Как нас обманывают продавцы на маркетплейсах

Советы и факты
27.10.2025
Каждый день, пока мы листаем ленту маркетплейсов, десятки невидимых механизмов обмана мягко подталкивают нас к покупке. Центр цифровой экспертизы Роскачества объясняет, как именно продавцы это делают.

Несоответствие описания товара и реальности


Одна из самых частых проблем, с которыми сталкиваются покупатели на маркетплейсах, — это расхождение между описанием в карточке и реальным товаром. Чаще всего несоответствие касается материала, состава ткани или размера.

Например, товар может выглядеть крупно и солидно в карточке, а в реальности оказывается миниатюрным и ощущается дешево. На это и расчет: продавец надеется, что покупатель не станет затевать спор из-за небольшой суммы. Особенно если товар шел из-за рубежа, а значит, возвращать его придется за свой счет. Еще один яркий пример обмана — «ювелирные» изделия. В карточке товара может быть указано, что кольцо сделано из серебра, и даже присутствовать фото, где видна проба. Однако после получения выясняется, что изделие — обычная бижутерия.

Обман Серебро.jpg

Подделки под видом оригинала


Не менее распространенный обман — продажа подделок. Покупатель заказывает и оплачивает оригинальный товар, а в пункте выдачи заказов (ПВЗ) получает дешевую копию, часто китайского производства. 

При этом продавцы совершенно не стесняются размещать в карточке товара фотографии и описания, которые уверяют в подлинности продукции. На деле же покупатель получает грубую имитацию, не соответствующую заявленному качеству и, что главное, цене.

Обман Подделки.jpg

Фальшивые документы и сертификаты


Часто, чтобы вызвать у вас доверие, продавцы публикуют сертификаты и декларации в карточке товара или присылают их по запросу. Проблема в том, что эти документы часто оказываются «липовыми»: они либо подделаны, либо изначально были выданы для другого товара.

Главная задача таких «сертификатов» — не подтвердить качество, а усыпить бдительность покупателя. Видя официальный документ, пользователь с большей вероятностью доверяется и совершает покупку, думая, что продукт прошел все проверки и безопасен. На деле же такой сертификат не дает никаких гарантий.

«Кирпич» в коробке вместо товара


Это схема, в которой продавцы действуют особенно цинично. Вместо долгожданной покупки в посылке лежит «кирпич» или любой другой предмет, имитирующий вес товара. Чаще всего с такой ситуацией сталкиваются покупатели дорогой техники, особенно смартфонов.
Мошенники профессионально запаковывают муляж в оригинальную коробку, рассчитывая на то, что покупатель, приобретая товар в подарок, не станет вскрывать упаковку прямо в ПВЗ. В результате, обнаружив обман дома, доказать что-либо становится крайне сложно.

Совет

Даже если вы приобрели дорогой товар в подарок, снимите на видео, как человек его распаковывает. Видеофиксация в данном случае — одно из самых эффективных доказательств обмана.


Накрутка отзывов и рейтингов


Чтобы завоевать доверие и подняться в поисковой выдаче, недобросовестные продавцы используют механизмы накрутки отзывов. Они либо покупают в телеграм-каналах положительные комментарии с максимальным количеством звезд, либо искусственно создают их с помощью ботов. В результате мы видим карточку товара с высоким рейтингом и множеством восторженных отзывов.

Чтобы не стать жертвой обмана, проявите бдительность. Внимательно изучите продавца, проверьте его рейтинг и историю. Не ограничивайтесь положительными отзывами, обязательно прочитайте и отрицательные — там часто раскрываются подлинные недостатки. И, главное, никогда не уходите из ПВЗ, не проверив целостность упаковки и содержимое заказа. 

Вяльшина новая
Ольга Вяльшина 
руководитель Центра финансовой экспертизы

Алгоритмы маркетплейсов работают иначе, чем наше финансовое планирование. Они анализируют наши покупки, просмотры и предпочтения, чтобы предлагать товары, которые могут нас заинтересовать. Эти системы быстро подстраиваются под изменения в нашем потребительском поведении, что делает их чрезвычайно эффективными в привлечении внимания. Например, если вы часто ищете спортивную зимнюю обувь, алгоритм начнет показывать вам не только ее, но и сопутствующие товары — зимнюю спортивную одежду, аксессуары и т. д.

Безусловно, алгоритмы маркетплейсов полезны для быстрого поиска нужных товаров, но они же провоцируют дополнительные импульсивные траты. Вернуть личный контроль над финансами можно с помощью четкого бюджета, приложений для учета расходов и осознанного подхода к покупкам. Так вы сможете эффективно управлять деньгами и достигать финансовых целей.


При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
3 комментария
Денис
22.11.2025 16:58
Покупные отзывы используют 90% продавцов на маркетплейсах.
Полно «отзывов» с 5 звёзд и ни одного слова текста или с бессмысленным текстом.
И обмана на маркетплейсах о-о-о-о-о-чень много. И администрация ничего с такими продавцами не делает.
FIT
20.11.2025 10:43
Часто покупала на ВБ и часто приходило несоответствие по параметрам. Они еще и деньги списывали за возврат. Но стала снимать все на камеру и отправлять им. Иногда списанные деньги возвращались, но редко. Сейчас/пока ничего там не покупаю. С ВБ опасно связываться. Может прийти отличное качество, а может... Но на других сайтах: бытовую технику и подобное беру. И все на камеру.
Роскачество
20.11.2025 11:21
Ответ FIT: Добрый день! Тут мы рассказываем законен ли платный отказ от заказа https://rskrf.ru/consumer_rights/reviews/zashchita-prav-potrebiteley-na-marketpleysakh-voprosy-i-otvety/ , а также рассказывае, каким вообще правилам с точки зрения защиты прав потребителей должны подчиняться маркетплейсы? Можно ли предъявлять им претензии, как обычным магазинам, вернуть товар или отказаться от него, если не понравился? И многое другое)
Читать дальше Свернуть
iriska58
18.11.2025 10:28
Накрутка отзывов и рейтингов. Для меня "отзыв за деньги" (это вполне часто встречающееся предложение) - уже накрутка. Даже не стану такой товар рассматривать. Хотя, продавца можно понять (наверное), не все пишут отзывы, зачастую просто ставят оценку без комментариев. Но отзыв за деньги - еще хуже, это заведомое (для меня) враньё.
Читайте также
Наверх

добавлен к сравнению