Испытания проводились по 32 критериям. Эксперты Центра цифровой экспертизы на себе проверили качество мобильных программ, оформив для исследования по SIM-карте каждого из 9 исследованных операторов. Были выбраны актуальные пакетные не безлимитные тарифы для физических лиц, включающие интернет-трафик, СМС и звонки.
Каждый из 32 критериев получил свой «вес» в общей сумме баллов, что позволило сформировать максимально объективную оценку. Результаты исследования помогут потребителю составить полное представление о качестве приложений и облегчат процесс выбора нужной программы.
По данным опроса ФОМ (январь, 2019), доли рынка основных игроков рынка сотовой связи близки: 37% у МТС и от 25 до 23% у «МегаФона», «Билайна» и «Теле2».
Функциональность
Одна из самых важных потребительских характеристик любого мобильного приложения – это функциональные возможности. В этом исследовании, как и в предыдущих, соответствующая группа параметров испытаний (8 критериев) получила наибольшее значение.
Управление тарифом
По критерию «Управление тарифом» эксперты оценивали возможность приложения управлять тарифным планом, а именно возможность смены тарифного плана или его настройки под себя. Максимальный балл (5 из 5) получили все исследованные приложения на обеих платформах, за исключением приложения «Мой Danycom» (4 из 5), так как приложение не содержит ссылок на детальное описание условий выбранного тарифа.
Опции мобильной связи
По критерию «Опции мобильной связи» все исследованные приложения получили максимальный балл (5 из 5). Все приложения позволяют подключать, настраивать или отключать дополнительные опции и услуги.
Информация о счете
Все исследованные приложения показывают остатки денежных средств, минут, SMS и интернет-трафика. Все получили максимальный балл по критерию «Информация о счете».
Статистика расходов
Для того чтобы оценить приложения по критерию «Статистика расходов», эксперты проверяли наличие функции отображения статистики расходов абонента в разных категориях (например, мобильный интернет, звонки, СМС-сообщения, абонентская плата) за определенный период, а также наличие возможности получения детального отчета. На всех оцениваемых платформах все приложения получили максимальный балл (5 из 5), за исключением приложения «Мобильный оператор Yota» (0 из 5) на iOS и приложения «Мобильный оператор для Android» (Yota) (0 из 5) на Android. В данных приложениях полностью отсутствует возможность отслеживания статистики.
История пополнения
Наивысший балл по критерию «История пополнения» (5 из 5) получили 16 приложений из 18. Приложения «Мобильный оператор Yota» на iOS и «Мобильный оператор для Android» (Yota) на Android получили 0 баллов (из 5). В данных приложениях полностью отсутствует возможность ознакомиться с историями пополнения.
По данному критерию оценивалась возможность мобильных приложений предоставлять развернутую информацию с историей пополнения счета и указанием даты, а также суммы пополнения.
Виджет
По критерию «Виджет» эксперты оценивали возможность приложений отображать остатки минут, СМС, гигабайтов и баланс в виджете. По результатам оценки максимальный балл (5 из 5) на iOS получили 67% приложений, на Android – 56%. Остальные приложения получили по 0 баллов (из 5): на iOS это «Мобильный оператор Yota», «СберМобайл» и «Мой Danycom», на Android – «Мобильный оператор для Android» (Yota), «Тинькофф Мобайл», «СберМобайл» и «Мой Danycom». В данных приложениях виджет отсутствует.
Пополнение баланса
В рамках данного критерия эксперты оценили возможность пополнения баланса с помощью банковской карты и платежных систем Google Pay / Samsung Pay и Apple Pay.
Максимальный балл (5 из 5) на iOS получили приложения «Мой МТС», «Тинькофф Мобайл», «СберМобайл» и «Мой Ростелеком», на Android – «Мой МТС», «Тинькофф Мобайл» и «СберМобайл».
По 4 балла (из 5) на iOS получили следующие приложения: «Мой Билайн», «МегаФон» Личный кабинет», «Мой Tele2» (у них отсутствует функция сканирования банковской карты), а также приложение «Мобильный оператор Yota» (у него отсутствует возможность пополнения баланса с помощью Apple Pay); на Android – «Мой Билайн» (отсутствует функция сканирования банковской карты), «Мой Tele2», «Мобильный оператор для Android» (Yota) и «Мой Ростелеком» (все три приложения не позволяют пополнить баланс с помощью Google Pay / Samsung Pay / Apple Pay).
Минимальные баллы (3 из 5) на iOS получил «Мой Danycom» (приложение позволяет привязать банковскую карту, но у него нет функции сканирования, а также оно не позволяет пополнить баланс с помощью Apple Pay), а на Android – «МегаФон» Личный кабинет» и «Мой Danycom» (эти два приложения не позволяют пополнить баланс с помощью Google Pay / Samsung Pay / Apple Pay, и у них отсутствует функция сканирования банковской карты).
Оформление заказа SIM-карты
Эксперты оценили возможность оформления заказа SIM-карты внутри приложения. По результатам исследования минимальный балл по данному критерию на iOS получили приложения «Мобильный оператор Yota» и «Мой Danycom», на Android – «Мобильный оператор для Android» (Yota) и «Мой Danycom». Они не позволяют оформлять заказ SIM-карты. Остальные приложения удостоились 5 баллов.
Наиболее функциональные приложения: «Мой МТС» (5,0 – для iOS и Android), «Тинькофф Мобайл» и «Мой Ростелеком» (5,0 – для iOS). Также в лидерах – «Мой Билайн» и «Мой Теле2» (4,89 – iOS и Android), «МегаФон» Личный кабинет» (4,89 – для iOS) и «Мой Ростелеком» (4,89 – для Android).
Удобство пользования
Не менее важным, чем функциональность, является удобство пользования. Оно оценивалось экспертами по пяти параметрам:
- Простота и качество навигации.
- Демонстрация статус-бара устройства.
- Помощь в приложении.
- Использование стандартных жестов.
- Адаптация для людей с ограниченными возможностями.
При оценке простоты пользования эксперты определяли, насколько легко понять при первом знакомстве с программой, как реализована функциональность приложения, а также подсчитывали минимально необходимое количество действий (кликов) для выполнения ключевых сценариев программ.
Максимальный балл в простоте и качестве навигации (5 из 5) не получило ни одно приложение, но высокий балл (4 и более) получили 78% приложений. Сложных в использовании приложений выявлено не было.
Наивысший балл (5 из 5) по критерию «Помощь в приложении» получили 33% исследованных приложений – они имеют форму обратной связи или возможность написать письмо в службу поддержки, номер call-центра с возможностью позвонить из приложения и инструкцию по использованию сервиса. Три балла из пяти получили 44% исследованных приложений, так как в большинстве случаев у них отсутствовали либо возможность позвонить в call-центр, либо чат. Остальные приложения получили по 4 балла (из 5). По 4 балла получили приложения «Мой Билайн» (в процессе испытания не удалось дозвониться до оператора) и «Мой Теле2» (отсутствует раздел FAQ или инструкция по работе приложения/сервиса). Приложений с отсутствующей помощью выявлено не было.
Лидеры по удобству на iOS – «СберМобайл» (4,58 из 5) и «Тинькофф Мобайл» (4,51 из 5), на Android – самый высокий балл (4,79 из 5) разделили «Тинькофф Мобайл» и «СберМобайл», за ними следует «Мой Tele2» – 4,75 балла из 5.
Безопасность
Еще одна важная группа критериев – «Безопасность». Приложения проверялись на наличие вредоносных программ, оценивалась избыточность запрашиваемых разрешений, безопасность передачи и хранения данных, а также доступность правовой документации.
По результатам тестирования определено, что ни одно из исследованных приложений не содержит вредоносное ПО, а передача персональных и платежных данных каждой из программ производится в зашифрованном виде. Эксперты с помощью специализированного ПО (Wireshark) производили захват всего трафика, который пересылает приложение, а затем анализировали его на наличие как незашифрованного контента, так и незашифрованных персональных данных. В приложениях мобильных операторов все данные передаются по зашифрованным каналам.
В целом по безопасности у всех приложений высокие баллы (не ниже 4,05). Однако в приложении «Тинькофф Мобайл» не в полном объеме разъясняется пользователю, для чего необходима часть запрашиваемых разрешений, за что по критерию «Запрос только необходимых разрешений» данное приложение получило 4,5 балла (из 5). Чуть меньше остальных по безопасности получило приложение «Мой Danycom» (нет ссылки на правовую документацию).
По совокупности пяти критериев все приложения получили высокий балл. Максимальный балл (5 из 5) получили 83% исследованных приложений, остальные имели ряд несущественных замечаний и получили следующие баллы: на iOS – «Тинькофф Мобайл» – 4,9 (из 5) и «Мой Danycom» – 4,05 (из 5); на Android – «Мой Danycom» – 4,05 (из 5).
Однако следует помнить, что не существует полностью неуязвимых приложений, поэтому необходимо соблюдать правила цифровой безопасности: не использовать публичный Wi-Fi или установить на смартфоне VPN-клиент, использовать, где возможно, двухфакторную аутентификацию и сложные пароли.
Наиболее безопасные приложения: «Мой МТС», «Мой Билайн», «МегаФон» Личный кабинет», «Мой Теле2», «Мобильный оператор Yota», «СберМобайл», «Мой Ростелеком» (5,0 – для iOS и Android), «Тинькофф Мобайл» (5,0 – для Android).
Производительность и надежность
Помимо функциональности, удобства пользования и безопасности, эксперты Роскачества оценивали производительность и надежность мобильных приложений.
Определялись:
- стабильность и корректность работы,
- корректность отображения элементов интерфейса,
- занимаемый объем памяти,
- скорость запуска,
- устойчивость к внешним прерываниям.
Максимальный балл по производительности на iOS получило приложение «Мой Tele2» (4,82 из 5), на Android первое место делят приложения «Мой Tele2» и «Мобильный оператор для Android» (Yota). Все исследованные приложения работают корректно и стабильно.
Информация о приложении
Внимание экспертов уделялось и информационным характеристикам приложений, таким как информативность описания, отсутствие отзывов в описании, снимки экранов и видео, соответствие заявленной функциональности, а также другим критериям.
Потенциальный пользователь должен иметь возможность ознакомиться с предоставляемой функциональностью и посмотреть, как выглядит приложение на снимках экрана и видео без необходимости его установки. Также описание должно содержать информацию только о реализованной функциональности, ссылку на политику конфиденциальности, а само приложение должно регулярно обновляться. Стоит отметить, что на итоговый балл приложения влияет и его пользовательский рейтинг. Наибольший балл по критерию «Информация о приложении» имеет «Мой Билайн» (4,93 из 5) как на iOS, так и на Android.
Выводы
По результатам исследования приложения семи из девяти мобильных операторов набрали больше 4,5 балла и признаны отвечающими повышенным требованиям к качеству мобильного ПО данной категории. Среди них приложения «большой четверки» («Билайн», «МегаФон», МТС и «Теле2») и приложения виртуальных операторов «Тинькофф Мобайл», «СберМобайл» и «Ростелеком».
Лучшими из лучших признаны приложения:
iOS:
- «Мой Билайн» (4,771)
- «Мой Tele2» (4,754)
- «МегаФон» Личный кабинет» (4,703)
Android:
- «Мой Tele2» (4,850)
- «Мой Билайн» (4,810)
- «МегаФон» Личный кабинет» (4,742)
Исследование проведено в соответствии с методикой испытаний, базирующейся на предварительном национальном стандарте на сравнительные испытания мобильных приложений ПНСТ 277-2018.
Благодаря исследованию Роскачества при необходимости выбрать приложение с поддержкой определенной функциональности у потребителя появилась возможность отфильтровать программные продукты по ее наличию и сделать выбор с учетом рейтинга, составленного экспертами Центра цифровой экспертизы Роскачества.