16.05.2023

Как отписаться от назойливой СМС-рекламы

Добавить в закладки
Стоит лишь где-то оставить свой номер телефона – хлопот не оберешься от рекламных рассылок. Почему так происходит и как от них отписаться, разбираются специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества.

Почему нам приходит реклама

Часто компании реагируют на персональные данные людей как акулы на запах крови. Тут же начинают сыпаться рекламные СМС. Ничего, кроме раздражения, надоедливые проморассылки и пуш-сообщения не вызывают. Особенно когда пользователь добровольно на них не подписывался, но компании все равно их отправляют.

За примерами рассылок мы далеко не ходили, а просто опросили сотрудников нашей редакции, какая реклама приходит им на телефон. Таким образом, в наш список попали магазины «Пятерочка», страховая компания «Ингосстрах», спорт-клубы «С.С.С.Р. Фитнес», XFit, NRG Fitness, «Совкомбанк».

ингострах.jpg

Мы обратились к юристам и прочитали политики конфиденциальности, чтобы понять, как все же отписаться от рекламы.

Как компании получают личные данные

Первый источник – информация, оставленная самими пользователями при заполнении всевозможных анкет для выдачи клубных карт, для регистрации в партнерских программах и при подписании соглашений, например, на медосмотр. Также при покупке онлайн-продуктов: курсов, марафонов, тренингов и т. п.

На сайтах магазинов, на ресепшен клубов, клиник, даже в кафе вам могут предложить зарегистрироваться в различных приложениях для накопления бонусов, но взамен вы предоставляете как минимум номер телефона и адрес электронной почты.

Второй источник – «слитые» базы с данными на теневых форумах. Но обычно покупают и продают их мошенники, чтобы потом звонить (причем в WhatsApp тоже) и писать вам под видом полиции или банка.

фсб звонит.jpg

Еще персональная информация может утечь через инсайдеров.

Конечно, если в стоматологии администратор вас просит заполнить анкету, где нужно указать номер телефона и адрес электронной почты, это еще не дает права компании присылать вам потом рекламу по всем каналам связи. Более того, такого рода согласий не существует. Ведь в 152-ФЗ «О персональных данных» сказано, что сбор данных пользователей возможен только для конкретной цели. А вот какая это цель? Нужно или сразу спросить у представителя организации, или прочитать ее политику конфиденциальности.

В качестве целей компании могут так и указывать:

  • «проведение маркетинговых и иных исследований, формирование персональных предложений» («Пятерочка»);

  • «проведение Оператором маркетинговых и рекламных мероприятий в отношении Покупателя» («Подружка»);

  • «ведение рекламной деятельности» (XFit).

Этими формулировками компания как бы развязывает себе руки и начинает череду маркетинговых рассылок.

ресо.jpeg

Однако недобросовестные сервисы могут вообще не указывать никаких целей, а просто собирать всю информацию о пользователе и распоряжаться ею по своему усмотрению.

Куликов
Никита Куликов
к. ю. н., генеральный директор АНО «ПравоРоботов»

После сбора ваших данных, например, для записи на фитнес, по смыслу 152-ФЗ, клуб не имеет права использовать их в иных целях, кроме заявленных. Однако если компания указала в своей политике конфиденциальности возможность рассылки рекламных объявлений о конкретных услугах компании, или, как часто бывает: «рассылка информации от партнеров Компании», что, по сути, означает информационные рассылки вообще от кого угодно, кто заключит соглашение с Оператором обработки ваших данных, то нарушением закона это считаться не будет. Получается, мы как пользователи услуг при подписании договоров и условий соглашений по умолчанию практически всегда даем согласие на рассылку нам рекламных материалов.


Как следовало бы поступить пользователю в этой ситуации?

Как совет – сразу сказать, что вы не хотите получать рекламные рассылки. А если дело происходит онлайн, то сразу поискать в политике конфиденциальности пункт, где содержится информация про рекламные рассылки и способы отписки. Как правило, компании предлагают разные методы, поэтому найдите необходимую информацию в документе по ключевым словам: «отписаться», «рассылка», «отзыв данных» и т. п.

Что сделать, чтобы отписаться от рекламы

По закону вы имеете право отказаться от использования вашей личной информации для рассылки рекламы. Обычно большинство сервисов предлагают направить письменное заявление об отказе по электронной почте или в редких случаях явиться лично. Если сервис такой информации не предоставил, то на сайте найдите его электронный адрес и в свободной форме направьте письмо с просьбой прекратить рассылки.

Важно зафиксировать это обращение, чтобы затем можно было начать отсчет дней до того момента, когда сервис прекратит использование ваших данных (в среднем это занимает около 30 дней).

Но это действует, только если отправитель сообщений себя идентифицирует как организация, которая получила на законных основаниях ваши персональные данные.

Что еще можно сделать, если вы получаете спам-звонки и сообщения:

  • Обратитесь к своему сотовому оператору и попросите отписать вас от всех спам-рассылок.

  • Оставьте жалобу на https://fas.gov.ru/pages/zhaloby-sms.

  • Воспользуйтесь услугами сотовых операторов для блокировки спама.

  • Используйте опцию умной блокировки на своем смартфоне. При получении нежелательного сообщения в меню просто нажмите «Заблокировать».

Умная блокировка.jpg


Гебель_.jpg
Сергей Гебель
член генерального совета «Деловой России», генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры»

Независимо от того, было ли дано ранее соглашение на обработку персональных данных или нет, по первому требованию распространитель рекламы – автосалон, банк, мобильный оператор или кто-либо еще – обязан перестать совершать звонки и рассылать спам.

Если это не помогает, можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу. В качестве доказательств спама подойдут фотографии дисплея экрана, распечатки с электронной почты, детализации звонков и сообщений. На основании представленных доказательств ФАС может возбудить дело об административном правонарушении и оштрафовать нарушителя.


Примеры чтения политик конфиденциальности

Вместе с юристами из АНО «ПравоРоботов» мы прочитали политики конфиденциальности некоторых упомянутых нами компаний. Они были выбраны случайным образом и как пример, потому что от них редакция Роскачества получает проморассылки. И вот что выяснилось. Приведем лишь несколько примеров.

«Пятерочка» в случае обращения пользователя прекратит обработку данных в течение десяти дней. Однако априори, если человек начинает пользоваться продуктами компании (например, установил себе приложение для заказа продуктов), то соглашается с тем, что его данные будут использовать для «проведения маркетинговых и иных исследований, формирования персональных предложений».

Из документа спорт-клуба NRG Fitness мы узнали, что срок обработки персональных данных пользователей почему-то является неограниченным. Тем не менее четко указано, на какой адрес электронной почты писать с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

Чего нельзя сказать, например, о сети фитнес-клубов «С.С.С.Р.». На сайте компании мы вообще не нашли никаких документов. Тем не менее рекламная рассылка в мессенджер приходит регулярно, причем даже после блокировки и с разных номеров.

«Совкомбанк», очевидно, в курсе, что «обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей» (ст. 5 152-ФЗ «О персональных данных»). Однако цель обработки персональных данных прописана в политике банка очень размыто, что выливается в регулярные рассылки рекламных материалов.

Учитывая то, что мы живем в цифровом мире, постоянно и где угодно оставляем сведения о себе, выявить взаимосвязь между оставленными данными в конкретной организации и последующими назойливыми спам-рассылками практически нереально.

кузьменко новая
Сергей Кузьменко
РУКОВОДИТЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТРА ЦИФРОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РОСКАЧЕСТВА

В любом случае выходит, что продукт можно использовать только на тех условиях, которые предлагает разработчик или владелец. Форма согласия с политикой конфиденциальности только констатирует этот факт.

Тут можно задаться вопросом: «Зачем ее читать, если все равно нажмешь “Принимаю”?» Безусловно, прочтение политики конфиденциальности потребует от вас внимательности. Однако, чтобы понимать, какие данные собирает о вас сервис, достаточно будет взглянуть на ключевые пункты, чтобы понимать, как отписаться от маркетинговых рассылок. Считайте это возможностью вести осознанную цифровую жизнь.


В 2023 году Роскачество совместно с АНО «ПравоРоботов» запускает проект по осознанному обращению с персональными данными пользователей, в рамках которого планируется тесное взаимодействие как с бизнес-сообществом, так и рядовыми потребителями, которых на данный момент мало беспокоит вопрос сохранности собственных данных.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

0 комментариев
Наверх

Samsung Galaxy Note 8 (SM-N950F/DS) добавлен к сравнению Всего в списке 3 товара