Производители и представители торговых сетей объясняют сложившуюся тенденцию введением новых правил маркировки молокосодержащих продуктов в части их названий.
Напомним, с 11 января 2019 г. наименования таких товаров должны включать слова «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира», а также информацию о технологии производства. Использование любых «молочных» терминов и их сочетаний («сырный продукт», «сметанка» и тд) на этикетках таких продуктов при этом запрещено.
У производителей, которые не хотели использовать в названии такие непростые наименования, было два варианта: начать производить цельномолочную продукцию вообще без добавления растительных жиров, или ещё сильнее снизить количество молочного сырья в своих товарах (ниже 50% от общего количества), перейдя в категорию масложировой или смешанной продукции.
По данным исследования Роскачества, в результате многие производители, которые решили, что такие большие и сложные названия, как, например, «молокосодержащий продукт с заменителей молочного жира, изготовленный по технологии сыра», а также крупное указание на упаковке «содержит растительные жиры» могут не понравиться потребителю, перешли именно в более дешёвые сегменты масложировой (маргарины, спреды, топлёные смеси и прочее) либо смешанной продукции (десерты, суфле, пасты и т.д.).
Дело в том, что строгих требований к названиям масложировых и смешанных товаров не предъявляется, при этом такие продукты могут вообще не содержать в составе молочного жира.
В этих товарах, как правило, весь жир – растительный, и ни грамма молочного жира там нет. Но требования к ним более легкие, так как на них не распространяется строгий молочный регламент ТР ТС 033/2013. Получилась странная ситуация: продукты молокосодержащие оказались в менее выигрышной позиции из-за устрашающих названий, но состав их более «молочный» по сравнению с жировыми десертами, пастами и т.д., - руководитель группы стандартизации Молочного союза России Лариса Абдуллаева.О том, что из-за новых названий лояльность потребителей к молокосодержащим продуктам снизилась, вызвав падение спроса, говорят и в торговых сетях.
«Часть поставщиков, ранее поставлявших молокосодержащие продукты, перешли на технологии, предусматривающие замещение молочного жира в количестве более 50% от жировой фазы. Это дало им возможность исключить продукцию из области применения ТР ТС 033/2013, но осложнило её идентификацию и, вероятно, ухудшило потребительские свойства такой продукции», - уточнил исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Евгений Адашев.По мнению участников рынка, исправить сложившуюся ситуацию можно лишь путём дальнейшего совершенствования отраслевого законодательства. Профильные департаменты Роскачества уже занимаются разработкой соответствующих предложений. Подробности будут опубликованы в ближайшее время.