Анализ результатов, полученных по итогам исследования фастфуда, организованного Роскачеством в мае 2019 года, позволил выявить пробелы в законодательстве. Речь – о правовом регулировании обращения кулинарной мясосодержащей продукции.
Напомним, в ходе лабораторных испытаний в 5 из 17 бургеров были обнаружены остаточные количества антибиотиков: тернидазола (McDonalds, Ketch Up, BB&Burgers), энрофлоксацина (KFC) и офлоксацина (МЯСОROOB).
В соответствии с пп. «д» п.4 разд.1 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» его действие не распространяется на пищевую продукцию предприятий общественного питания. Обязательные требования к таким продуктам установлены ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Указанными документами установлены противоречивые требования к содержанию антибиотиков в мясной продукции, - сообщила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
Дело в том, что нормативы содержания антибиотиков в продукции, установленные в ТР ТС 021/2011, не соответствуют по количеству нормируемых препаратов требованиям ТР ТС 034/2013, а также Перечню ветеринарных лекарственных средств (утверждён решением Коллегией ЕАЭС от 13.02.2018), максимально допустимые уровни остатков которых могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, включая сырьё.
Так, если в ТР ТС 021/2011 определены нормативы содержания 4 групп антибиотиков, то в ТР ТС 034/2013 – 51 препарата более чем 10 групп, а в решении Коллегии ЕАЭС – 72 препаратов.
Содержание обнаруженного тернидазола нормируется исключительно Решением Коллегии, то есть на уровне сырья, поэтому его присутствие в бургерах фактически не является нарушением, - отметила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
По запросу Роскачества Россельхознадзором была представлена справка об отсутствии зарегистрированных в России ветеринарных препаратов, содержащих этот антибиотик. Это означает, что препарат, либо саму продукцию в страну импортировали.
По итогам проведённого Роскачеством исследования был выявлен и ещё один правовой пробел.
Максимально допустимое количество антибиотиков тетрациклиновой группы в ТР ТС 021/2011 и ТР ТС034/2011 отличается в десятки раз: согласно приложению №3 к ТР ТС 021/2011, содержание антибиотиков тетрациклиновой группы в мясных продуктах установлено как «не допускается (<0,01 мг/кг)». Требование сформулировано неоднозначно и не позволяет установить количество антибиотиков, несущих потенциальную угрозу для здоровья человека. При этом, согласно приложению №5 к ТР ТС 034/2013, допустимое содержание доксициклина (относится к тетрациклиновой группе) составляет 0,1 мг/кг, то есть в 10 раз больше, - подчеркнула Елена Саратцева.
По её словам, сложившаяся ситуация является следствием введения требований без специального обоснования.
Принцип научно-технической обоснованности обязательных требований включён в Методику исполнения Плана мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины». В соответствии с ней, все требования должны будут соответствовать современному уровню технологического развития и учитывать лучшие международные разработки и практики, - добавила заместитель руководителя Роскачества.
Напомним, 4 июня 2019 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил план по реализации механизма «регуляторной гильотины», который был разработан в рамках исполнения поручения президента России Владимира Путина от 20 февраля 2019 года.
Документом, в частности, предусматривается подготовка нового закона о контрольно-надзорной деятельности, новой структуры нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля, а также актуализация и систематизация обязательных требований.