доверие, продавцы публикуют сертификаты и декларации в карточке товара или присылают их по запросу. Проблема в том, что эти документы часто оказываются «липовыми»: они либо подделаны, либо изначально были выданы для другого товара.
Главная задача таких «сертификатов» — не подтвердить качество, а усыпить бдительность покупателя. Видя официальный документ, пользователь с большей вероятностью доверяется и совершает покупку, думая, что продукт прошел все проверки и безопасен. На деле же такой сертификат не дает никаких гарантий.
«Кирпич» в коробке вместо товара
Это схема, в которой продавцы действуют особенно цинично. Вместо долгожданной покупки в посылке лежит «кирпич» или любой другой предмет, имитирующий вес товара. Чаще всего с такой ситуацией сталкиваются покупатели дорогой техники, особенно смартфонов.
Мошенники профессионально запаковывают муляж в оригинальную коробку, рассчитывая на то, что покупатель, приобретая товар в подарок, не станет вскрывать упаковку прямо в ПВЗ. В результате, обнаружив обман дома, доказать что-либо становится крайне сложно.
Даже если вы приобрели дорогой товар в подарок, снимите на видео, как человек его распаковывает. Видеофиксация в данном случае — одно из самых эффективных доказательств обмана.
Накрутка отзывов и рейтингов
Чтобы завоевать доверие и подняться в поисковой выдаче, недобросовестные продавцы используют механизмы накрутки отзывов. Они либо покупают в телеграм-каналах положительные комментарии с максимальным количеством звезд, либо искусственно создают их с помощью ботов. В результате мы видим карточку товара с высоким рейтингом и множеством восторженных отзывов.
Чтобы не стать жертвой обмана, проявите бдительность. Внимательно изучите продавца, проверьте его рейтинг и историю. Не ограничивайтесь положительными отзывами, обязательно прочитайте и отрицательные — там часто раскрываются подлинные недостатки. И, главное, никогда не уходите из ПВЗ, не проверив целостность упаковки и содержимое заказа.
Алгоритмы маркетплейсов работают иначе, чем наше финансовое планирование. Они анализируют наши покупки, просмотры и предпочтения, чтобы предлагать товары, которые могут нас заинтересовать. Эти системы быстро подстраиваются под изменения в нашем потребительском поведении, что делает их чрезвычайно эффективными в привлечении внимания. Например, если вы часто ищете спортивную зимнюю обувь, алгоритм начнет показывать вам не только ее, но и сопутствующие товары — зимнюю спортивную одежду, аксессуары и т. д.
Безусловно, алгоритмы маркетплейсов полезны для быстрого поиска нужных товаров, но они же провоцируют дополнительные импульсивные траты. Вернуть личный контроль над финансами можно с помощью четкого бюджета, приложений для учета расходов и осознанного подхода к покупкам. Так вы сможете эффективно управлять деньгами и достигать финансовых целей.