13.12.2022

Что имеют в виду политики конфиденциальности

Добавить в закладки
Вовсе не обязательно оканчивать юрфак, чтобы разбираться в хитросплетениях языка документов. Центр цифровой экспертизы Роскачества просто и понятно рассказывает, что скрывают фразы политик конфиденциальности.

Общепринятые формулировки

Многие люди не утруждают себя тем, чтобы даже открыть страницу с политикой конфиденциальности (ПК). Зачем, ведь там и так все непонятно. Но с помощью киберюриста мы постараемся внести немного ясности.

Документ может содержать от тысячи до нескольких тысяч слов – все зависит от фантазии и пожелания компании – оператора персональных данных. Трудно вообразить, сколько времени займет чтение такого текста, особенно для непрофессионала. Думаем, что от получаса. При этом в расчет берется даже не скорость чтения, а сколько минут понадобится пользователю, чтобы найти нужную информацию и оценить свои риски.

Понятно написанная ПК вызывает доверие у пользователей и выгодно отличает компанию от конкурентов. Важно, чтобы все это понимали, тогда и документы будут составляться более тщательно и с заботой о пользователях.

Значения этих слов полезно понимать каждому, чтобы не теряться при встрече с ними в ПК:

  • Конфиденциальность (лат. confidentia – доверие) – необходимость предотвращения утечки информации.

  • Соглашение пользователя – регламентирует условия использования сервиса, с которыми, к сожалению, пользователь может только согласиться присоединением к соглашению и не может вносить свои правки.

  • Дисклеймер – дословно «разъяснение», фактически это письменное уведомление компании – оператора данных об отказе от ответственности.

1.png

Чем грешат политики конфиденциальности

Не указана российская юрисдикция.

Такая формулировка встречается в ПК западных разработчиков и означает, что их компания не зарегистрирована в России. И среди популярных у пользователей сервисов таких более 90%. Поэтому существуют риски, что если вы захотите, например, отозвать свое согласие на обработку ваших персональных данных – а это делается в письменной форме на адрес компании, – то ваш отзыв вполне могут просто проигнорировать. Ведь окажется, что у компании нет офиса в России и процедура не подпадает под требования российского законодательства, и, что, наверное, более важно, такая компания не несет никакой ответственности по российскому законодательству.

Компания передает персональную информацию пользователя третьим лицам и не указывает, кому именно.

В ряде случаев третьи лица – это сторонние компании, обеспечивающие работу данного сервиса или приложения: например, фирма курьерской доставки, онлайн-касса, сервис аналитики метрик и т. п. Об этом компания должна написать в своей политике конфиденциальности, а в идеале – перечислить все эти сторонние организации (хотя бы по типам их занятости, а не просто обобщенно).

2.png

Собирается много лишней информации.

Список данных в некоторых случаях может быть удивителен. Компании часто могут самовольно расширять понятие «персональные данные» и трактовать его так, как они считают нужным. К тому же в ряде случаев собираемая информация в соответствии с законодательством не подпадает под понятие «персональные данные», несмотря на то что по ним вычислить человека может быть гораздо проще. И следовательно, большинство компаний продолжают собирать информацию, которая напрямую по закону не относится к пользователю, так как в Федеральном законе «О персональных данных» № 152 есть исчерпывающий перечень того, что считать персональными данными.

Так, компании сверх нормы могут собирать аналитические данные с устройства пользователя, IP-адрес, информацию с других устройств, подключенных к сети Wi-Fi, содержимое поисковых запросов и т. д.

httpspeers.tvprivacy — Яндекс Браузер.jpg

Некоторые компании в открытую заявляют, что могут передавать данные для проведения рекламных кампаний, как своих, так и услуг партнеров, а также предоставления иных сервисов.

Куликов
Никита Куликов
генеральный директор АНО «ПравоРоботов», к. ю. н.

Главная проблема всех политик конфиденциальности – в отсутствии единого согласованного стандарта к написанию документов такого рода. Чтение их было бы простым и занятным делом, если бы они составлялись по одинаковой структуре с определенным количеством разделов и глав, а отличались лишь по содержанию. Тогда для пользователя не составило бы труда найти интересные ему разделы и сразу обратить внимание на важное. Открыл – нашел – прочитал – обрел ясность. Сейчас, к сожалению, такого нет.



бодров сергей
Сергей Бодров
руководитель Центра цифровой экспертизы

Именно поэтому Центр цифровой экспертизы Роскачества создал портал, на котором будут опубликованы образовательные материалы, которые должны будут помочь рядовым пользователям анализировать политики конфиденциальности и после этого принимать решение о том, стоит ли доверять свои данные такому сервису или лучше поискать аналог.

Практически у каждого на смартфоне установлено более 20 сервисов (у некоторых таких могут быть сотни), в которых пользователи прошли регистрацию, а значит, согласились с политикой конфиденциальности каждого сервиса. Но, к сожалению, как показывает практика, политики конфиденциальности читают единицы, еще меньше понимают то, что в них написано. Наша цель – исправить это.

Периодически в законодательство вносятся изменения. Так, последнее произошло 1 сентября 2022 года. С тех пор компании и ИП обязаны уведомить Роспотребнадзор о сборе персональной информации, касающейся своих работников и клиентов. В этой связи правильно, чтобы политика обновлялась не реже, чем в законодательство вносятся поправки. Если компания держит руку на пульсе, значит, повышает рейтинг доверия к себе.



Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Поделиться:
0 комментариев
Наверх

Samsung Galaxy Note 8 (SM-N950F/DS) добавлен к сравнению Всего в списке 3 товара