Выбирая для ребенка футболку, редкий потребитель задумывается о ее основных качественных характеристиках. Со стороны кажется, что изделие должно, во-первых, нравиться будущему владельцу, а во-вторых, иметь хороший товарный вид. Однако такой подход к подбору одежды, тем более детской, можно назвать немного легкомысленным. Учитывая то, что обычно дети в возрасте от трех до семи лет достаточно активны, на одежду так называемого первого слоя, то есть ту, которая имеет непосредственный контакт с кожей, ложатся очень интенсивные нагрузки. Молодые люди футболки пачкают, рвут, делают на них затяжки. В то же время одежда должна защищать своих хозяев, обеспечивая высокий уровень гигиены и благоприятный микроклимат. При этом небезопасная футболка может даже навредить своему владельцу. Роскачество выяснило все о свойствах футболок для мальчиков в ходе всероссийского исследования этой товарной категории текстильной промышленности.

Как показали независимые лабораторные испытания Роскачества, современный российский рынок детских футболок для мальчиков является достаточно представительным и конкурентным. В 12 товарах были выявлены различные нарушения и несоответствия. Производители продукции Batman, GUESS,  PEPE JEANS LONDON,  Quiksilver,  TOM TAILOR,  Tommy Hilfiger,  Wooloo Mooloo,  AO (american outfitters),  Appaman допустили несоответствие действующим техническим регламентам, устанавливающим требования к маркировке товара. Образцы ASICS и Kidly также «отличились» недостоверной маркировкой товара, некорректно указав состав продукта, а в футболке CF Kids был зафиксирован повышенный индекс токсичности, что говорит о небезопасности использования такого изделия для детей. Информация обо всех выявленных нарушениях была направлена в Роспотребнадзор.

Вместе с этим повышенным требованиям стандарта Российской системы качества смогли соответствовать товары 20 импортных и 8 отечественных торговых марок. Важно отметить, что высококачественной продукцией названо 70% образцов от общего числа российских товаров. Таким образом, сегодня отечественный производитель, слегка уступая в количестве (доле) продукции на рынке, обеспечивает качество уровня импортных изделий.

После прохождения технического аудита предприятия, включая определение уровня локализации, будет принято решение о присуждении  российского Знака качества следующим товарам: Flobaby (Новосибирск), Lucky Child (Нижегородская область), Modniy Juk (Москва), Nino Mio (Марий Эл), RHS (Санкт-Петербург), КотМарКот (Москва), ТВОЕ (Москва), SPARTAK (Москва). После проведения выездных инспекций двум товарам - Lucky Child и Nino Mio был присужден российский Знак качества. 

В рамках веерного исследования Роскачества были изучены параметры качества и безопасности следующих 44 детских футболок: Acoola, Angry Birds, Barkito, Batman, Cherubino, Chicco, Flobaby, Free Age Kidswear, GUESS, Lucky Child, Mishoo by Acoola, Modis, Modniy Juk, Nino Mio, Oodji, Orby, Pelican, Pepe Jeans London, Quiksilver, RHS, SELA, Tandem, TOM TAILOR, Tommy Hilfiger, Viaggio bambini, Vis-à-vis, Wooloo Mooloo, Армия России, КотМарКот, AO (American Outfitters), ТВОЕ, ASICS, Atributika & Club, CF Kids, Еxtreme Intimo, Gulliver, Hot Wheels, IcePeak, Kidly, Lowry, MANAI, Nickelodeon, SPARTAK, Appaman. Это самые популярные у россиян торговые марки детских футболок с коротким рукавом. Вся исследованная продукция представляет собой изделия для мальчиков 3–7 лет, то есть для детей дошкольной возрастной группы. Большая часть футболок (33 образца) были произведены за рубежом, на фабриках Китая, Узбекистана, Индии, Бангладеш и других стран. Это говорит о достаточно высокой доле импорта в товарной категории. Каждый из образцов был исследован по 33 параметрам качества и безопасности. Стоимость представленной в веерном исследовании продукции составила от 350 до 3 500 рублей.

Стандарт Российской системы качества

Стандарт Российской системы качества в отношении футболок для мальчиков в сравнении с действующим ГОСТом устанавливает более высокие требования к таким показателям качества, как устойчивость окраски к различным физико-химическим воздействиям и изменение линейных размеров после мокрой обработки. Также стандарт Роскачества более требователен к гигроскопичности и воздухопроницаемости материалов для футболок, так как эти параметры напрямую влияют на гигиену ребенка. Требуемый уровень локализации производства для присуждения российского Знака качества составляет не менее 38% от себестоимости товара.

Резкий хлопок

Сегодня рынок одежды вообще и детского трикотажа в частности насыщен товарами, изготовленными из самых разных тканей. Выбор материала в этой ситуации – дело индивидуальное, он зависит от личных предпочтений и финансовых возможностей семьи. Роскачество всегда выступает за то, чтобы потребители знали, за что конкретно им приходится платить. Российская система качества и ранее сталкивалась с масштабными фактами фальсификации продукции по составу в ряде категорий легкой промышленности. Чаще всего производители добавляли в вещи «из 100% хлопка» полиэфирные волокна, «забывая» сообщать об этом на маркировке изделия. Причина фальсификации по составу обычно прозаична: синтетические волокна дешевле хлопка. Но такая ткань уступает ткани из натурального сырья по целому ряду свойств. В случае с детскими футболками практически вся представленная в исследовании продукция соответствовала информации, заявленной на маркировке. Исключение – товар под торговой маркой Kidly, в нем хлопка обнаружилось 95% при заявленных 100%. Даже такое отклонение может расцениваться как нарушение прав потребителей на достоверную маркировку. Отдельно стоит отметить футболку под торговой маркой Армия России, в которой тоже было обнаружено 95% хлопка. Но об этом производитель предупредил потребителей корректной информацией на этикетке своего товара. Изготовитель товара Kidly мог поступить так же, и претензий к нему не было бы, ведь добавление в трикотажное полотно 5% эластановых нитей практически не ухудшает гигиенические свойства изделия.

Еще один интересный факт из этой части лабораторных испытаний обнаружился в футболке под торговой маркой ASICS. Производитель на упаковке товара сообщил, что футболка изготовлена из трикотажного полотна с составом 60% хлопка и 40% полиэфирных волокон. Однако на самом деле эта футболка была на 100% сделана из хлопка. Этот удивительный и сложнообъяснимый факт также может расцениваться как нарушение прав потребителей на достоверную маркировку.

Важно!

На этикетках целого ряда образцов эксперты обнаружили очень скудную информацию о производителе и свойствах изделия. Маркировка импортных товаров под торговыми марками Batman, GUESS, PEPE JEANS LONDON, Quiksilver, TOM TAILOR, Tommy Hilfiger, Wooloo Mooloo, AO (american outfitters), Appaman была признана несоответствующей действующим техническим регламентам и нарушающей требования закона о защите прав потребителей. Чаще всего поставщики этих зарубежных товаров «забывали» перевести этикетку на русский язык, иногда они не указывали данные о своем местонахождении и юридическом лице. В футболке под торговой маркой Batman отсутствовала любая информация, за исключением названия бренда.

Вгоняют в краску

Определяющей характеристикой при выборе футболки для ребенка является ее цвет и нанесенный на изделие рисунок (принт). В большинстве случаев юные джентльмены и их родители отдают предпочтение ярким краскам и узнаваемым аппликациям, как правило, с персонажами из современной массовой культуры. Именно яркие тона одежды часто бледнеют после стирки, огорчая детей и их родителей. Устойчивость первоначальной окраски трикотажных изделий регулируется действующим ГОСТом, и он устанавливает отдельные требования для светлых и темных тонов трикотажных полотен. Стандарт Роскачества по этому параметру еще строже: он учитывает прочность окраски, которая обеспечивает сохранность первоначального цвета футболок даже после многократных повторных стирок. Как и в предыдущих испытаниях продукции легкой промышленности, краситель в футболках испытывался на устойчивость к таким внешним воздействиям, как пот, стирка и сухое трение. Через первые два испытания достойно прошли все образцы – в них не было выявлено отклонений даже от самых строгих норм. При воздействии сухого трения краситель сравнительно легко отделился от одного образца, хотя этот параметр оказался в пределах безопасных значений.

Справка:

В действующих ГОСТах терминологически детские футболки называются фуфайками, и требования к ним установлены универсальные, то есть они не отличаются в зависимости от пола ребенка. Стандарт Роскачества в этой части является более «разборчивым»: по сути, в отношении футболок для девочек и для мальчиков были разработаны два отдельных стандарта. Это было сделано с учетом анатомических, дизайнерских и даже терминологических особенностей изделий.

Детский размер

Как и любая детская вещь, футболки, особенно для мальчиков, «в стирке» проводят времени даже больше, чем в активной эксплуатации. Поэтому способность тканей сохранять свои размеры после мокрой обработки является немаловажной уже для родителей. Характеристика, определяющая то, насколько сядет или растянется изделие после того, как его достанут из стиральной машины, действующими техническими регламентами не регулируется. То есть этот параметр относится к так называемым потребительским и даже «экономическим» свойствам изделия. Дети растут быстро, и севшая одежда потребует скорой замены, что отразится на семейном бюджете. Действующий в стране ГОСТ к изменению размеров после стирки относится достаточно лояльно: стандарт допускает изменения размеров до +/– 10% по ширине и до 8% по длине. Стандарт Роскачества диктует более жесткие требования: +/–8% и 6% соответственно. Все представленные образцы смогли уложиться даже в эти повышенные требования. Пограничный показатель был отмечен только у футболки ТВОЕ, ее усадка по длине составила 5,9%.

Справка:

Каждая из представленных в веерном исследовании футболок для мальчиков была изучена по параметру напряженности электростатического поля, который определяет возможности материала по аккумулированию статического электричества. Эксперты также исследовали каждый образец на содержание опасного канцерогена формальдегида и установили интенсивность запаха тканей. Все эти параметры у участников исследования находились в пределах нормы.

Дышите ровно

Как отмечалось ранее, молодые люди в возрасте от трех до семи лет (а одежда именно этой половозрастной группы представлена в исследовании) редко сидят на месте. И для одежды первого слоя в условиях высокой детской активности особенно важными являются характеристики, отвечающие за гигиену юного потребителя. Это в том числе касается параметра воздухопроницаемости, который определяет то, насколько эффективно ткань будет дышать. По показателю воздухопроницаемости требования стандарта Роскачества в 2,5 раза строже обязательных требований технического регламента Таможенного союза. И, несмотря на это, почти вся продукция, за исключением двух образцов, смогла соответствовать повышенным требованиям. Самыми дышащими футболками эксперты назвали Free Age Kidswear, Lucky Child, ТВОЕ, в них показатель воздухопроницаемости почти в два раза превышал даже самые строгие требования.

Выйти сухим из игры

Гигроскопичность текстильного материала – это еще один параметр, который определяет уровень гигиены ребенка во время эксплуатации изделия. Так же как и воздухопроницаемость, эта характеристика особенно важна для детских вещей, которые проходят через очень интенсивную эксплуатацию, во время которой ребенок может потеть. В этом случае высокий уровень гигроскопичности позволит материалу эффективно впитывать и отводить влагу, а низкий показатель приведет к тому, что пот будет скапливаться в пространстве между футболкой и телом. Это может спровоцировать появление раздражений на коже. Свои требования к гигроскопичности материала выдвигают технический регламент, ГОСТ и стандарт Российской системы качества, требования последнего – самые строгие. По результатам лабораторных испытаний им не смогли соответствовать 9 товаров. .

Опасность! Повышенный уровень токсичности

Производство любых текстильных изделий, и детская одежда здесь не исключение, предполагает использование химических веществ, которые теоретически могут попасть в товар, лежащий на полках магазинов. А уже с поверхности материала – в организм человека. В этом смысле токсичные материалы особенно опасны для данной категории потребителей, потому что дети могут, например, жевать одежду, а значит, поступление токсинов в организм возможно и перорально. Действующий технический регламент устанавливает допустимый индекс токсичности для футболок из хлопка в пределах от 70 до 120%. В одном из образцов впервые за всю историю веерных исследований Роскачества был зафиксирован повышенный показатель. В товаре CF Kids индекс токсичности составил более 121 единицы: это говорит о том, что данная продукция является небезопасной для здоровья детей. При дополнительном исследовании образца CF Kids на предмет наличия токсичных элементов превышений ни по одному из известных вредных веществ обнаружено не было. Информация о выявленном нарушении была направлена в Роспотребнадзор, который займется дальнейшим разбирательством в этой проблеме. Во всех других товарах, представленных в исследовании, индекс токсичности находился в пределах нормы.

Мнения экспертов

Александр Давыдов
Профессор кафедры Текстильного материаловедения и товарной экспертизы ФГБОУ ВПО "МГУДТ"
Недостоверная маркировка импортных производителей – это грубейшее нарушение закона о техническом регулировании, закона о защите прав потребителей и технического регламента Таможенного союза. Как известно, эти нормативные документы должны обеспечивать и безопасность изделий и их корректную маркировку. На упаковке каждого товара должна иметься информация, которая должна быть донесена до потребителя. Важно то, что маркировка должна всегда быть на русском языке, даже если товар произведен за рубежом, производитель или продавец обязан сделать перевод и предоставить информацию на русском языке. Эта информация должна включать в себя название и производителя, изготовителя, продавца (если он имеется) с указанием их адресов и телефонов. Потребитель всегда должен иметь доступ к этим данным, он должен понимать к кому, если что, он может предъявлять претензии
Юлия Севостьянова
Заместитель руководителя учреждения "Центр "СКС", руководитель НИЦ "ШЕЛК"
Отдельно хотелось бы остановиться на нормативе индекса токсичности. Он не случайно установлен в коридоре от 70 до 120 %. Как говорят медики, в данном случае 100% – это показатель абсолютно безвредного материала. Отклонение в меньшую сторону означает то, что в водной вытяжке из изделия присутствуют какие-то вещества, которые снижают активность нервной системы. После 70% материал уже можно назвать токсичным и чрезвычайно опасным для здоровья. Отклонение от 100% в большую сторону свидетельствует о наличии в водной вытяжке опасных веществ, сходных по действию на организм с психотропными препаратами. То есть в природе имеются соединения, которые понижают нервную активность, а есть те, которые повышают ее. И те и другие при «выпадении» индекса из границ 70–120% представляют опасностьё
Журнал
Наверх

добавлен к сравнению