Фотоаппараты – это техника, подбор которой поистине индивидуален. Компактный, псевдозеркальный, зеркальный и беззеркальный. Дорогой и бюджетного класса. Любительская и профессиональная техника. Аппарат, способный снимать «на бегу» и исключительно в статике. Как понять, какое устройство нужно именно вам? И когда поняли, профессионал вы или фотолюбитель, как выбрать действительно хорошее устройство?

Роскачество совместно с коллегами из ICRT (International Consumer Research and Testing), Международной ассамблеи организаций потребительских испытаний, провело исследование фотоаппаратов 98 моделей, среди которых 55 моделей беззеркальных аппаратов со сменной оптикой, 30 – зеркальных (профессиональные, продвинутые и любительские), 10 – компактных (обычных, продвинутых и с поддержкой съемных объективов) и 3 – псевдозеркальных. Под моделями мы подразумеваем не только отдельные модели, но и одну и ту же модель, протестированную с разными объективами.

Программа испытаний была едина для всех фотоаппаратов, так как все-таки задача у всех фотоаппаратов одна и та же – делать качественные снимки. Другой вопрос, что вообще для вас качество – вы чувствуете все нюансы съемки или вам нужно просто получать красивые фотографии в путешествиях? Программа испытаний фотоаппаратов позволила ответить на следующие вопросы:

  • Насколько хорошее качество у изображений, снятых в авторежиме (40% оценки).

  • Насколько хорошее качество у изображений, снятых в ручном режиме (10% оценки).

  • Какое качество видео и звука (10% оценки).

  • Хорошие ли у фотоаппарата монитор и видоискатель (10% оценки).

  • Насколько камера удобна в использовании (30% оценки).

В оценку качества изображений, снятых в авторежиме, входили стандартные тесты просмотра изображений (съемка улицы при ярком освещении и портрет), качество фото, снятых при плохом освещении, оценка стабилизации, цветопередачи, динамического диапазона, разрешения, искажения, виньетирования, отражения и вспышки. В свою очередь, оценка качества снимков, сделанных при ручном режиме, включила в себя качество фотографий, снятых при плохом освещении, цветопередачи, разрешения, дисторсии, виньетирования (при минимальном и максимальном фокусном расстоянии) и яркости (при минимальном и максимальном открытии диафрагмы).

Сводная таблица Роскачества имеет фильтры, которые позволяют сортировать фотоаппараты по наиболее предпочтительным для каждого потребителя параметрам.

О фотоаппаратах

«Мыльница», «бридж», «зеркалка», «беззеркалка»… Эти «прозвища» в народе популярнее, чем оригинальные названия техники. А речь идет о компактных, псевдозеркальных, зеркальных и беззеркальных фотоаппаратах.

– Мы шутим, что компактные фотоаппараты назвали «мыльницами» потому, что они делают нерезкие, «мыльные» фотографии, – объясняет фотограф, автор книг о фотографии Артем Кашканов. – А если говорить серьезно, это «прозвище» пришло от старых пленочных фотоаппаратов, которые появились в 90-е, стоили копейки, делали снимки нелучшего качества (за редким исключением) и по своей форме и размерам были похожи на мыльницы. Впоследствии этот ярлык приклеился к недорогим компактным цифровым камерам, которые стали называть «цифромыльницами».

Как «зеркалка», так и системные фотоаппараты (в народе – «беззеркалки») имеют сменную оптику. Главное их различие – в типе видоискателя и, как ясно из названия, в наличии зеркала. Именно на нем основан видоискатель «зеркалки». В этом устройстве зеркало размещено под углом 45°. Через объектив на него попадает свет и отражается, устремляясь вверх – к другому зеркалу (пентапризме или пентазеркалу), которое переворачивает изображение. Так, получается, что через видоискатель мы видим реальную, не оцифрованную картинку. Поэтому он называется оптическим. Так как в беззеркальных аппаратах зеркала нет, вместо него в недорогих камерах используется экран, а в более дорогих – электронный видоискатель. Он выводит для фотографа уже оцифрованное изображение. В целом, пожалуй, это главное различие между «зеркальными» и «беззеркальными» аппаратами. Псевдозеркальный фотоаппарат – это фотоаппарат для любительской съемки. В нем есть электронные дисплей и видоискатель, однако нет зеркала и пентапризмы. И хотя по принципу работы такой аппарат близок к компактному, он удобнее и снимки на нем получаются качественнее.

По последним тенденциям компактная камера бюджетного класса вытесняется с рынка смартфонами или более дорогими, полупрофессиональными фотоаппаратами. По данным крупнейших гипермаркетов электроники и бытовой техники, за последние четыре года (с 2013 по 2017) продажи фотоаппаратов сократились примерно на 30 %. Виной тому всемогущие смартфоны, заменяющие нынче и фотоаппараты, и видеокамеры, и компьютеры, и даже книги и телевизоры. Особенно плохо дела обстоят с продажами компактных фотоаппаратов бюджетного класса.

– Компактные камеры сейчас активно вытесняются мобильными телефонами, с одной стороны, и беззеркальными камерами, с другой, – подтверждает ведущий преподаватель Академии фотографии Николай Самара. – Тем, кому нужна камера попроще, достаточно и мобильного телефона, а те, кто хочет немножко получше, обычно обращаются к новому классу беззеркальных фотоаппаратов.

Между тем, не нужно забывать, что прямая функция телефона все-таки отнюдь не фотографирование. И многие смартфоны нередко все равно проигрывают даже компактным фотоаппаратам.

Многие специалисты и фотографы для любительской съемки советуют использовать именно «мыльницу», а вот для профессиональной – более сложную и дорогую технику. Такой техникой являются как раз зеркальные и беззеркальные фотоаппараты. Класс псевдозеркальных фотоаппаратов – это своего рода «переходный» класс. Нечто среднее между компактным устройством и аппаратом со сменной оптикой – весьма хорош, и за приемлемые деньги.

– Профессионалы действительно выбирают более дорогую технику с большим диапазоном объективов – и это понятно, – рассказывает фотограф Дмитрий Николаев. – А большинство любителей, покупая «зеркалку», все-таки попросту гонятся за модой, хотят камеру подороже. Они думают, что крутая «зеркалка» – залог потрясающих снимков, не имея представления о том, что купить «зеркалку» и снимать в автоматическом режиме – фактически дурной тон. «Зеркалка» предназначена для творчества: ты думаешь, какую выдержку поставить, какую диафрагму. А для потребностей большинства людей вполне подойдет «мыльница». В пользу этого говорят и цена, и размер, и вес фотоаппарата. Тем более сейчас очень широк выбор хороших «мыльниц», имеющих неплохие матрицы и снимающих довольно качественно.

Кто вы – человек, который любит поснимать «на память» достопримечательности и родных в путешествии, или тот, кто может три часа просидеть в лесу в ожидании бурых медвежат, чтобы снять их и отослать фото в научно-популярный журнал? Перед приобретением фотоаппарата всегда задумывайтесь о цели – «зачем он мне?».

Фотография с характером: о качестве изображений

Пожалуй, самый главный идентификатор качественного фотоаппарата – это сделанные с помощью него снимки. Так, для испытания были отсняты несколько портретов, натюрморты с мелкими деталями, улица при различном освещении, а также различные предметы. При этом в комнате постоянно менялось освещение: с хорошего на плохое и обратно. Проверялось качество съемки в автоматическом и ручном режимах.

О том, как получить отличные фотографии, снимая на «мыльницу», читайте ЗДЕСЬ.

Кстати, следующие результаты подтверждают предыдущий комментарий профессионального фотографа: многие зеркальные камеры в автоматическом режиме показали весьма средние результаты.

Подробный обзор результатов испытаний смотрите ЗДЕСЬ.

Справочно

– Большинство пользователей считают, что чем больше у камеры зум, тем будет лучше качество изображения, – рассказал Николай Самара. – Однако это не так! Фотоаппарат с большим зумом более универсален, но, как известно, любая универсальность ведет к потере качества. Поэтому чем больше у фотоаппарата зум, тем слабее качество снимков, созданных с помощью такого фотоаппарата. 

Кстати, сводная таблица испытаний, представленная Роскачеством, имеет фильтры, которые позволят потребителю отсортировать фотоаппараты по наиболее предпочтительным для него параметрам.

Качество.JPG

Фотоаппарат «потрясен»: о стабилизации изображения при слабом и сильном освещении

Иногда человеку приходится фотографировать буквально «на бегу», из окна движущегося автомобиля, поезда, самолета… Как в таком случае получить качественное изображение? Бытует мнение, что с этой съемкой поможет справиться стабилизатор.

стабилизатор.jpg

– Вопреки мнению большинства людей, для съемки движения стабилизатор абсолютно бесполезен, – объясняет Николай Самара. – Но вообще для любительской съемки – это принципиально необходимая функция. Она актуальна для пользователей, которые предпочитают обходиться без штатива и других специальных опор. Все дело в руках фотографирующего – они не статичны, поэтому и изображение зачастую получается смазанным. Стабилизатор же помогает этого избежать: за счет него возможно получение более резких изображений. Чем лучше работает стабилизатор, тем более четкие картинки получатся у пользователя в сложных условиях (например, при плохом освещении. – Примеч. ред.). Это неполноценная, но неплохая замена штатива, доступная обычному пользователю. Поэтому, если у вас компактная камера, лучше почти всегда снимать с включенным стабилизатором. Исключение составляет только съемка на улице в дневное время в статичном положении: при коротких выдержках стабилизатор бесполезен.

Зато, как добавил Николай Самара, функция стабилизации «вредна» при установке фотоаппарата на штатив – она делает изображение смазанным. Особенно это актуально для тех, кто снимает на устройство со сменной оптикой.

– Я предполагаю, что владельцы компактных камер на штатив их ставить не будут. А из окна движущегося автомобиля лучше фотографировать просто в режиме «спорт» – он использует короткие выдержки.

Выбирай, тебе какой? О цветопередаче изображения при слабом и сильном освещении

Цветопередача – весьма неоднозначный показатель. Есть люди, которые предпочитают более яркие, кричащие фотографии с насыщенными цветами, и те, кто любит приглушенные, спокойные тона. Однако эксперты были беспристрастны и оценивали качество цвета в целом, сравнивая изображения, сделанные с помощью разных моделей, в специальной программе.

Цветопередача

Любопытно, что, как заметил Артем Кашканов, каждой марке свойственен свой «фирменный» стиль:

– Сложно судить о цветопередаче различных камер объективно. Лично мне кажется, что у камер Sony нейтральная цветопередача, они «честно» передают то, что «видят», – рассказывает он о своих наблюдениях. – Кому-то цвета Sony нравятся, а кому-то кажутся скучноватыми. Цветопередача Canon тоже довольно беспристрастна. Он очень подходит для портрета, так как хорошо передает телесные тона. Находятся и те, кто называет цвета Canon «пластмассовыми». У Nikon замечена склонность к теплоте, он больше подходит для пейзажа. Благодаря ему зелень получается насыщенного цвета, оранжевые оттенки – более яркими и выразительными. Противники говорят, что у Nikon на портретах получается «морковная кожа». Цветопередача Olympus тоже довольно своеобразная, но она интересная – это факт. Olympus склонен усиливать и немного приукрашивать теплые тона, в то же время передача зелени очень аккуратная. Но кому-то кажется, что Olympus излишне «краснит». В итоге нельзя сказать, что у фотокамер какого-то бренда цветопередача лучше, чем у другого. Они просто разные, и вся оценка сводится к субъективному «нравится» или «не нравится». У каждой марки есть свои поклонники, готовые бесконечно спорить друг с другом, что лучше, а что хуже, зачастую раздувая из мухи слона. Но по большому счету этот спор ни о чем.

Вспыхнувшие чувства: о вспышке в фотоаппарате

Как известно, фотовспышка – это незаменимый товарищ фотографа, снимающего порой при недостаточном освещении. И если внешняя вспышка – это один из атрибутов профессионального фотографа, то со встроенной вспышкой, рассчитанной как на профессионала, так и на фотолюбителя, дело обстоит сложнее.

– Когда люди применяют вспышку в темном помещении, нередко они остаются недовольными качеством полученных фотографий, – рассказывает Николай Самара. – Порой она дает неожиданный для большинства пользователей негативный результат: бледные или белые лица, красные глаза, черный фон. Это объясняется неправильным применением данного инструмента. Встроенной вспышкой нужно научиться пользоваться – у нее есть хоть и ограниченное, но полезное применение. Многие удивятся, но вспышкой нужно пользоваться, наоборот, когда на улице светит яркое солнышко и на лицо человека, которого вы фотографируете, падают глубокие тени (от носа, от дуг бровей): вспышка поможет снизить глубину этих теней.

Качество фотографий, снятых с помощью встроенной вспышки на фотоаппараты со сменной оптикой, в целом нельзя назвать выдающимся (часто на фотографиях был заметен шум). Качество изображений, снятых с помощью встроенной вспышки на компактный фотоаппарат, и вовсе оставляет желать лучшего.

Вспышка

Внимание, мотор! О функции видеосъемки

Сегодня фото- и видеосъемка – точно брат и сестра. Причем среднестатистический человек вряд ли станет покупать для этих целей и фотоаппарат, и видеокамеру. А если вдруг и купит – скорее всего, что-то большую часть времени будет пылиться в углу. И это еще не говоря о том, что сегодня обе камеры может заменить всего лишь один смартфон.

Подробнее о том, как относятся к съемке на смартфон профессиональные фотографы, читайте ЗДЕСЬ.

Для оценки качества съемки были записаны два минутных видео. Чего только в них не было: и люди в яркой одежде, и разнообразные предметы, и искусственные растения, похожие на натуральные. Все это снималось при дневном и при плохом освещении, двигалось и замирало под звуки классической музыки и обдувалось вентилятором, имитирующим ветер. В общем, съемка была не из простых.

Как показали результаты испытаний, среди фотоаппаратов нашлись те, которые давали действительно отличное качество съемки видео.

Об оценке монитора и видоискателя

Качество видоискателя или монитора имеет решающее значение, когда вы пытаетесь сделать или просмотреть свои фотографии. Например, при фокусировке на конкретном объекте. Эксперты оценили, достаточно ли деталей вы видите, чтобы запечатлеть в кадре именно то, что вам нужно.

Качество и отражательная способность экрана была оценена как при ярком солнечном свете, так и в условиях плохой освещенности под разными углами.

Снимай быстрее! Об удобстве и простоте использования фотоаппарата

Фотоаппарат должен быть максимально простым в использовании. Он даже в руке должен лежать удобно! Это и многое другое (например, простота меню и инструкции по эксплуатации, удобство смены объективов) не ускользнуло от внимания опытных экспертов (смотрите подробные результаты тестирования в нашей сводной таблице).

А главное – фотоаппарат не должен тратить бесценное время. Сколько времени ему нужно, чтобы «загрузиться»? Сколько времени уходит на создание снимка, переключение с режима фото на режим видео? Как и ожидалось, фотоаппараты со сменной оптикой в целом оказались «шустрее», чем компактные, однако далеко не все. В свою очередь, «мыльницы» довольно медленно создают снимок. Разница по времени подготовки к съемке после включения фотоаппарата из топа и из низа рейтинга составляет более пяти секунд. За это время можно упустить понравившийся момент!

Журнал
Наверх

добавлен к сравнению