Как будет работать новая система
Поскольку банки не имеют доступа к информации о счетах клиента в других финансовых организациях, каждая из них будет рассчитывать налог изолированно, как если бы других вкладов у гражданина не было. По итогам года Федеральная налоговая служба (ФНС) сопоставит все полученные сведения и при необходимости выставит вкладчику уведомление на доплату. Таким образом, гражданам придется контролировать не только удержания со стороны банка, но и итоговый расчет налоговой службы.
Как это работает теперь
В настоящее время налог рассчитывает ФНС по итогам года, а срок его уплаты наступает до 1 декабря следующего года.
Для вкладчика же главной потерей станет утрата отсрочки платежа. Сейчас деньги, предназначенные для уплаты налога, можно до последнего держать на вкладе. На депозитах с капитализацией удержанный налог дополнительно уменьшает сумму, на которую начисляются сложные проценты.
Новый льготный лимит и риск прогрессивной шкалы
Законопроект также меняет формулу расчета необлагаемого лимита. Для процентов, полученных в 2027 году, он будет рассчитываться не по ставке текущего года, а по максимальной ставке 2026 года – 16%. Таким образом, лимит составит 160 тысяч рублей. Эксперты отмечают, что на фоне снижения ключевой ставки это выгоднее для вкладчиков: при текущих 14% лимит был бы не больше 140 тысяч рублей.
Минфин предложил расширить применение прогрессивной шкалы для налога на инвестиционные доходы, включая проценты по вкладам. Проценты могут начать суммироваться с зарплатой и другими доходами, облагаясь по общей шкале от 13% до 22%. Например, если ранее ставка 15% применялась только при превышении инвестиционными доходами порога в 2,4 млн рублей в год, то по новым правилам в этот порог будет включаться и заработная плата. При зарплате в 3 млн рублей в год проценты сверх лимита будут облагаться уже по ставке 15%, а не 13%.